Гигантский размах мировой инди-сцены последних лет продиктован, конечно же, веяниями с Туманного Альбиона. Но сколько же групп-однодневок с мощным дебютным LP быстро угасают и становятся "вчерашним днем". Таких историй тысячи, но они явно не про лондонских рокеров "White Lies", которые с каждой новой пластинкой обрастают концептуальным мясом и укрепляют свои творческие кости.

За несколько часов до московской презентации нового альбома гитарист Харри МакВей и басист Чарли Кейв встретились с нами прямо в фойе отеля, положив рядом свои инструменты, и были явно нацелены на интересную беседу о музыке.

Привет, ребята! Вы привезли в Россию новый альбом "Friends" - расскажите о нем? Какие были основные причины его создания?

Харри: Самая основная причина то, что мы любим музыку, мы слушаем музыку и мы обожаем то, чем мы занимаемся (смеется). Когда ты садишься за новый альбом, самая главная мотивация - это сделать что-то новое, и это поистине бездонный поиск. Перед записью мы ушли в полугодовой отпуск!

Чарли: Первый этап создания нового продукта - это всегда множество непонятностей вокруг и в самом себе - и это хороший творческий заряд. Ты садишься писать музыку - не важно, нажимаешь ли ты клавиши пианино или перебираешь гитарные струны - ты чувствуешь себя как ребенок, исследующий мир вокруг себя, сталкивающийся с непонятными вещами, которые нужно понять. В тот момент ты не чувствуешь, что это работа - это чувство приходит уже позже в студии, когда записываешь дубли, устаешь и так далее…

Харри: Я слушал тут недавно радиопередачу с Брайном Ино и он классно сказал: "Ты пытаешься всегда понять, зачем ты делаешь музыку… когда ты играешь ее, ты используешь ее, как инструмент познания мира…"

Чарли: Да, так можно сказать про многие виды искусства… например, фотография - с помощью ее ты учишься смотреть на мир… музыка - с ее помощью ты учишься слушать этот мир! Ну а сочинение музыки - это попытка выстроить твой личный диалог с миром.

Мне показался новый альбом более концептуальным по связи каждой песни с последующей и мелодии стали более неожиданными, что мне понравилось. Это был осознанный эксперимент или это было спонтанно?

Чарли: Спасибо! Когда занимаешься музыкой, многие вещи происходят спонтанно - в этом и кайф. С другой стороны, на написание песен для этого альбома мы потратили самое долгое время за всю историю группы и мы годами учились перед этим как песня должна проходить все стадии ее создания. Мы записывали их на репетициях и долго изучали составляющие каждой песни - куплет, припев, аранжировки… Затем мы слушали, как звучат инструменты - каждый в отдельности и все вместе. Это работа на грани сумасшествия, но она была необходима для достижения конечного результата. Таким образом, когда мы пришли в студию, мы были на 100% уверены в том, чего мы хотим.

Совсем скоро концерт для ваших фэнов в Москве - а помните ли ваш самый первый концерт? Какие эмоции испытали после него?

Харри: Я помню, как первый раз играл с Чарльзом - это был кавер на "Can’t Stop" Red Hot Chili Peppers - было очень весело!

Чарли: Да, помню эту вечеринку в Западном Лондоне!

Харри: Помню, как подумал в тот момент - определенно хочу играть музыку с этим парнем! (смеется). Первые концерты "White Lies" тоже хорошо помню и помню, что было очень страшно. Нам сделали несколько шоу в барах Лондона и Кардиффа, потому что нами тогда уже интересовались люди с нескольких рекорд-лейблов. Но умные друзья тогда нам посоветовали, что не стоит подписывать контракты с людьми, которые нас не слышали вживую - надо обязательно сделать несколько концертов и пригласить их туда... Я помню, страшно переживал, как же все пройдет и вся группа чувствовала большое давление.

Чарли: Но это было классное время, на самом деле!

Британская рок-музыка всегда сильно влияла на мировую музыкальную культуру - она дала миру столько великих музыкантов. А что в ней самой сейчас происходит, по вашему мнению? Интересно узнать взгляд изнутри?

Харри: Всегда интересно смотреть на экспорт музыки твоей страны по всему миру… и думаю самая большая в этом заслуга - это канал BBC. Они независимы, у них есть деньги, им не нужно гнаться за новыми слушателями и форматами, они делают то, что хотят и у них отличный музыкальный вкус. Так, во всем мире они формируют среднестатистического слушателя-любителя британской музыки. Возьмите топовых мировых поп-звезд - Ed Sheeran, Adele и другие - они все из Великобритании. Думаю, в ближайшие годы все так и продолжится, пока люди будут лояльны к BBC.

Чарли: Люди во многом привыкли к музыке, к тому, что им дают. Нет уже такой "восторженности" как раньше. Появляется новый музыкант, через неделю набирает несколько сотен тысяч прослушиваний на Spotify, но все говорят "окей, ничего удивительного". Вся музыка лежит на поверхности, в свободном доступе, и кого-то чем-то уже сложно удивить. Все привыкли слушать английскую музыку, и их сложно удивить чем-то новым. И все стали очень занятые - времени мало, музыки много…

Не могу удержаться и не спросить у британских музыкантов "фундаментальный" вопрос, ну больше по приколу - "The Beatles" или "The Rolling Stones" для каждого из вас? И почему?

Харри: Ох… какой сложный вопрос для британских музыкантов (смеется). Их сложно сравнивать на самом деле, но если выбрать одного… "The Beatles"!
Я не самый большой их фанат, но они дали жизнь и продолжают ее давать огромному количеству музыкантов… Чарли?

Чарли: Я бы выбрал "Black Sabbath" конечно (смеется)…
Я вообще не особо слушаю обе эти группы, для меня музыка 60-х слишком "приторная" и слишком "ретро". Но у "The Beatles" гораздо больше песен, которые я объективно считаю крутыми - и это огромная почва и наследие для интересных кавер-версий для других музыкантов. Вот например, "A Day In Life" - невероятная песня, которую можно сыграть настолько по-разному, что дух захватывает!

Играя в группе с таким классным названием, вы сами насколько часто сталкиваетесь или практикуете "ложь во спасение"?

Харри: Постоянно! Ты никогда не говоришь людям, то что их может ранить или обидеть - это часть хороших отношений и уважения в общении. Ложь во спасение в каждом из нас…

Чарли: И это неплохо! Это, также, немаловажный аспект в работе и творческом процессе. В студии, мы говорим иногда друг другу: "Это отличная идея, но давайте сначала сделаем то-то и то-то! А потом вернемся к твоей идее" (смеется). Обычно, в студии, продюсер или звукорежиссер говорит тебе: "Это отличный дубль! Но давайте сделаем еще один, на всякий случай - ну просто, чтобы он у нас тоже был". И это отличная мотивация, и гораздо лучше, чем тебе бы сказали: "Это дерьмо! Сделай еще двадцать других дублей!" (смеется).

Текст: Андрей Луговой
Фото: Сергей Рыков

Теги: интервью, white lies, harry mcveigh, charles cave

Nikita Kuchukbaev 
27 апреля