Создатель лейбла Electronica Records, диджей и ведущий собственного радиошоу рассказал Geometria.ru о детстве, особенностях винила и аудиокассет, альбоме Daft Punk «Homework», смешении стилей и планах на ближайшее будущее.

Самый стандартный вопрос: что привело тебя к диджеингу?

Музыка привлекала нестандартная. Что там в 90-х у нас крутили по телевизору? Особо неприметная музыка, в основном, всякие Киркоровы пели. А потом появились Technotronic. Самый переломный момент для меня, наверное, это когда появились сборники “The Best From The West” на кассетах, они активно рекламировались по телевизору. Я уже и не помню чтобы так рекламировали сборники по ТВ. У меня сестра поехала в какой-то из крупных городов и привезла мне один. Там была солянка из хип-хауса и прочего. Клипы были у этих треков, как сейчас говорят “на стиле”. Там все энергично танцуют, ярко и стильно выглядят. Это просто отголоски того, как нестандартная музыка заинтересовала мальчишку. Потом начал замечать фото диджеев в журналах и кассетах, я почитал, кто это и что они вообще делают. В принципе, ничего неординарного. Просто яростно захотел заниматься этим, быть может потому что у нас этого не было, ни вертушек, ничего. Первобытное желание — животное, то есть первобытность взяла надо мной верх — добиться того, чего у нас нет в городе.

Насколько я знаю, ты из Сибири. То есть у вас вся эта музыкальная тусовка была не развита?

Да, я из Иркутского областного поселка. У нас население тысяч пять от силы было, там вообще ничего нет, единственный Дом Культуры. Но я на дискотеки попал, меня сестра взяла с собой. Смотрю, все танцуют под музыку 4 на 4, скорость примерно 140BPM. Пара треков мне очень понравилась, например Gigi D'Agostino - Bla Bla Bla

Смотрел на диджея загадочно, при этом я не видел, что он там делает, потому что диджейка находилась высоко и закрыта, а я был маленький. Они тогда на кассетах играли, мне даже удалось самому попробовать. Так свой первый диджей сет я отыграл на кассетах! Прелесть провинциальных времен 90-х. Собственно я начал собирать музыку на них. Обычно, когда покупаешь сборники, разворачиваешь обложку, и там написано: диджей такой-то, плюс фотки какие-то размещены — очень все это грело душу, что эта кассета у тебя есть.

Сложно было достать кассеты?

Думаю, да. Очень доставалось продавщице, когда я приходил с вопросом: «Есть что-нибудь новенькое?». Она не понимала, что я подразумеваю под этим. Давала все, чего не знает, мол, сам разбирайся. Я пытался сам заказывать, но никогда почти мои заказы не доходили. Ну кто будет привозить ради одного парня эти кассеты в поселок. Приходила только самая популярная электронная музыка типа Benny Benassi, так как она просто штамповалась. Klubbheads и прочие. Когда в руки попадалась какая-нибудь битва диджеев, отрипованная с видеокассеты, то это вообще находка. То есть все очень плохо было.

И, наверное, это было дорого?

А что кассета стоила по тем временам? Рублей 15, наверное. Брал деньги у родителей, так как был школьником. Булка хлеба стоила 2-3 рубля, а кассета — 15.

А как родители относились к твоему увлечению?

Представь, у тебя ребенок лет в 7 начинает активно заниматься музыкой. Слушает, танцует, интересуется, скупает журналы. Долбежка постоянно в комнате. С одной стороны, это радует, с другой — пугает, потому что ты не знаешь, куда заведет такая музыка. Она же тоже несет ответственность за психологическую составляющую. Ты не можешь уследить, это неконтролируемая ситуация. Мне удалось, в принципе, с этим справиться.

Каким образом?

Да не знаю. Я как губка. Фильтровал «нравится-не нравится», знаешь, как музыкальный Tinder. А потом типа заниматься нечем было. Я перепробовал все: и легкая атлетика была, и тайский бокс. Чем там, в поселке городского типа, можно было заниматься? Да всем: бег на лыжах, футбол, вообще все. Последнее, на чем замкнуло – брейк. Это двухтысячные уже были. Лет пять, наверное, отплясал. На баттлы даже ездил, на всевозможные региональные сборы.

А потом ты решил закончить с этим и пойти по тропе диджеинга?

Ну да, там же команду удалось собрать. Уже проще в ситуациях разных: есть люди, которые тебя понимают, поддерживают, разделяют взгляды, кто-то уже сам кассеты приносит. Тогда диски только начинали заходить на рынок, и, соответственно, уже можно было с кем-то обсудить то, что нравится тебе. Это прикольно. Команда собралась, на баттл приезжаешь, там групповой танец ставишь, хореография, все дела. А я говорю ребятам, мол, давайте я вам для танца, там пятиминутная постановка, как правило, эпизодичная, сделаю нарезку. Где-то 30 секунд эпизод каждый, все надо было собирать в один трек. Меня это увлекало, я сидел за компом и делал с помощью программ музыкальных. Когда компьютер у меня первый появился, кассеты уже ушли на второй план, их заменил Winamp/iTunes. Все уже в цифровом виде было. Я ночь выкачивал трек с обычного модема. Это очень специфический путь: ты вбиваешь странные запросы «найти такую-то музыку, клубную, диджей такой-то». Выкачиваешь в итоге какую-нибудь хе*ню. Все самобытно так было. Потом, короче, когда результаты по танцам пошли, уже в четверку финала пробились, на одном из баттлов, нам всем дали билеты в ночной клуб как дополнительный “презент”. И там я впервые увидел нормального, настоящего диджея за вертушками. Я понимаю, что от той кассеты до текущего момента прошло, грубо говоря, лет 7, а желание встать по ту сторону лишь усилилось.

Почему именно хаус, а не хип-хоп?

У меня хаус и техно. В принципе, я сыграть могу и то и то, уши могут позволить. Не знаю, комфортно себя чувствую в этом. Ну и связь хауса с хип-хопом очень тонкая, так что это было очевидно.

Все равно, хаус-музыка и техно — формат не для всех, потому что не многие люди его понимают. Чем тебя привлекает такое звучание?

Если хаус — это, непосредственно, красота и мелодика, то техно — это возможность выплеснуть свою агрессию. Это все равно, что послушать drum and bass или ambient. Под первое ты там: «А, бл**ь», что-то злишься там, ругаешься. Все же помнят, как стэпят драм’энд’бейсеры. Там столько агрессии и экспрессии на лице, и ты понимаешь, что эти хлесткие биты помогают им высвободить всю это накопленную первобытную энергию. То же самое я могу, жопой повилять под хаус, а под техно уже стиснуть зубы. У меня сразу какие-то представления, технологии и прогресс в голове. Я, так или иначе, оба стиля люблю. Техно играл, в принципе, с него и начинал, потом на 3-4 года ушел к хаусу, а сейчас опять вернулся больше к техно-звучанию.

А что тебя заставило вернуться к этому звучанию?

Представь, ты слышишь звуки, которые не с чем сравнить, которые хочется слушать вновь и вновь. Например, трек «Revolution 909» от Daft Punk. Этот альбом просто е**нутый, то есть это как раз 97 год. Они тогда еще без масок выступали. Альбом «Homework» просто голову перевернул мне. Когда вышел сингл «One More Time»… — это вообще воплощение хауса в том понимании, в котором он мне всегда нравился… За грув, чувства счатья, свободы и прочее. Кстати, до сих пор все эти пластинки есть в коллекции. Ставишь спустя 10 лет, и она работает. Почему я возвращаюсь к техно? Быть может, потому что не добиваюсь каких-то результатов с хаусом или просто скучно, да и вообще, мне на сегодняшний день 29 лет. Возможно, мной руководствовал юношеский максимализм: быть частью андеграунда, чтобы выделяться, играть серьезную музыку. Быть умным-заумным, наверное. Потом, в какой-то момент, понимаешь, что это “клоунада” какая-то. Ты просто начинаешь делать то, что тебе нравится. Вот когда было 25, мне зашел опять хаус, я понастальгировал по этой музыке, которую слушал в детстве, и опять начал его играть. Потом постепенно вернулся к техно. Вообще, если сейчас послушать мои сеты, то это гибрид техно и хауса.

Ты из разряда диджеев самоучек или все-таки кто-то показывал?

Никакой школы. Самоучка. Опять же, говорю, что меня одержимость заставила заняться этим делом. Представь, я увидел диджея, в городе которого совсем не знаю, приехал туда на соревнования, мне охота заняться этим еще больше. Начинаю на электричке ездить каждую пятницу и субботу в тот самый клуб. 100 километров. Познакомился с ребятами-иркутянами, и мы начали ходить в клуб «Объект 01». Я там под всех лондонских диджеев отстэпил от Aphrodite до Limewax, то есть уже можно сказать стал завсегдатай этого клуба, а утром домой уезжал. Так и оброс какой-то тусовкой, познакомился с диджеями и просто внаглую просил: «Можно я приду пораньше вечеринки, что-нибудь попробую? У меня желание сильное. Может, вы еще и винил продаете, который вам не нужен? Я бы выкупил, а вы бы что-нибудь свежее купили». Я не знал, где они приобретаются, абсолютные “дебри” для меня. Пластинки купить-то я купил, а за пульт никто не пустил: «Ой, у нас тут очередь. В другой раз». А я тоже понимаю, что вертушек настоящих больше нигде нет. Ну и все, у меня злость и агрессия. Почему люди некоммуникабельные и не идут на встречу? Я ведь ху*во себя в клубе не веду, наоборот, ассоциируюсь, как лицо локального клубного движения в то время, один из участников — заядлых тусовщиков. В общем, ничего не получилось. Я потом устроился как раз работать на радио. Там была местная радиостанция 104.4 fm. В регион приходили столичные радиостанции Megapolis FM, Love Radio. На втором я работал звукорежиссером, рекламные ролики делал и все такое, в общем, технические больше вещи. И мне все время хотелось эфирного времени. Видимо, хорошо работал, и получил. 12 октября 2007 года выходит в эфир первое шоу Electronica, которое через полгода становится лейблом.

Твоему лейблу уже десятый год.

12 октября исполнилось 9 лет. На тот момент я был в Красноярске.

Расскажи подробнее об идее его создания.

Опять же, стремление надрать зад всем ребятам, которые не дали мне поиграться. Я злопамятный. Мне многие об этом говорят. Иногда в хорошей степени, иногда — в плохой. У меня есть с одиннадцати до полуночи каждую пятницу ради-шоу. Сначала на радио поет Дима Билан, а с одиннадцати там играет Aphex Twin, я рассказываю про техно — Underground Resistance например. Постоянно в эфирах говорил о том, что это пластинка тех-то, стиль такой-то. Потом шоу приобрело формат подкаста. Я каждый выпуск публиковал в блог свой. Он разлетелся по форумам местным. И все ребята, которые не хотели меня пускать за пульт, приехали ко мне в эфир. Я их спокойно пустил, некоторых даже сам приглашал играть гостевые миксы, интервью давать. Был выпуск, не помню, десятый что ли, позвал местного иркутского музыканта Sanderson. Он как раз IDM писал, очень любил Aphex Twin. Тогда были популярны создания интернет-лейблов, когда ты мог просто взять 3-4 трека, нарисовать обложку, в блокноте написать что за артист, указать ссылки, упаковать это в архив, дать каталожный номер по типу «001» — все, ты выпустил релиз. Так я и создал лейбл. Спросил этого парня, который ко мне приходил, издавал ли он что-то и есть ли у него неизданный материал. Рассказал ему, что хочу запустить интернет-лейбл в поддержку радио-шоу. Он мне спокойно дал 5 треков. Так состоялся первый релиз – 1 мая 2008 года. Каждый первый день месяца в течение двух лет выходила новинка. Сначала я выпустил всех сибиряков, потом замахнулся на Москву, потом японцы, американцы, французы пошли и все — понеслось. Потом мы выходим на новуый формат — начинаем продаваться в iTunes/Beatport, через пару лет пошли виниловые пластинки, сейчас уже кассеты. Банда растет, нас уже почти 100 человек артистов.

В какой момент ты решил, что из Иркутска нужно перебираться в Москву?

Я вроде бы уже научился играть, меня на фестивали приглашали. Понимал, что то, что делаю, не до конца оценено народом, который живет со мной. Да, у меня есть моя община, грубо говоря, 30 человек. Всем нравится, что делаю, а я хочу быть услышанным, как минимум. Да, я вижу скачиваний 15 тысяч релизов лейбла на нашем сайте, но не вижу фидбэка. А диджея из Иркутска мало кто закажет в какой-нибудь город, потому что перелет стоит пи**ец как дорого. В одну сторону слетать из Москвы — 15 тысяч. А я сюда к вам из столицы прилетел, билет обошелся где-то в две тысячи рублей.

А как ты начал играть на техно-фестивалях, и какие ощущения у тебя были?

Были фесты байкальские, которые региональные. Тоже казалось, что это все масштабное, а сейчас понимаешь, что это как-то было несерьезно все, но очень важно. А когда я встал за пульт перед пятнадцатью тысячами человек на фестивале… Его делал Dj Фашист. Он кучу арен сделал: драм-н-бэйс, техно, хауса, и на одну из них меня пригласили. Вот я приезжаю в четыре часа ночи, встаю играть на рассвете, мое лицо по всему дисплею за спиной. Ну, это странные эмоции были, немного под шоком. Когда такие ситуации происходят, я всегда вспоминаю, как сидел кассеты собирал, выкачивал песни… с ужасно медленным интернетом. А тут стою, кручу пластинки для пятнадцати тысячной аудиторией… Внутри я тот же самый, мало что меняется, все же прекрасно это понимают. Да, у нас там усы вырастают, голос меняется… но человек не меняется.

Ты только на виниле играешь?

Да, винил и сейчас флешки появляются, потому что на них материал моих друзей, или то, что не вышло, или что-то, что выйдет, или никогда на виниле не появится, то есть доступное только в цифровом формате.

Почему упор именно на винил и кассеты идет, чем тебя привлекает такой формат издания?

Слушай, я тебе сейчас кассету в руки дам, ты, наверное, поймешь (смеется). Когда чувствуешь релиз в своей руке, он, тебе запоминается. Представь, у тебя на флешке залито, допустим, сто песен. Ты помнишь по мелодике, но как называется — нет, а упаковку ты всегда запоминаешь (показывает кассету). Она упала у меня сегодня в аэропорту, так что не обращай внимание на внешнее состояние футляра. И вот, допустим, ты знаешь, что такого-то цвета, с такими-то буквами, находится такая-то песня. Ну и плюс у тебя есть упаковка, можешь посмотреть треклист или описание, не знаю, развернуть фотки и взглянуть на артиста.

Почему это не какие-то там CD-диски, а еще и пластинки?

А диски куда? Никуда. Да они тоже вернуться! Плюс вот тут код на цифровую версию, у тебя, допустим, не на чем его послушать, забиваешь на сайте и цифровую версию скачиваешь в любом нужном для тебя формате. А сама кассета остается как сувенир тебе или ты все же пойдешь и купишь плеер на Avito и послушаешь ее.

Ты веришь в энергетику, что все эти носители подпитаны энергетическим фоном?

Понятное дело. MP3 — это же сжатый формат звучания, а магнитная пленка — без сжатия идет, то есть — это аналоговый звук. Ну и плюс ты сам сидишь, смотришь, как она крутится, как перематывается. Это фетиш. Кто-то же книги собирает, не читает же их на iPad. Кстати, я пытался на нем читать, а потом под кроватью его нашел спустя год. Понимаю, что это не мое. А винил… Классический диджей всегда представляет только его. И я, как приверженец идеалов таких. Наверное, мной движет то, что у меня этого никогда не было. Я об этом мечтал, а сейчас у меня есть возможность покупать 15 пластинок в месяц и наслаждаться. Открываю интернет-магазин, смотрю новинки, в корзину добавляю, а через две недели они уже у меня. Последняя посылка была — саундтрек к сериалу «Твин Пикс». Впервые он вышел на виниле, и я сразу его купил, а раньше приходилось месяцами копить, чтобы приобрести одну пластинку. Спасибо гонорарам! (смеется).

А не было сомнений, что типа не зайдет, потому что не у всех есть возможность слушать такой формат и покупать пластинки?

Так это же имиджевая составляющая. Отчасти, и маркетинговая тоже. Мы выпускаем кассеты, у нас коллаборация с On-The-Go, Tesla Boy, сейчас вот Луна. Еще будущие релизы не буду называть, потому что переговоры идут. Всем им тоже интересно принимать в этом участие, потому что вспоминают, как когда-то тоже сидели и перематывали на карандаше кассету. А тут проходит 20 лет, кассета снова попадает тебе в руки, и ты думаешь: «Блин, она же такая маленькая, такая классная». Сидишь ее вертишь ее, крутишь. А если на ней твое имя или название твоей группы написано и говоришь: «Черт, как же круто!». Сразу вспоминаешь, как маленький рассматривал каждый пиксель, как там и что написано. Это просто, реально, ностальгия. Ну и да, повторюсь, это имиджевая составляющая. Я могу пойти и подарить человеку кассету, а он потом на сайт к нам зайдет (смеется), но зато у него сувенир останется. Вот такая вещь. Почти как визитка. Люди покупают. Скажу сразу, в России мало берут, не все понимают этого. Ну, есть же всякие “тролли”, но я вообще на это внимания стараюсь не обращать, да и всю аудиторию «ВКонтакте» ненавижу. Стараюсь вообще ничего там не делать. Мы никогда туда не заливаем треки. Это все равно, что в Soundcloud опубликуешь, а через пять минут это уже «ВКонтактике». Тотальная пиратская тема.

Подкасты у тебя все равно «ВКонтакте» активно двигаются.

Они у нас на Soundcloud заливаются. Их тоже сливают, но это ладно. В подкасте того же радио-шоу я делюсь находками за месяц. Рассказываю, что есть вот такая музыка, и она мне нравится. А тут она нам принадлежит, и просто так сливать ее «ВКонтакте»… Хотя, есть реальность такая, что если тебя не слили, то нах*р ты никому не нужен, значит, наверное, не востребован. То есть получается так, что «ВКонтакте», на сегодняшний день, меняет музыкальную индустрию, делает тотальные убытки. Если ты послушаешь трек на «Яндекс. Музыке», артист получит за это деньги. Хоть пятьдесят копеек, но получит. Ты идешь в кино по, не знаю, супермаркету, играет музыка и такой: «О, это же эта песня!», и за эту самую песню магазин платит. (С момента нашего диалога, «ВКонтакте» в итоге монетизировал раздел Аудиозаписи).

Луну вы же слили «ВКонтакте».

Луна — не наш артист. У нас с ней коллаборация, то есть мы переиздаем ее материал на физическом носителе. Оригинальный выходит на ее собственных каналах самостоятельно.

Как вы с ней сконнектились?

Я написал и все. Видишь, за 9 лет есть какой-то бэкграунд, он уже позволяет принимать потенциальное согласие от какого-то артиста, потому что тебе есть, что показать, за что не будет стыдно. Человек это видит и соглашается. Я стараюсь выпускать то, что хотел бы видеть в своей коллекции. Представь, у меня уже 10 и 11 кассета будет, причем Луна выйдет на двух. И вот я сижу и вижу на полке тех, которые я покупаю и другая — моего лейбла. Герои нашего времени все на кассетах. Не хватает только Pompeya и еще кого-нибудь. И тоже, знаешь, не составит труда написать им. Даже если откажут, это, наверное, откажет лейбл, потому что у них сейчас жесткие контрактные обязательства перед ним. А те ребята, которые находятся в свободном плавании, у нас с ними все просто. Почему, ты спрашивала, не свалить в Москву? Вот я кучу всего делал, делал в онлайне, и люди уже захотели видеть нас по ту сторону пульта, чтобы мы сделали первый раз вечеринку. А я, считай, впервые побывал в Москве и играл там на радио в 2008 году, то есть спустя два года после создания всей той каши, что заварил. Вернулся и понял, что мне там делать нечего без бэкграунда, что я очередной мальчишка, который захочет играть в московских клубах, ничем не отличающийся от остальных. Плюс к нам приезжали диджеи столичные, например, Артем Анрилов, и он мне прямым текстом сказал: «Я вижу, что вы что-то классное делаете, но, Саня, запомни, ты там никому не нужен, если не будешь ничего делать. Или придется тусить до посинения, и быть в тусовке, а это значит сам знаешь что...». Ну, мы все это прекрасно понимаем. Я так не захотел. Когда вернулся из Москвы, ощутил всю правду его слов. Если врываться в столицу, то нужно сделать такую колоссальную работу! И я в течение, наверное, полутора лет просто херачил не покладая рук. Писал артистам, про которых вообще не думал, что они согласятся. Потом уже процесс запустится, и лейбл сам стал работать. Люди присылали кучу демок, и мне самому приходилось выбирать. Раньше даже «ВК» не было и Soundclound, все артисты сидели на MySpace. Ну, удалось все это собрать и потом, когда я сделал первую вечеринку… При чем, я хотел ее устроить в определенном клубе, за которым активно следил, — «Шанти». Я просто приехал, написал человеку, который записывал для меня микс, и спросил: «Слушай, а есть знакомые из этого клуба? Хочу вечеринку там сделать». Мне через 20 минут пришло подтверждение вечеринки. Бл*ть, я играю в клубе, в котором мечтал это делать. Тогда испытывал чувство того, что не проиграл, что все мои мучения и унижения не прошли даром. Этот момент одержимости и целеустремленности играет главную роль в моей жизни. И вот уже 9 лет прошло, можно забить на все это и завязать, но я продолжаю этим заниматься, потому что понимаю, что что-то еще не доделал, если не в Москве, то где-то еще. Постоянно планку завышаешь себе. То есть я хочу выпускать свою продукцию – на сегодняшний день выпускаю кассеты и винил. Виниловую пластинку выпускаю, потому что я тоже мечтал, чтобы они у меня в коллекции были диджейской, а тут под моей маркой выходит например Cream Soda. Я делал все самостоятельно: находил заводы, дистрибьюторов. Причем у меня нет английского языка хорошего, через Google Translate подписывал договора и как-то так все, а потом через полгода приходит пачка твоего винила.

Вот ты говоришь, что вы выпускаете винил сами, вы мастер-диск каким образом записываете — в студии или с концертов пишете?

Нет, у нас там ребята пишут в своих студиях домашних, как правило, кто-то арендует, либо прибегает к услугам очень крутых инженеров, которые помогают в сведении. Я беру, к примеру, премастер, отправляю к инженеру: винил один человек мастерит, цифровой материал – другой.

А печатаете в России? Вроде же нет у нас такого.

Нет. Говорят, что печатают, но, мне кажется, на самом деле, делают это в Европе. Я триста копий могу сделать за тысячу евро, а у нас мне нужно будет заплатить почти вдвое больше. Причем в Европе я сам могу выбрать упаковку, цвет, толщину, а там только черный, белый, пакет и все за эти же тысячу евро. Ответ логичен. Сейчас с ребятами из Лондона работаю, раньше с немцами. Вроде все нормально. По Electronica сейчас только с кассетами работаю, потому что 9 лет — промежуток огромный. Аудитория и артисты менялись, как и я сам. А выпускать проходной винил не вижу смысла. Сейчас сбавляю обороты, потому что, когда начинаешь всем заниматься, одному уделишь внимание, другому, а кто-то сидит и ждет своей очереди или просто уходит к другим. Были на лейбле и артисты одной песни, к сожалению. В общем сейчас мы сокращаем ростер, чтобы были ключевые лица лейбла, уже понятно что это Cream Soda, KSKY и еще ребята, то есть костяк из ста артистов сокращается где-то в десятку. И уже с ними охота работать активно, помогать им в промоушене, чтобы они были услышаны, чтобы были лицом лейбла. Ты же, допустим, идешь на диджея какого-нибудь, например, Jamie Jones и понимаешь, что это артист таких-то лейблов, человек-бренд уже. Примерно что-то такое хочется создавать здесь, иногда – неохота, когда возвращаешься из тура, понимаешь, что в некоторых городах все классно, а в других – все плохо. И думаешь: «Че сделать, если ты в России живешь?». То есть разговор стекается к тому, что мне в России уже скучно, а когда-то было скучно в своем поселке, сейчас в Москве… Планка растет, и одержимость обретает другие обороты. Может, кто-то скажет, что это амбиции. Них*ра это не амбиции. Я приехал в Москву, через пару месяцев стал резидентом одного из клубов, радиостанции RTS.FM, благодаря которой кстати всего через полгода своего пребывания в Москве я сыграл в Arma17. Вот это поистине счастье и радость! А сейчас этого нет. Я наигрался и не хочу быть затычкой на каждой вечеринке. Лучше буду делать это реже, но на хороших мероприятиях. Зажрался скажете вы, отвечу вам нет! Я лучше пойду в «Науку и Искусство» поиграю для тех, кому это действительно интересно. А раньше я был готов поиграть в любом московском угле, лишь бы Москва.

И когда это прошло?

Где-то года два-три назад. В 12-13 году все пошло на внутренний спад. Стало неинтересно. Плюс я попробовал себя в написании музыки, выпустил 3-4 пластинки. Написал трек, и через какое-то время его забрали. И я такой: «Бл*, кто-то др**ится десятилетиями, чтобы трек на пластинке вышел, а я на коленке написал». Вот недавно переиздали трек, который я записал 7 лет назад, на прозрачной пластинке.

А какой трек?

В Ambient стиле. У меня был проект, где я не под своим именем издавал. 3-4 трека всего у проекта.

Nine Fake Tears — Thunderstorm

Какова была твоя реакция, когда Rob Mello использовал твой трек на BOILER ROOM?

Обычно бывает, знаешь, кто-то присылает сообщения типа: «Ой, мы тут радио-шоу слушали, там твой трек» — это всегда приятно. А тут иначе, представь, сидишь дома, в интернете, слушаешь Boiler Room… и понимаю, что начинает играть мой трек. Сначала думал, что-то тупит, может, на Soundcloud моем начало проигрывать или еще где. Я все выключил, зашел заново на сайт, и реально — Rob Mello ставит его. И я такой: «Бл!». Тут же вспоминаю, что это имя фигурировало с Daft Punk, а я фанат их. У меня есть все их пластинки. Кстати очень надеюсь, что концерт будет в 17-м году. Они каждые 10 лет делают их. Дак вот, я сразу побежал на Discogs освежить память и тут же подтверждаю свои догадки в том, что Rob Mello делал ремикс на Daft Punk, который даже официально выходил. Всегда треугольники, что-то срастается, происходят какие-то дежавю, кажется, что где-то что-то снилось, виделось. Вот я, допустим, сидел на твоем месте и интервьюировал диджеев, когда работал на радио, волновался перед ними. А сейчас по другую сторону баррикады сижу. Вообще, необычные ощущения, когда у тебя берут интервью, а не ты, как радиоведущий, у кого-то. Эта парадигма постоянно происходит, и ты продолжаешь этим заниматься, потому что понимаешь, что достигаешь того, о чем мечтал когда-то. Все как во сне! В итоге сижу перед вами в гостинице, после самолета, через пару часов мне вставать за пульт, и рассказываю, как я живу, заказываю несколько пластинок в месяц, еще что-то. И тут же понимаешь, что об этом только и мечтать мог. Это прекрасно! Хотя, не все так идеально. Я вот соседей затопил недавно (смеется).

Насколько мне известно, ты участвовал в жизни такого лейбла, как Radio Bongo, где издается легендарный GusGus.

Radio Bongo — это лейбла President Bongo, который был основателем группы GusGus. Он сейчас ушел от них спустя 20 лет, в этом году, кажется, или прошлом. Официально объявил, что из группы уходит. Это было большим удивлением для меня. Мы познакомились с ним в Самаре. Была вечеринка крупная брендовая. Помните, когда еще рекламировался алкоголь, и им сказали типа через пару месяцев вы не сможете этого делать, и они все свои рекламные бюджеты начали сливать. Страна находилась во всеобщем празднике! Это время подарило мне знакомство с Kyle Hall, Egyptian Lover, Levon Vincent, Midland и другими крутыми парнями. Дак вот, я играл на вечеринке такого рода, прилетел в Самару с Mujuice, плюс еще был Krjuk с Питера, GusGus, 813. Огромный клуб забит полностью. Было очень весело и пьяно! Мы в гримерке познакомились. Я как бы не стал таить своих обожаний, сказал: «Бл, оч люблю». И мы как-то разговорились. Знаешь, разговор сразу поменялся на обычные темы, например «установи мне смайлики на айфон», то есть понимаешь, что ты от человека “ахаешь” в течение какого-то времени, но он бл* простой вообще. Я вот говорю: «Слушайте, я бы попробовал с удовольствием ремикс какой-нибудь сделать для вас». Потом улетаю в другой город играть, они к себе полетели, и мне приходит ремикс-пак на почту. Они создали как раз лейбл этот Radio Bongo. В общем я сделал ремикс, они сразу забрали его и выпустили.

В судьбу веришь, в какие-то метафизические вещи или только в практические?

Была одна история. Сидел с одноклассниками во время выпускного банкета и там были своего рода развлечения. Одно из них было следующим, каждый должен был взять по одному листочку, на котором была написана его будущая профессия и мы все должны были это обсудить. Мне досталась карточка “Водитель”, моему соседу Сергею карточка “Музыкант”. Сергей сразу поворачивается ко мне и говорит “Похоже это твое” и отдает эту карточку мне. Судьба? Ну, вот смотри, я мечтать-то мечтал, мог бы всю жизнь только этими мечтаниями и ограничиваться. Мне нужно было просто несколько лет потра**ться и сделать.

Многие так считают, а у тебя получается. То есть связано с… силой желания, сколько неудач было?

Много. Я проходил через какие-то эксперименты… не слушал музыку вообще: никаких наушников, никакого айпода, никакого телевизора, просто издевался над собой. Походу судьба.

А какие были ощущения?

Мне всегда было интересно типа: что было бы, если бы музыки не было? Что бы ты делал? И… может быть, сам запутался. Вот реально 12-й год — переломный год для меня. Когда уже что-то получилось, а ты не знаешь, как с этим работать, потому что ни опыта нет, ни представления — ты еще молод, зелен, у тебя амбиции. Я просто ушел на дно, перестал играть, писать и перестал музыку слушать вообще. Хотел голод воспитать, потому что все моментально стали диджеями, у каждого лэптоп, трактор. Полный пи*дец был, реально. Модели все играют, ноутбук поставят и всё, играют. Гонорар выше, чем у тебя, щенок. Хотя ты посвятил почти десятки лет своей жизни музыке.

Ну вот смотри, мог бы ты представить, что бы ты делал, если бы сейчас реально убрали всю музыку? Ее бы просто не существовало.

Да нееет, я же пытался произвести этот эксперимент. В итоге, ну… не хватало этого, то есть реально началась какая-то “дурка”: ты хочешь испытать эмоции определенные, а, возможно, даже не знаешь, какие эмоции живут в тебе, но они просто хотят вылезти. Либо ты смотришь на закат и мысленно начинаешь выть, какие-то мотивы сами рождаются, тебе охота побежать к синтезатору, что-то наиграть, записать, и понимаешь, что без музыки… вообще никуда. Для меня вот так. Это как, знаешь, взять интернет отключить, и ты такой: «Блть, на улицу что ли ходить гулять сейчас? Нет, я же привык к интернет-делам в этот момент». Типа того. Музыка как одна из составляющих, учитывая, что я страстно ее обожаю, я без нее никуда. Но, получается, вывод все жедля себя сделал: я запутался в музыкальных стилях, потому что поток музыки реально с каждым разом начал развиваться, потому что мой вкус начал набирать обороты, мне резко начинала нравиться и эта музыка, и эта, и я такой понимаю: веду себя как шлюха! В итоге утихомирился, сделал паузу, все в порядок в мозгах привел. Плюс еще ступор был с лейблом: хотел вообще закрыть его, какие-то депрессии, вызванные личностными отношениями. То есть он всегда двигался в одном направлении, пропагандировал определенные настроения в музыке, как правило, минорные, ну потому что мне было 19 лет, когда я создал его, к тому же успел с девочкой расстаться. Итог — у меня внутри все грустно всегда, и музыка такая выходила пару лет. А тут мне резко забись стало! (смеется) И начал выходить хаус веселый и так далее. В итоге, когда смешение стилей пошло, я такой: «Что я делаю вообще?». То есть начинаю портить созданное мной за несколько лет определенное звучание. Соответственно, я видел динамику, что народ отворачивался. В итоге потом вспомнил, что название лейбла Electronica. И тут все встало на свои места: это же мультижанровый лейбл. Логотип немного освежил, все нормально. Сейчас реально, вот этот который у тебя в руках на кассете, он в 2010 году выходил как бесплатный релиз, про который я рассказывал. И вот спустя, получается, 7 лет, ой… 6 лет, я типа напоминаю слушателям, что у нас был такой человек, который сейчас издается на немецких лейблах, очень известный, а раньше был никому неизвестным, писал инструментальный хип-хоп. Сейчас же он выпускается на известных европейских лейблах, плюс на Boiler Room уже поиграл, а когда-то, шесть лет назад издавался на Electronica, то есть, возможно, как раз из-за того, что есть «чуйка» у меня на музыкантов не дает мне закрыть лейбл. Я верю в каждого выпущенного мною артиста. Во всех по-разному, но верю.

А с кем бы тебе еще хотелось поработать? Какие-то мечты, планы или, может, с кем-то уже переговоры ведутся...

Ну, поработать больше не в музыкальном плане, написании музыки или там диджейства, а с наработанным опытом немножко на другом уровне. Наверное, все-таки на европейский уровень мне интересно замахнуться, есть определенные компании, с которыми мне хотелось бы встать в ряд.

Какие, например?

Лейблов сейчас, действительно, огромное количество, которые меня привлекают. Охота повариться в этой кухне, а не в московской. Она просто уже осто*бенила. У всех лейблы! Пока мы вот с тобой сейчас общаемся, где то в России рождается еще один RAW лейбл, например.

А не мечтал попасть на какие-нибудь фестивали глобальные?

Я загран получил только в декабре прошлого года, так что попадем, как посетитель уж точно. (смеется)

А что-нибудь типа… Казань будет делать сейчас…

Нет, туда точно не поеду. Это как Москву на остров принести: все те же на манеже. Хотя очень хочу побывать там.

То есть все, что делается отечественными производителями, не очень интересно уже?
Нет, интересно! Вот у вас на Geohalloween играл парень LOW TAPE, я очень люблю его творчество. Это реально охренненый чувак, он молодой, ему от силы, может, двадцати лет даже нету. Он пишет звук, который похож, чуть ли не классика. Я бы, наверное, мечтал заниматься такими вещами в свое время. У людей сейчас есть технологии, скоростной интернет, доступные ноутбуки — все, что хочешь. Трек можно начать писать на айфоне и продолжить дома за компьютером. А мы раньше сидели со своим Pentium 2 тупили. Этот чувак вообще из Нижнего Новгорода, тоже играл там. Причем его пригласили на Present Perfect в звездный состав — это уже говорит о том, что что-то неладное происходит с русской музыкой. Она реально меняется, и мне реально нравится вектор развития ее. Сначала была мода на Lo-Fi звучания, типа весь этот хаус из кармана и так далее. Возможно, мода загнется, но вообще стараюсь не идти на поводу этого. Но, так или иначе, все равно уделяю этому внимание как слушатель. Есть и такие пластинки, и такие. Я просто покупаю то, что мне нравится. Русских хороших продюсеров сейчас очень много. Я еду, например, в Воронеж и знаю, что там есть Ларионов, в Нижнем Новгороде там LOW TAPE, в каких-то других городах — какие-нибудь другие ребята, то есть в каждом городе уже есть представители русской электроники. Очень круто! Вот в Иркутске тоже у нас выстрелили ребята Volac, рвут Бразилию вообще. Ну у них такой типа g-house был популярен в свое время. Мы с ними поработали в коллаборации. Сингл им выпустили, но больше не стали с ними работать, потому что музыка, которую они делают, просто не наша, и все. Но то, что мы выпустили, прямо подошло нам. Он хорошо в рейтингах продержался и так далее. Причем еще есть пластинка не выпущенная с ремиксами, чуть позже думаю выпустим. С зарубежными сейчас так получается, что раньше было круто, если кто-то из-за рубежа приходит на твой лэйбл, а теперь и соотечественников много. Круто продвигать русскую сцену. То есть передо мной уже другая задача: чтобы шумели ребята. И в итоге, когда кассеты выходят в продажу, из России там десять заказов, из Европы SOLD OUT всего тиража. Япония номер один по продажам кассет.

А тебе не кажется, что диджеинг это как бы фан, а тебе больше доставляет удовольствие продвигать отечественных исполнителей и что ты выполняешь больше роль некого продюсера?

Созидать — это всегда прикольно. Когда находишь каких-то ребят, работаешь с ними года два, а потом видишь в результате крутой проект и знаешь, что приложил к нему какие-то усилия, помог. То есть у тебя есть какие-то знакомства, ты ребят показал кому-то, все это разошлось, и их услышали. Я делаю это, потому что себя вспоминаю, как просился поиграть в местный клуб, а меня никто не пустил. Я — наоборот: «Пожалуйста, давай». Вот летел в Сочи как раз отдыхать, соседние ребята очень боялись летать, наливали там себе вискаря много, друг за друга держались. Я говорю: «Пацаны, вы че там?», а они: «Да бл*, летать боимся.» и вцепились локтями друг за друга. «Че, говорю, пугаете-то?» Разговорил в общем их. И с течением разговора выясняется, что они типа летят на мальчишник, и один занимается вертолетным бизнесом, а в итоге оказывается, что он и музыку пишет. Я ему треки показываю, мол, мне вот примерно это нравится. И все, две демки прислал чувак, который занимается вертолетами. Ну, там, конечно, слабовато, но я просто давал рекомендации: что слушать, чем вдохновляться. Возможно, реально наслушается, а потом через полгода-год придет: «Саня, на, держи Хит».

Насколько мне известно, ты в Челябинске уже не первый раз?

Да, на открытии «Культуры» играл. В Челябинске легенда — DJ 1985. Для меня он — лучший в вашем городе. Этого диджея возят и в Москву, и в другие города. Это уникальный момент, когда чувак твоего города играет в Москве, а потом возвращается домой. Для меня это вышка вообще! Мне пришлось переехать в Москву, чтобы летать по другим городам России, а он спокойно возвращается к семье и к детям в свой родной Челябинск. Он ох*енный диджей. Я люблю таких ребят.

А помимо него, может с кем-то контактируешь, за кем-то следишь?

Я знаю, что была группа хип-хоп, про Танкоград что-то пели — ОУ74. 85-й и ОУ74 — визитная карточка Челябинска. Все.

А как же ТГК?

Я уже от хип-хопчика далеко убежал, хотя люблю тоже. Сейчас он деформировался.

Drake, Kanye West, Pusha T, Frank Ocean… Ничего не хочу сказать против, мне Дрейк очень нравится, он как бы напоминает: «Ребят, не забывайте, RnB еще существует». И все такие: «Бл*, походу надо бросать вы*бываться с читкой…» И сейчас выходит какой-нибудь очередной Migos, и все под копирку его.

Кстати, а вот касаемо разных стилей, как ты относишься, например, к тому, что сейчас идет смешение разных стилей? Например, взять из того, что на слуху, ну, я не знаю, рэп связывают с оперой…

Рэп с оперой — это же еще в 90-х было, сборники Rapsody.

Rapsody, да. Но сейчас кто в этом направлении активно двигается?

Да я вот не помню ничего такого…

А если взять музыку, которую ты сам слушаешь, ну вот именно что-то известное?

Ну, давай айфон мой откроем, посмотрим, что я слушаю.

Так не хотел бы совместить электронику, например, с акустикой? С живым оркестром?

Да это делают уже давно. Сейчас вот на ВВС снимали сборник, был концерт этой музыки симфонической, ребята переигрывали нынешнюю клубные хиты, Нину Кравиц например переиграли тоже.

Вот фанк набирает дикую популярность, мне так кажется, по крайней мере. Нет желания что-то подобное играть или выпускать у себя на лейбле?

Музыка разная выходила на лейбле. Здесь вот вообще инструментальный хип-хоп (показывает на кассету). Мне нравится Kamasi Washington, знаете такого? Последнее время нравится музыкальный стиль балерик. Сейчас включу, это типа тропический музон, многим кажется. На самом деле, это такая пляжная романтика. Еще приглянулся новорожденный стиль «Vaporwave».

Это что?

Это представь, музыка звучит просто замедленно в 3-4 раза. И на фоне играет музыка 90х годов, куча эффектов эха… Советую послушать лейбл Dream Catalogue.

А как ты относишься к ребятам типа Skrillex?

Нет, тоже не люблю.

А у тебя на виниле есть что-нибудь для души типа джаза, классики или там регги?

Нет, регги вообще не люблю, кстати. Не нравится своей монотонностью, минимальным количеством палитры звуков, все однотипно, одинаково. Я понимаю, что если ты слушаешь драм-н-бэйс, то тоже, в принципе, все однотипно, но все равно вектор постоянный, там же есть есть солфул, есть степ, а регги — это просто регги бл*ть. Все, ты никуда дальше не прыгнешь, к сожалению, поэтому и скучно. А может если порыться, я все же найду среди этого стиля что-то для себя.

А есть кто-нибудь из классиков, кто тебя вдохновляет или кого ты любишь слушать? Хоть какого-нибудь направления. Не обязательно клубная.

Ну, вот сейчас смотрю, что из пластинок у меня. А! Мне очень нравится лейбл, который открыл для себя в прошлом году. Называется «Music From Memory». Ребята занимаются следующим: они находят ранее выпущенную музыку или там артистов, допустим, годов 60-70-х, которые не получили должного внимания, при этом музыка типа гениальная просто. Они берут, компилируют, сборник The Best на виниле, и выдается как новый продукт. У меня 2-3 пластинки этого лейбла есть. Это очень крутая музыка! Тем самым я открываю новых артистов, но они на самом деле супер-старые.

А если брать чуваков, которые вообще популярны во всем мире, которых знает чуть ли не каждый человек?

Daft Punk.

А помимо него?

Помимо него… Мне нравится Blood Orange. Что из такого популярного еще… Drake я уже говорил.

А кого бы ты хотел привлечь к своему лейблу?

На данный момент никого. Даже Daft Punk (смеется). Ну, то есть вообще никого. Сейчас апатия какая-то что ли к деятельности лейбла, потому что она занимает много времени. Я подбираю цвет кассет, сам могу сесть и верстать обложку, то есть не доверяю дизайнерам, потому что они не сделают так, как мне нравится. Ставишь им какие-то дедлайны, ждешь от них триста лет, сам фотошоп быстрее выучу.

Хорошо. Тогда чего тебе хочется на данный момент и какие у тебя планы на дальнейшее развитие жизни?

Я впервые в жизни захотел дом. Ну в смысле дом, квартира, можно называть как угодно. Чтобы было собственное жилье, чтобы я там сделал тот ремонт, который хочу, чтобы там звучала музыка которую я люблю, и она лежала в нужных количествах на хороших полках. Я снимаю жилье, и эти переезды душат уже сейчас. Просто у меня еще есть другая работа, которая не связана с музыкой вообще никак, и понимаешь, что уже семь лет в Москве, а у тебя жилья нет своего, значит, много занимаюсь не тем, значит, надо заняться делами. И вот у впервые появились мысли о доме, может, взрослеть начинаю. Охота успокоиться, наверное, в своих ожиданиях. Иногда чересчур загибаю планку, а иногда возьму забью, и это само происходит. Я хочу до конца научиться общаться с самим собой, быть в ладу. Стрессы из-за чего происходят? Иногда что-то не получается, и ты такой: «Аййй». Надо какой-то баланс выработать. Чисто понимание самого себя, чтобы меньше стыда было за то, что я совершал глупые поступки, потому что реально себя изматываю. За какие-то события мне очень стыдно, есть супер-провалы, которые сделали бы меня более популярным если бы я их не совершил, но сейчас же понимаю, что никаких ошибок не совершил. Я не играю на каждой вечеринке, да, но играю, и это уже хорошо. Вот прилетел в Челябинск, и я еще кому-то нужен. Хочу продолжать делиться музыкой в формате радио-шоу, мне это очень нравится. Не охота больше идти на поводу у моды, потому что раньше я повелся, и это аукнулось очень хорошо…

Давно?

В 12-м. Все ошибки колоссальные были тогда. Роковой год. Этот тоже, в принципе, такой. Я пытаюсь найти ответы на вопросы или объяснить, что вообще происходит, почему меньше гастролирую? Потому что ты, Саша, играешь на хороших вечеринках. Меньше, но качественнее типа. То есть у тебя слушатели не просто “обдолбанные” ходят, а приходят чисто на тебя и им реально интересно, что ты играешь. А когда находишься в потоке, это все притупляется, а в Москве — тем более. Мне нравится, что я хочу заниматься своими веб-проектами, это тоже приносит колоссальное удовольствие: прийти, послушать любимых артистов, что-то найти, помочь что-то выпустить с ребятами. Я так это рассказываю, а в принципе это все уже есть.

Остался дом!

Наверное, да.

В России…

А вот это уже другое. В последнее время я смотрю в сторону Лондона.

А почему Лондона?

У меня много людей, знакомых по музыкальной истории. Соответственно, я с ними общаюсь, начинаю чувствовать их энергетику, как они общаются, как думают, как занимаются делами, иногда уже такое чувство, что ты с ними в одном офисе сидишь, а не в Москве. Охота впервые посмотреть мир, потому что у меня действительно есть долгожданный загранпаспорт. Сейчас впервые на Шри-Ланку попробую, посмотрю океан, как он выглядит. Короче продолжать не терять время зря, хотя очень люблю поспать, посмотреть сериалы, еще что-то… (смеется)

Какие сериалы, например?

Сегодня в самолете посмотрел «Мистера Робота». Я досмотрел Breaking Bad пару недель назад. Мой любимый сериал – это «Друзья», все 10 сезонов.

А, это классика, да. «Как я встретил вашу маму»?

Конечно! Все сезоны просмотрены. Мы в принципе не отличаемся по вкусам в сериалах. Сейчас я пользуюсь услугами сайта soap4.me и у меня все сериалы в подкастах приходят на телефон оперативно. В общем восполняю пробелы, какие были в 90-х, например, «Твин Пикс»!

Меня такой вопрос волнует, всегда было интересно: по сути, у диджеев, которые играют хаус, техно, любую клубную музыку, определенная доля слушателей, львиная доля — это люди, употребляющие средства, расширяющие сознание, все равно…

И это 70 процентов.

Насколько, когда сам выбираешь, что играть, ты пытаешься осознать, будет ли это интересно именно этим слушателям, учитываешь такой фактор или нет все-таки?

Я смотрю на реакцию людей. Если мой посыл ловится, который я хочу донести, то продолжаю этим орудовать. Я пощупаю, допустим, две-три композиции. Ты смотришь, как они зашли, в какой скорости народу больше нравится двигаться, и потом короче пирожки достаешь. Чувствуешь, что людям нравится это. Но бывает наоборот! Все пляшут под мою дудку. Я никогда не знаю, никогда не готовлюсь.

Ну, то есть ты играешь наощупь?

Это новый для меня эксперимент. И мне единственное, что нравится в последнее время — это мои радиоэфиры. Они сначала два года были, потом 6-7 лет не было, и сейчас опять вернулись. Вот эти Electronica Radioshow. Я просто на немецкой интернет-радиостанции играл, потом ушел на московский «Мегаполис», потому что делать два радио-шоу в разных городах — это что весь месяц миксы записывать? На*ер надо! Я обожаю прямые эфиры. Ну и в итоге мне приходит огромное количество промо-материала от лейблов, от артистов, которые типа присылают, чтобы я их играл, обкатывал. И в месяц 2-3 гигабайта музыки приходит. Выгружаешь все это, пробел нажимаешь, слушаешь — нормально-нормально-нормально, все в одну папку фасуешь, на флешку заряжаешь, приезжаешь на студию, втыкаешь — и пошел. Ты треки вообще не слышал. Просто определенная группа треков понравилась, которые пролистал. Я почему в эфире не могу выговорить названия, все потому что не знаю, что за треки, просто листаю и листаю. А потом сижу, вспоминаю, что это было, пишу трек-лист - но это тоже редко. Интересно, куда заведет неизвестная мне музыка, куда заведет мой вкус, настроение, то есть это мини-путешествие по самому себе, плюс слушателям тоже, наверное, интересно. Я пытаюсь быть два в одном: и слушателем, и человеком, который играет. Да, у меня есть, допустим, 20 треков, которые чаще всего играю за год, могу по ним пройтись, это будет супер-скучный эфир, вообще не интересно.

А у тебя не бывает такого ощущения, что не зайдет вообще?

Страх! Этот страх отсутствует на радиошоу, потому что ты представляешь, как человек сидит на диване, слушает. Просто я вспоминаю, как слушал радиошоу сам… То есть эфир — это как мини-рассказ, телепередача, я пытаюсь донести эмоциональную составляющую. Как правило, начинаю с Ambient, ухожу в глубокие ритмы, а потом начинаю прыгать в экспрессию. Либо, наоборот, грузить и давить на психологию — то есть сам не знаю, куда меня повернет.

Я вот твои подкасты слушаю и есть моменты, когда мне что-то не вкатывает, приходится перематывать, настолько ломаное…

Ну, это рабочие моменты…

Нет, это прикольно, классно, заставляет слушать, то есть ты не залипаешь на одну и ту же логику. Мне наоборот очень понравилось.

Это хорошо, спасибо. Сейчас вот стараюсь тоже, мне определенное звучание нравится ломаное, как раз старое электро, то, что было в 80-е, то, что было написано на Roland 808, у меня сейчас преобладание именно такого звука, плюс весь этот лондонский британский вайб… Сейчас вот есть Hodge, такой чувак, Randomer... Абсолютно e*нутые люди, делают очень классные треки, и слушаешь — просто подрывает. Причем, когда музыку в клубе играешь, прямая бочка идет, все уже знают, что она будет. Ты берешь и ломаешь все это стандартное представление, люди такие в шоке. Реально в Москве надоело слушать румынское техно, а когда что-то такое звучит нестандартное — все, ты танцуешь непроизвольно, не знаешь куда себя деть из тебя какая-то «дичь» начинает лезть. И когда я вижу реакцию на танцполе — это очень круто, особенно, когда еще девочки начинают под это плясать.

А какие заведения в Москве ты считаешь достойными?

Ну, в Москве мне нравится «Наука и искусство», обожаю это место, потому что оно, наверное, одно из немногих, которые за звук короче, а не за бизнес. Там нет светомузыки, нет рекламных баннеров, просто коробка, бетонные стены, два панорамных окна, диджейский стол, одна пальма, один диван, одна лавочка, барная стойка, в которой наливают сидр, большой двор с деревьями и лавочками – все. Танцуют в темноте. А все остальное приобрело уже характер бизнеса.

Типа «Конструктора»?

Я там ни разу не был даже. Его успели даже закрыть (смеется).

Серьезно? А Strelka, Gipsy…

Gipsy — нет уже, все, хотя я играл там на воскресных вечеринках, на Techno Gipsy, но эти вечеринки завершились, сейчас вся эта тусовка переехала Gazgolder. То есть изменилось очень сильно. А! Еще место, которое нравится, «Рабица».

А отношение у тебя какое к Gazgolder? Ну, у нас есть просто ребята, которые хотели бы…

Поиграть там?

Да.

Поиграть-то можно, а толку-то че? Ты будешь хвастаться, что играл у Gazgolder? Он почему-то в регионах ассоциируется с Бастой. Кстати играл там в 2010 году.

Разное мнение! Я, например, активно общаюсь с ребятами, которые двигают хип-хоп. Они, наоборот, боятся Газгольдера, потому что, если ты оказался там, перестаешь существовать как самостоятельные артист.

Но в этом тоже немножко есть, это совсем другое. Это человек-артист, в плане, музыкант, наверное. А диджей… ну, тоже артист, безусловно. У меня нет огромного желания такого поиграть..

А любимый клуб – это?

Сейчас это «Наука и искусство».

Из каких критериев складывается? Это музыка...

Сейчас это музыка, да, главный критерий – музыка. Мне всегда нравятся места, где тебе никто не мешает отдыхать и слушать ее.

Слушай, а еще такой момент, по аналогии с нашими челябинскими диджеями… У нас ребята, кто работает на виниле, очень боятся играть на чистом, потому что пластинка портится. Вопрос такой: у тебя же есть, наверное, любимый винил, который иногда ты любишь включать. Есть такое чувство, что…

У меня есть пластинки, которые я даже в руки не брал. А вообще есть поговорка «Настоящий диджей покупает 2 копии» (смеется).

Ну, есть же, которые часто используешь?

У меня всегда меняется. Каждый раз из сумки вытаскивается определенное количество пластинок, и больше они не берутся какое-то количество времени, а потом опять забираются.

То есть вот этого бережного отношения к винилу нет?

Оно… в трезвом виде всегда все бережно, просто, когда с гастролей прилетаешь, у тебя все перепутано, тут уже либо экспрессия была, либо забивал на все в пьяном угаре. Я не знаю… У меня, например, ну 20…18 килограмм винила. И я знаю, что могу и туда двинуться по стилю, и сюда. Есть палитра, с которой могу поработать. Это прикольно. Да, если вечеринка двинулась в определенное настроение, то пластинки, которые не подходят к этому настроению, сразу в сторонку убираю, потому что они испортят движуху. Все реально зависит от этого.

И каждое твое выступление, оно получается индивидуальное, разное постоянно?

Для меня-то оно, может быть, и не разное, может, я где-то делаю повторения, где-то местами меняю. Вообще не понимаю, как человек может перед собой листочек положить: первым треком поставлю это, вторым треком это. Возможно, я это делал, когда на радио работал, когда действительно эфир и по каждому треку что-то рассказываешь. В таком формате мне осто**енило работать, просто играю-играю, ладно, потом озвучу это. По сути, сейчас я отчитываюсь как диджей: сегодня ноябрь месяц, у меня такое видение, сегодня мой диджей-сет выглядит вот так.

Ну, художник.

Да, у меня вот эфир 10 числа, будет так. Каждый раз по-другому. Не, может, они и похожи по внутренним каким-то штуковинам, но никогда на радио-шоу один трек не повторю, а в диджей-сетах могу. Иногда даже могу сыграть треки с радио, потому что я живой, хочу их протестировать на народе. То есть всегда движение.

Уста Геометрии:
Geometria.ru - Челябинск, Мария Строганова

Глаза Геометрии:
Женя Хажей,
Олег Королевский,
Матвей Нохрин

Теги: geometria, daft punk, sasha khizhnyakov, cream soda, electronica records, 2017, electronica radioshow

ChelGEO 
03 мая