Татьяна Кузнецова, балетный обозреватель ИД "Коммерсантъ" и один из самых авторитетных критиков России, рассказала, какие имена современных хореографов необходимо знать каждому страстному балетоману и почему в России не удается вывести современный танец на большую сцену.

Источник: youtube
Источник: youtube

«Хотите, расскажу вам историю? – обращается к залу Татьяна Кузнецова – Недавно я видела совершенно радикальную постановку Жерома Беля в Лионской опере. Занавес открывается, на сцене – полукруг из стульев. На них - человек 30 артистов. Они сидят – и мы сидим. Ничего не происходит. Из зала начинают доноситься робкие покашливания, потом свистки, атмосфера накаляется все сильнее. После этого один из артистов выходит на середину сцены. Все ждут. Слышится какая-то попсовая музыка, и он переваливается на другую ногу. На фоне сидения это просто событие. Все аплодируют. А потом на сцену выбегает человек из зала и начинает дергаться. И тогда артисты вскакивают со своих мест и подхватывают его безумный танец».

Фото: Christophe-Raynaud de Lage
Фото: Christophe-Raynaud de Lage

22 апреля в Александринском театре в рамках фестиваля Dance Open состоялась лекция ведущего балетного критика Татьяны Кузнецовой «Современный танец во Франции: «новая волна» и ее последствия». В своей искренней и живой манере Татьяна рассказала о тенденциях в мире французского танца, о самых ярких балетных постановках, а также о выдающихся хореографах и артистах современности.

«Для французов современный танец – гораздо более привычная, доступная и органичная среда, чем танец классический, - утверждает Татьяна. - Ситуация совершенно противоположная по сравнению с нами. Они не думают, что современный танец элитарен или маргинален. Совсем наоборот – для них элитарна классика. И ходят на нее только в честь Рождества или, например, дня рождения жены. Это искусство прошлого».

По словам Татьяны, французы делают все, чтобы современный танец не был чужим и непонятным для зрителей. Так, ошеломляющие постановки лидера движения не-танца Жерома Беля позволяют достичь непосредственного контакта и взаимодействия зрителей с артистами. А спектакли Матильды Монье дарят возможность всем желающим почувствовать себя артистами балета: «Руководитель Национального хореографического центра в Монпелье поставила спектакль с горожанами самых разных возможностей, комплекций и возрастов. Участникам представления было предложено вспомнить моменты счастья и изобразить движения, которые ассоциируются с этим душевным состоянием. Самовыражение не ограничивалось ничем. В итоге Матильда Монье смонтировала коллаж из этих рассказов, и получился портрет города, очень теплый и человечный».

Фото: Marc Coudrais
Фото: Marc Coudrais

Вовлечение широких слоев в сферу танца – важнейшая задача современного танцевального искусства во Франции. Для этого регулярно проводятся массовые флэшмобы, в которых может принять участие любой желающий. Однажды Татьяне Кузнецовой посчастливилось принять участие в одном из таких мероприятий: «Это был трехсуточный танцевальный марафон во дворце Гран-Пале. Танцы шли круглые сутки: днем педагоги проводили мастер-классы по классике, народным танцам, фламенко и еще множеству направлений на любой вкус. Каждый из пришедших мог выбрать дисциплину себе по душе. И у них абсолютно нет никаких комплексов, как на тебя посмотрят со стороны. А один раз мы заглянули во дворец в два часа ночи – и там по-прежнему танцевали люди под видео-уроки».

Французов вряд ли можно назвать консервативным народом. Как объяснила Татьяна, они с удовольствием экспериментируют и обращаются к различным национальным культурам: «Французам всегда не хватает притока свежей крови, и они обожают пригревать у себя арабов, африканцев, корейцев и искать там какую-то «прививку экзотики», которая бы придала новое дыхание французской культуре. Один из таких баловней французов – Мурад Марзуки, самый активный пропагандист хип-хопа как театрального вида искусства. Вообще хип-хоп очень популярен во Франции. И даже парапет Лионской оперы используется как площадка для городских хип-хоперов. Они приходят туда со своими магнитофонами и колонками, устраивают танцевальные состязания, делятся опытом, показывают трюки, в общем, живут».

Фото: http://culturefrance.kz
Фото: http://culturefrance.kz

К сожалению или к счастью, но наша страна, по словам Татьяны, вряд ли повторит судьбу Франции: «Современный танец в России в массовость не пойдет. Во Франции совпали две вещи: во-первых, «революция цветов» в 60-х, когда все общество обновлялось, требовало иной эстетической и этической жизни, и во-вторых, активная поддержка государства. Чтобы современные танцевальные движения стали массовыми в России, нужны воля верхов и совершенно другие низы».

Теги: хип-хоп, балет, хореография, современный танец, александринский театр, татьяна кузнецова, жером бель

Deli  
23 апреля 2015