У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить

Андрей Бергер: «Художник всегда находится в будущем»

20.12.2020

Художник Андрей Бергер участвует в арт-резиденции Галереи 9Б. Она продлится чуть больше недели и завершится открытием выставки 22 декабря. Мы поговорили с автором о том, что будет представлять собой серия работ, о будущем в искусстве и о будущем искусства.

О новом языке, брутальных материалах и вдохновении

Какие ты ставишь перед собой цели, работая в резиденции?

Идея в том, чтобы за 10 дней создать несколько полотен с помощью нового для себя пластического языка. Он состоит из смеси разных техник, абстрактной экспрессивной живописи, постеров, клея и материалов, свойственных больше не станковому искусству, а стрит-арт-проектам. Они не такие тонкие, как те, что используют живописцы в беретах с кисточками, такие чуть более брутальные. Например, акриловые смеси.

Для чего ты их используешь?

Эти материалы созданы для других целей изначально, но я их применяю в ином формате. Чем отличается написание холста от создания монументальной фрески на пятиэтажном фасаде? По времени это примерно одно и то же. Основная разница в том, что на фасаде ты используешь инструменты более широкого масштаба, как будто увеличиваешь диаметр кисточки в фотошопе.

С одной стороны, так я ускоряю процесс, а я повторю, у меня 10 дней на создание выставки, и привношу в объекты эстетику улиц – использую в том числе материалы, которые применяют для того, чтобы уничтожить стрит-арт-объекты, например штукатурку. С другой стороны, попытка поработать в рамках студии с грубыми материалами дает новые пластические результаты. Вообще одна из задач – переосмыслить практики, которые я использовал на улицах в течение полугода-года.

Здорово, что это состоится в Нижнем.

Галерея 9Б давно приглашала меня в резиденцию, но то пандемия, то еще что-то. В итоге это произошло сейчас, и я очень рад. Задумав серию и начав экспериментировать с этой техникой еще у себя в мастерской, я в рамках резиденции в сжатый срок пробую много-много перемолоть разных инструментов и способов.

Как происходит работа? Есть ли какая-то система, которой ты придерживаешься?

Несколько дней я гулял по городу, прислушивался к собственным ощущениям. Все остальное время я пытаюсь эти ощущения воссоздать. Я работаю урывками, потому что у меня еще куча текущих проектов. В мастерской нахожусь в основном в вечернее и ночное время. Пока объекты сохнут, я занимаюсь другими вещами. У меня нет жесткого плана, я вообще очень импульсивный человек, работаю по желанию. Когда оно появляется – что-то делаю.

Конечно, я этот процесс отчасти контролирую, но обычно получается так: я иду делать одно, начинаю другое… Параллельно занимаюсь пятью-шестью проектами. Это позволяет мне сохранять свежесть и ощущение начала работы, когда я наибольшим образом вдохновлен. Когда я подхожу к холсту, у меня есть какая-то проекция в голове, я ее начинаю реализовывать, но она неминуемо всегда, не знаю, как у других, но у меня сталкивается с реальностью, и материал начинает себя по-другому вести. И вот это ощущение, когда все начинает меняться, и у меня горят глаза, я пытаюсь сохранить до конца работы над объектом. И когда ведешь несколько работ одновременно, между ними переключаешься, каждый раз включаешься по-новому. Плюс здесь я готовлю серию, это позволяет держать ее в одном ключе. Я думаю, что эту выставку можно в целом назвать одним произведением, полиптихом таким.

Ты в Нижнем не впервые. Как трансформировалось твое восприятие города?

У меня нет особого ощущения от Нижнего, хотя это абсолютно уникальный город. Я так много раз здесь был, что все в порядке вещей для меня стало. Могу сказать, наверное, что он мне больше людьми запоминается. Насколько бы это ни звучало банально, романтично или еще как-то. У меня нет задачи показать Нижний Новгород в работах, у меня есть задача отразить в целом восприятие какого-то города. Может быть, что-то, что неосознанно заложено, зритель считает, но такой задачи я перед собой не ставил.

О дзене, волнующих темах и вау-эффекте

В одном СМИ тебя однажды назвали «художником линий». Расскажи, когда этот стиль сложился и планируешь ли ты его сохранить?

Я не художник линий, я занимаюсь графикой. В какой-то момент я стал так «разговаривать». Но все идет, все меняется. Этот этап заканчивается потихоньку. Это медитативная практика художественная, позволяющая войти в состояние, когда ты забываешь, чем занимаешься, понимаешь, что размышляешь, а рука работает. По таким изображениям можно условно, так или иначе, по ритму, по настроению уловить состояние художника. Это некий журнал состояний.

. Мне до сих пор интересно продолжать практиковать эту графику, но в целом у меня нет задачи предъявлять ее зрителю как финальное произведение. То есть если когда я начинал, мне был интересен не только процесс, но было интересно и результатом делиться, то сейчас это остается моей внутренней историей, а занимаюсь я как будто бы уже размышлением на другие темы и другим пластическим художественным языком общаюсь со зрителем. Действительно, это стало в какой-то момент очень узнаваемой моей чертой, мне это сразу не понравилось, и я максимально быстро начал от этого отходить, насколько это возможно. Но практиковать продолжаю, потому что это мой дзен такой.

Если говорить про темы, которые беспокоят тебя, как художника. О чем ты готов высказаться, и что в тебе сейчас зреет?

Я уверен в том, что художник находится в будущем всегда. И его задача – не быть визионером, предугадывать, предсказывать, а предъявлять какие-то спекулятивные сценарии развития человечества, ценностей и так далее, для того чтобы показать, что время обладает текучестью и все меняется. Мне интересно размышлять на тему будущего и технологий в разрезе искусства как того, что отчасти реальность отражает и отчасти ее формирует. Мне интересно размышлять о том, какое искусство будет рождаться на стыке технологий и природы, человека. Новая визуальность, новая тактильность приходят в нашу жизнь и в искусство тоже. Оно меняется: старые формы становятся менее актуальными, какие-то высказывания становятся менее актуальными. Мне интересно быть немножко в будущем, в этой области поработать. И выставка в галерее 9Б отчасти затрагивает эту тему. В работах я использую свой предыдущий проект «Симулякр». Я начал его в прошлом году, в этом закончил. Я размещал в городах изображения со своей графикой, и, наводя на QR-код камеру, зрители погружались в дополненную реальность – ее мне помог разработать друг художник - Олег Сорока.

Они продолжали жить своей жизнью, где-то их отрывали, закрашивали, где-то что-то еще с ними происходило – технологичность и футуристичность концепции, заложенной в бумажный постер, нивелировалась реальностью. Мы говорим про будущее, но настоящее как костлявая старуха цепляется за него и утягивает назад. Понятно, что это логично, я же вандальным способом наношу эти изображения, понятно, что их снимают, отдирают – ну то есть работа, оставленная в городе, должна сама о себе позаботиться. Я эти постеры привез сюда. Часть расклею в городе перед выставкой и часть использую в качестве расходного материала для тех объектов, которые делаю: какие-то порванные куски, какие-то куски графики останутся, будут проглядывать, где-то штукатуркой их измажу.

За пределами диджитального мира продолжает находиться достаточно большое количество людей. Можно ли такое искусство назвать элитарным?

Художник всегда находится в будущем. И это будущее завтра уже станет настоящим. То, что сегодня кажется элитарным, ограниченным или не для всех, на самом деле уже в нашей жизни. Есть среднестатистический график тренда. Есть человек, который рождает его, у него всегда есть первые последователи, затем подключаются какие-то люди заинтересованные… Таким образом идея доходит до широкой публики. У каждого из нас есть некая заинтересованность в новом. У кого-то она более острая, у кого-то менее. Сначала этими постерами в городе и на эту выставку придут те, кто все время что-то ищут, завтра, послезавтра работы увидит большее количество людей. Я не думаю, что этот проект элитарный. Даже наоборот, в нем есть развлекательная составляющая: я прикрепил на каждый постер QR-код, человек на улице из интереса на него наводит телефон и получает вау, шок, шоу. Это нужно для того, чтобы затащить людей, в том числе неподготовленных зрителей, на территорию искусства.

Беседовала Анастасия Жукова

Фото: Настя Пономарева

Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним