Встречи с руководителями службы информационного международного вещания, креативного дизайна, с автором и ведущим англоязычной программы, режиссёром-постановщиком, главным продюсером испаноязычного канала, автором документальных фильмов и спецкором, который снимает репортажи в горячих точках.

Все это было всего за три дня стажировки команды МЕДИА СТУДИИ (г. Астрахань) на крупнейшем российском канале, "рупоре пропаганды" на Западе - телеканале RUSSIA TODAY.

ЧТО ТАКОЕ RT (для тех, кто в танке)
Телевизионная сеть RT — это три круглосуточных информационных телеканала, вещающих из Москвы более чем в 100 странах мира на английском, арабском и испанском языках, телеканалы RT America и RT UK, выходящие в эфир из собственных студий в Вашингтоне и Лондоне, документальный канал RTД, а также глобальное новостное видеоагентство RUPTLY, предлагающее эксклюзивные материалы телеканалам всего мира.

Екатерина Тимофеева - продюсер МЕДИА СТУДИИ
Екатерина Тимофеева - продюсер МЕДИА СТУДИИ

На RUSSIA TODAY уже несколько лет работает программа стажировки для журналистов региональных телекомпаний России и СНГ. Цель — познакомить с технологией мультимедийного производства на круглосуточном информационном канале. Все участники могут ознакомиться с технологией продвижения телевизионного контента в «новых медиа» и перенять уникальный опыт, который был накоплен телеканалом RT в этой области.

Стажировку для профессионального роста прошли руководитель МЕДИА СТУДИИ Екатерина Турукина, куратор медиа-направлений СТУДИИ Екатерина Тимофеева, оператор-монтажер видеораздела портала GEOMETRIA TV - Астрахань Яна Клименко и главный редактор детской интернет-программы Gnews Kids Вера Чернова.

ДЕНЬ 1

Прочитав информацию о канале в интернете, понимаешь, что он сам по себе не маленьких размеров. Но когда видишь студийный комплекс в живую, а не на фото, то по-настоящему осознаешь мощь RT.

Ознакомила нас со структурой “рупора пропаганды” Карина Меликян - руководитель службы международного сотрудничества канала.

О работе информационной службы международного круглосуточного канала нам рассказал Артур Соколов - руководитель службы выпуска дирекции информационного вещания на английском языке.

**Что мы узнали: **

  • Есть всего 10 секунд, чтобы заставить зрителя не переключить ваш канал на другой;
  • Качественная графика и анимация - важный элемент, без которого сложно сделать хороший ролик (этот пункт непосредственно связан с предыдущим);
  • От способа съемки также зависит удержание зрительской аудитории;
  • Редактор на RT - это не просто человек, который проверяет “структуру” сюжетов и программ, он выступает и как режиссёр;
  • Новостные эфиры на канале выходят каждый час (!);
  • Сюжет на RT - микс стендапов, б/з, синхронов и, конечно, графики;
  • Утренние выпуски стараются не дублировать “вчерашние” новости;
  • Удивило, что одна новостная группа состоит из пяти человек (на региональном канале максимум три: корреспондент, оператор, водитель).

В завершении первого дня для нас провели экскурсию по студийному комплексу.
Как говорят на RT: “Технологии развиваются, грех их не использовать”. И съемочные студии канала это подтверждают. Они соединены с так называемыми newsroom-ами (новостными редакциями, где работают корреспонденты, продюсеры и редакторы). Сделано это для того, чтобы можно было сразу напрямую передавать свежую информацию ведущим программ.

Что интересно, на англоязычном канале RT используется роботизированная съёмка в студии, а в арабской и испанской студиях ведётся операторами традиционным способом.

Екатерина Турукина (руководитель МЕДИА СТУДИИ) в английской студии RT (прямой эфир)
Екатерина Турукина (руководитель МЕДИА СТУДИИ) в английской студии RT (прямой эфир)

День 2

Что должно быть на первом месте у телеканала - продвижение собственного сайта или соцсетей? Почему за мессенджерами будущее? На эти и другие вопросы ответила интернет-редакция “RT на русском”.

Ответы на вопросы:

  • Конечно же в приоритете должны быть социальные сети. Сейчас человек не пойдет целенаправленно на информационный сайт. Все свежие новости он может узнать из Контакта, Facebook или Twitter;
  • Почему RT начал сотрудничать с Viber и Telegram? Все просто. Со временем они будут самым удобным способом привлечения новой зрительской аудитории;
  • В каждой соцсети одна и та же новость должна “подаваться” по разному;
  • Лайф/онлайн-трансляции зрителю намного интересней смотреть, чем сюжеты с “красивой картинкой”;
  • Появился рост на качественные лонгриды, которые люди с удовольствием читают.
Яна Клименко, Вера Чернова и Екатерина Тимофеева вместе с Константином Ложкиным
Яна Клименко, Вера Чернова и Екатерина Тимофеева вместе с Константином Ложкиным

О формировании облика телеканала (креативный дизайн, оперативное оформление эфира) рассказали руководитель отдела креативного дизайна Закир Тинчурин и замначальника отдела оперативного оформления эфира Роман Мерцалов, а режиссер-постановщик RT Константин Ложкин поделился своим опытом в оформлении специальных проектов.

Важное:

  • В дизайне RT практически ушел от работы с шаблонами, что одновременно приводит творцов в панику и восторг;
  • Но при этом обязательно должен быть узнаваемый шрифт канала, который будет постоянно использоваться в эфире (например, в титрах);
  • Неинтересную на первый взгляд статистику можно сделать увлекательной при помощи хорошей графики;
  • Можно и нужно использовать 3D-графику при создании спецпроектов (удерживает зрителя);
  • Wow-эффект (переключение внимания) также помогает в удержании аудитории.

Как обеспечить себе хороших спикеров на программу? Как готовиться к интервью? И что из себя представляет жанр телевизионного интервью? Рассказал автор и ведущий программы Crosstalk Питер Лавелль.

Питер никогда не общается со своими собеседниками перед эфиром. Он лишь знает их примерную точку зрения по тому или иному вопросу. Всех гостей для программы ищут продюсеры;
- Хотя программа выходит в эфир в записи, из нее не вырезают “лишние” фразы. Работают не в прямом эфире лишь потому, что со всеми спикерами Питер общается при помощи скайпа или спутниковой связи;
- Важно готовиться к интервью. Знать тему выпуска досконально;
- Объективная журналистика никому не интересна. Ведущий имеет право на отстаивание своей мысли. Даже если она противоречит точке зрения гостей в студии;
- Не бояться брать “опасную” тему для эфира.

День 3

RT - не просто группа каналов, на которых вещают новости и показывают разные дискуссионные программы. Также им интересно и документальное кино. А как создать качественную документалку - от идеи до ее воплощения - рассказал корреспондент RT, автор документальных фильмов Артём Воробей.

А вы знаете, что:

  • “Большие” фильмы на 52 минуты сложно воспринимать зрителю. Поэтому на RT средний хронометраж документалки 26-27 минут;
  • Появился новый вид в жанре - микродокументалка (рассчитан на 5-7 минут, без закадрового текста, но с наличием графики);
  • В среднем в получасовом фильме можно показать 7-8 сюжетов, объединенных одной темой;
  • В документалке важна “живая” съемка, постановочная, красивая картинка не приветствуется;
  • Не важно на каком фоне вы пишите интервью со своим героем. Главное - сделать его качественным, получить всю интересующую вас информацию.

Продюсер на телевидении - не просто человек, который ищет интересные темы для сюжетов и спикеров для съемок. На RT продюсер предлагает идеи для съемок, включая графику, которая будет использоваться в сюжете. Он даже генерирует идеи для продвижения контента в соцсетях.
Об особенностях работы продюсирования информационных программ, создания для них контента рассказал Игорь Колесников - главный продюсер дирекции информвещания на испанском.

Екатерина Турукина, Екатерина Тимофеева, Вера Чернова и Яна Клименко вместе с Игорем Колесниковым
Екатерина Турукина, Екатерина Тимофеева, Вера Чернова и Яна Клименко вместе с Игорем Колесниковым

Кто бы мог подумать, но:

  • Живая”, “трясущаяся” картинка лучше любого постановочного кадра (как оказалось, мнение всех специалистов RT);
  • Важно обращать внимание на те истории, которые пропустили ваши конкуренты. Можно из небольшой новости раскрутить эксклюзив, до которого не додумались другие;
  • Журналистика двух мнений уходит на второй план. Сейчас людям интересно знать чьё-то конкретное мнение (возвращаясь к вопросу об объективности журналистики);
  • Когда “breaking news” в эфире, можно показывать на повторе одно видео (главное, чтобы ролик хорошо отображал новостной повод и у ведущего всегда обновлялась информация о произошедшем);
  • Каждая редакция RT (английская, арабская, испанская) одну и ту же новость не просто дублирует в другом переводе (как делает, например, канал Euronews), а пишет её под свою аудиторию.

Корреспондент RT Роман Косарев поделился своим опытом работы в горячих точках и рассказал о специфике журналистики в экстремальных условиях.

Вера Чернов вместе с Романом Косаревым
Вера Чернов вместе с Романом Косаревым

Что нужно запомнить:

  • Не каждый может освещать военные действия. Журналисту необходимо пройти подготовку на специальных курсах (в России - “Бастион”) для работы в горячих точках;
  • Военным корреспондентом может быть как мужчина, так и женщина;
  • В боевых условиях можно и нужно помогать коллегам. Например, поделиться каким-то интервью или кадрами с места событий. На войне между журналистами нет “сражения” за лучший материал;

RT не зря называют рупором пропаганды на Западе. Канал с такой мощью, передовыми технологиями и потрясающей командой специалистов не может не пугать коллег за рубежом. Вдвойне приятно, что RT при своем статусе хочет и делится своим опытом с региональными журналистами. Команда МЕДИА СТУДИИ благодарит организаторов стажировки за новые знания, которые заставляют перестроиться под новый, постоянно меняющийся информационный мир.

Автор текста - Вера Чернова.

Теги: гео, тв, rt, геотв, russiatoday

Екатерина Турукина 
09 июня