Маленькое старомодно пахнущее здание музея Всеволода Мейерхольда похоже на пожилую красавицу-аристократку, влюбленную в богемную жизнь. Внутри крошечный гардероб, фойе и зал – неповторимые и лишенные простора и пафоса стандартных театральных площадок.










Сразу определимся: «Театр Доктора Дапертутто» был организован постановлением Правительства Пензенской области 1 января 2003 года как профессиональный государственный театр, входящий в состав Центра Театрального Искусства «Дом Мейерхольда». В ТДД занята исключительно мужская труппа, а художественным руководителем «Дома Мейерхольда» и режиссером-постановщиком театра является Наталия Кугель, заслуженный деятель искусств России.

Если Вы уже подумали о чересчур смелых экспериментальных постановках или о пахнущих нафталином традиционных спектаклях, в середине которых антракт и буфет, Вы ошиблись. Во-первых, буфета в Доме Мейерхольда нет вообще, атмосфера не способствует поглощению пищи. Во-вторых, перерыва не требуется – спектакли длятся час-полтора и смотрятся на одном дыхании. Впрочем, почаще дышать от восторга не возбраняется. В-третьих, спектакли в исполнении труппы Театра Доктора Дапертутто – совершенно особое действо. «Похождения Чичикова» по М. Булгакову, «Что такое облака?» по П.Пазолини (да, именно он снимал «Декамерон»), «Вдовы» по С. Мрожеку, неаполитанская сказка «Три апельсина» – разные, как игрушки из «Киндер-сюрприза». Тем не менее, в каждом спектакле соблюдены «правила» условного театра, выведенные Всеволодом Мейерхольдом. Не буду вдаваться в теорию театральных искусств, скажу лишь только, что если небезызвестный нам Станиславский считался в начале XX века «богом театра», то Мейерхольд был чертом и дьяволом. Под псевдонимом Доктора Дапертутто он ставил спектакли в предреволюционные годы и после. Согласно Мейерхольду, театр как таковой нисколько не жизнеподобен, наоборот, это фантастическое зрелище, декорации, маски в прямом и переносном смысле, гротеск, сценические метафоры и отточенная пластика тела.

И за этим великолепием не нужно далеко ехать: оно живет в Пензе на улице Володарского, в Доме Мейерхольда. Именно там понимаешь и чувствуешь, что такое жанр комедия дель арте (commedia dell’artе), ритуально-обрядовый и площадной балаганный театр.

Не могу обойти вниманием и эстетическую сторону дела. Кто откажется посмотреть на чудесных актеров, которым веришь с первой минуты действия? Кто равнодушен к красоте и таланту? И как описать бесподобное удовольствие, когда ваши глаза встречаются с глазами одного из героев? В большом классическом зале это маловероятно, неприлично и никому не нужно. А здесь – настоящий электрический ток, бегущий по всему телу и пульсирующий в мозгу… И не хочется уходить, когда ладони горят от аплодисментов, когда с жадностью вдыхаешь странный запах этого театра, и смотришь на только что опустевшую сцену, и топчешься в толчее уходящих зрителей… а сказка тихо-тихо умирает, именно в этот момент.

Если возникло желание испытать всё это на себе, а не воспринимать информацию, пропущенную сквозь чужой этически-эстетический фильтр, хочу напомнить: спектакль – это цельное действие, посреди которого аплодисменты звучат как-то невежливо и раздражают напряженные нервы. Кроме того, предупреждаю, что искусство этой маленькой группы людей, откровенно говоря, развращает. Так же, как развращает дорогой суши-ресторан: после него уже не пойдешь в прокуренную забегаловку с гордым званием «кафе».

Теги: пенза, театр, дапертутто, мейерхольд

Абсолютный Маразм
19 марта 2010