Введение

Битбокс (в переводе с англ. "human beatbox") – это (1) искусство создания и имитации ритмических рисунков (битов) и мелодий при помощи голосового аппарата и артикуляций органами рта; (2) имитация барабанов, баса, скрэтчей и различных звуковых эффектов при помощи рта, причем принято, что хороший битбоксер обладает и достаточными вокальными данными. В принципе эти 2 понятия равнозначны (не забивайте мозги)

Также битбокс называют пятым элементом хип-хопа, куда помимо него еще входят мс, диджеинг, граффити и брейкданс. Во многих статьях можно увидеть такие слова, как вокальная перкуссия, битбоксинг и мультивокализм. Ниже приведены их определения, взятые с сайта humanbeatbox.com:

  • Вокальная перкуссия – это имитация различных перкуссионных звуков (например, музыкальных инструментов).
  • Битбоксинг – это форма вокальной перкуссии, в которой человек подражает звукам "бит бокса", т.е. драм-машины.
  • Мультивокализм – это термин, относящийся для людей, которые совмещают битбоксинг, пение, скрэтчи, различные эффекты и т.д.

Не засоряйте голову этими вообщем-то не особо нужными терминами :)

I часть: Давным-давно...

Общепринято, что битбокс пришел из хип-хопа, с улиц Чикаго, Бронкса и Лос Анджелеса, и это вполне нормально. Однако вокальная перкуссия стала частью музыки намного раньше, более чем 8 десятилетий назад, во времена джаза и барбешопа (разновидность джаза). Тогда была зарегистрирована первая джазовая группа, которая использовала свои голоса для имитации таких инструментов, как саксофон и труба. Однако корни имитации музыкальных инструментов с помощью человеческого голоса берут свое начало еще раньше…
Оказавшись в Южной Франции в период 1200-1500-ых годов, мы смогли бы встретить трубадуров (поэты-музыканты), которые бродили по улицам, и пели либо только с сопровождением лютни (предшественник современной акустической гитары), либо полностью без музыкального сопровождения. Они собирались в группы, где каждый делал по имитации определенного инструмента, в результате чего получались целые песни (в большинстве они исполняли лирические и религиозные темы). И эти французские цыгане, фактически были самыми ранними зарегистрированными группами в истории, использующими вокальную перкуссию.
Однако потом вокальная перкуссия была забыта, и лишь в 1900-х вновь в музыке стали использоваться бессловесные вокальные партии (например, у Сергея Рахманинова в песне "Vocalise" 1912 года).

Немного об Индии.

Музыка Северной Индии в течение многих столетий (и, возможно, тысячелетий) использовала элементы, оригинальное название которых "vocal bols", и звучание которых очень похоже на таблы (индийские ударные музыкальные инструменты). Это были небольшие вокальные партии, состоящие из двух, трех или четырех букв, например: Dha, Dhi/Dhin, Ti/Tin, Rа, Ki, Ta и др. И эти "vocal bols" объединялись, и из них создавался ритм.

Африка – Америка.

Африканская ритуальная музыка имела традицию использовать "звуки тела" для поддержания ритма. К ним относятся различные хлопки, хлопки по телу, громкие вдох - выдохи, образцы вокальной перкуссии ("hup, hup, hup, hup" и "Ch Ka Ch Ch") и другие ухищрения, вызывавшие состояние транса у исполнителей.
А в 17-ом столетии африканские рабы были привезены на плантации в Америку и на Ямайку, где африканская музыка была смешана с европейским фолком и музыкой духового оркестра, что в итоге породило новые формы музыки - а именно, блюз и джаз.

Времена барбешопа.

В конце 1880-ых стали популярны афроамериканские группы, которые пели в стиле акапелла, т.е. используя лишь только свои голоса. И уже тогда, более чем за сто лет до Kenny Muhammad'a, певцы данного стиля делали различные басовые звуки, используемые в современном битбоксе, и справлялись с таким элементом, который сейчас называется inward snare. И это было только начало перед массовым увлечением использования вокальной перкуссии в музыке.

Блюз и вокальная Перкуссия.

Когда появился блюз, у афроамериканских рабов, поющих про тяжелую жизнь, не было под рукой обычных инструментов, и они импровизировали с тем, что у них было: их тела и голоса. Хлопки и щелчки заменили барабаны, а низкие напевы стали контрабасом. И, в конечном счете, это развилось в подражание многим звукам, например: труба, мягкий снэр или хай-хэт, играемого специальными щетками. Блюз становился все более и более популярным направлением музыки, благодаря чему вокальная перкуссия почти сразу же стала основным элементом уличной культуры.

II часть: Старая школа битбокса

Откуда появился термин "битбокс"?

Термин "битбокс" буквально означает драм-машину, а само слово изначально произносилось как "бит бокс", в два слова.
Термин "коробка удара" (в переводе с англ. "beat box") использовался как сленг для непрограммируемых драм-машин, которые сначала назывались машинами ритма. Например, TR-33 и TR-55 из серии the Roland TR Rhythm, произведенные в 1972. Однако, первая машина ритма Wurlitzer Sideman, которая была выпущена в период 1959-1964 годов, действительно входила в большую коробку – и таким образом можно предположить, что термин "коробка удара" был использован по отношению именно к этой машине.

Roland TR Rhythm TR-33 (1972)
Roland TR Rhythm TR-33 (1972)
Roland TR Rhythm TR-55 (1972)
Roland TR Rhythm TR-55 (1972)
Та самая Wurlitzer Sideman (1959-1964). По размерам напоминает системный блок компьютера.
Та самая Wurlitzer Sideman (1959-1964). По размерам напоминает системный блок компьютера.

Но все начинается здесь...

Как мы видим, история битбокса является довольно-таки расплывчатой, но именно в той форме, в которой мы привыкли его видеть, битбокс появился на улицах Нью-Йорка и других городов Соединенных Штатов, где собирались компании и читали рэп под биты драм-машин. Но в те времена драм-машины и различные синтезаторы были труднодоступны, и, к тому же, многим они были не по карману. Вследствие чего был найден новый инструмент – человеческий рот.

Короли 1980-ых.

В течение многих лет ведется обсуждение о том, кто же именно стал первым битбоксером, но как бы то ни было, одно известно наверняка: в 1983, трио из Бруклина выиграло конкурс талантов Radio City Music Hall. Данное трио состояло из: Mark "Prince Markie Dee" Morales, Damon "Kool Rock-Ski" Wimbley и Darren "Buff the Human Beat Box" Robinson. Это были The Fat Boys. Buff Love или, как он позже стал известен, Buffy помогал группе выиграть соревнование с его способностью имитировать ритмы хип-хопа и множество звуковых эффектов (хотя наиболее известным был его элемент под названием динамическое дыхание). В качестве приза выступал контракт со звукозаписывающей компанией. The Fat Boys ожидала короткая, но успешная карьера. Они распались в начале 90-ых, чтобы начать свою сольную карьеру. К сожалению, 10 декабря 1995 Darren "Buffy the Human Beat Box" Robinson умер от сердечного приступа в Нью-Йорке.
Также в 1983 в песне "Pass the Budda" впервые появился Doug E Fresh (или Doug E Davis), который утверждает, что именно он изобрел человеческий битбокс в 1980. В 1984, Doug снялся в хип-хоп фильме "Beat Street", который впоследствии принес ему статус одного из самых известных битбоксеров всех времен. Doug E Fresh был известен и за счет его отличительного звука, который в дальнейшем стал называться click roll.
К 1985 году за битбокс взялись и другие исполнители, например, Biz Markie. Хоть он изначально и просто читал рэп, но позже он начал работать в качестве битбоксера и развил такие элементы, как совмещение читки и бита, inward handclap и harmonic tap.

Неожиданное затишье.

Битбокс был очень популярен в сфере хип-хопа, его можно было услышать на различных аудио и видеозаписях, но после того, как хип-хоп перестал быть центральным направлением в музыке, битбокс тоже ушел в тень.
Хотя битбокс (или точнее вокальная перкуссия) все же стал распространяться в другие музыкальные жанры, такие как джаз (служил основой во многих группах, поющих акапелла), где наиболее известным исполнителем стал Bobby McFerrin, рок (его использовала группа HouseJacks) и другие стили. Также вокальные границы были существенно расширены мастером вокальных эффектов Michael Winslow, которого многие знают, как парня из "Полицейской Академии" (также он делал закадровые звуковые эффекты для фильма "Назад в будущее").

III часть: Новая школа битбокса

В течение 1990-ых появилось новое направление битбоксеров.
В Великобритании Killa Kela с небольшой помощью его друга обнаружил в себе талант к битбоксу и в 1994, в возрасте 17 лет, он начал сольную карьеру, что в итоге привело его к заключению контракта с BMG/Sony в 2005. Также в это время и другие исполнители битбокса во всем мире расширяли звуковые барьеры битбокса, придавали ему новые музыкальные формы (например, танцевальная музыка), и это был только вопрос времени, когда битбокс вновь станет популярным течением.
В 1999 году битбоксер из группы The Roots (или как он сам себя представлял "Godfather of Noyze") Rahzel выпустил один из самых влиятельных битбокс - альбомов всех времен. "Make the Music 2000" и вернул битбокс на большую сцену, и мало того, что альбом содержал в себе просто битбокс и некоторые песни, на нем показывались имитация скрэтчей, которая с тех пор упорно развивалась, четыре элемента (техники) битбокса, включая "Технику Ветра" Kenny Muhammed'a и кавер на песню "If your girl only new" (исполнитель – Aaliyah) - "If your mother only new", которую и сейчас копируют битбоксеры со всего мира.

Новая волна.

С 2000 года битбокс становится еще более популярным течением, и в 2001 году Eliot и команда сайта www.beatboxing.de выпустили первый посвященный битбоксу DVD диск под названием "Beatboxing Vol.1". Все песни были записаны такими исполнителями, как Killa Kela, Box Style Bern, Bauchklang, и состоят из одних только голосов. Это был также один из первых альбомов, который показал студийную запись битбокса в несколько дорожек. После этого данная команда выпустила "Beatboxing LP", 2 макси сингла и четыре битбокс - видео, которые крутились на музыкальных каналах. В 2002 году сформировалось первое битбокс агентство в мире Beatboxer Entertainment. А в 2004 битбокс был исполнен на открытии Олимпийских игр.

Интернет-революция.

За несколько лет интернет объединил битбоксеров из разных уголков мира. Уже существовало несколько сайтов, направленных на битбокс, но на них не было какого-либо интересного содержания, который можно было бы обсудить. В декабре 2001 A-Plus зарегистрировал сайт www.beatboxing.co.uk и в течение нескольких дней создал форум, что было в новинку. И в первый же день на нем зарегистрировалось несколько битбоксеров, среди которых были Banardo, TyTe, Emcee Liveи Eliot, которые и сегодня являются активными членами сайта.
В 2002 году TyTe создал первые битбокс обучающие уроки, используя текст и небольшие мп3 записи. В марте 2003 сайт был значительно переделан и повторно открыт уже как www.humanbeatbox.com. В том же 2003 TyTe выложил на сайте 52 обучающих видеофайла и в 2004 выпустил обучающих диск "Learn to Beatbox Vol.1 DVD".

Конференция битбоксеров.

26 апреля 2003 года A-Plus - основатель humanbeatbox.com - решил собрать битбоксеров со всех концов земного шара на первой международной конференции битбоксеров. Конференция проходила в Лондоне и привлекла битбоксеров из Европы, Северной Америки и Австралии. Но это организовывалось не просто для проведения каких-либо баттлов, а в первую очередь для поиска новых идей и для повышения уровня битбокса. И этот день имел огромный успех, а его запись была выпущена на диске под названием "2003 Beatbox Convention DVD".

Напоследок несколько видео битбоксеров мирового уровня

И конечно же отличные русские губошлёпы

Вот в принципе и всё ! В следующий раз выложу видеоуроки.
Читайте, узнавайте, пробуйте :)

Теги: хип-хоп, старая школа, битбокс, вокальная перкуссия, новая школа

J E F - Chita Beatbox 
28 июня 2011