Миша Галкин - типичный представитель поколения «П».
Его безоблачное детство (если не считать удара молнией) пришлось на времена застоя, отрочество - на «перестройку», а беспокойная юность - на лихие девяностые. Когда Миша стал гением маркетинга, такого понятия еще не существовало, однако это не помешало ему открыть для себя три основных правила процесса: товарное изобилие, реклама и «утром деньги, вечером стулья». Пройдя путь длиною в пятнадцать лет, Миша становится рекламным топ-менеджером, встречает свою любовь, терпит фиаско и через несколько лет уединения приходит к пониманию, что миром и действительностью управляют не сами люди, пребывающие в собственных иллюзиях благополучия, а некие странные сущности, напоминающие слизняков, порожденные мировыми брендами, социумом и механизмами капиталистических взаимоотношений. Пойдя сквозь крах, отчуждение и разлуку с любимой, Михаил совершает некий древний обряд и начинает видеть, что борьба за выбор, и как следствие - за души людей, идет на многих уровнях, от физического до ментального. И тут Миша Галкин вступает в борьбу…

Эта странная, полу-реальная, временами мрачноватая, а временами смешная история, не может не напомнить по своей тематике и структуре роман Виктора Пелевина «Generation P», вышедший в 1998-ом и экранизированный в 2011-ом году. И хотя эта бесспорная аллюзия по поводу пелевинского произведения бросается в глаза, «Москва 2017» - самостоятельная, внятно донесённая, интересная картина. Вся реклама – это способ контроля и манипуляции людьми, в апогее своем доведенный до стадии того, когда не желания людей формируют бренды, а бренды формируют желания людей. Старинная пословица действует безотказно, и если гора не идет к Магомету - Магомет идет к горе. Когда мировая империя фастфуда уже не актуальна и терпит колоссальные убытки из-за того, что люди осознают вред подобной еды, нужно всего лишь внедрить в мозг людей обратное представление об этой еде. Чего только стоят слова могущественного «демиурга» рекламного мира (в исполнении культового актера Макса фон Зюдова) при взгляде на картину Рубенса: «Если люди не хотят нас, мы сделаем полноту модной». И всё просто: с сегодняшнего дня фастфуд – это символ сексуальности.

Абсолютно не случайно, что эта на первый взгляд фантастическая история с «брендованными демонами», питающимися человеческими желаниями, имеет четкую повседневную основу. Все механизмы общества потребления, заставляющие нас делать тот или иной выбор, описаны досконально и реалистично. Сладкой патокой льется сегодня в наши уши концепция позитивизма: "каждый обязан быть счастливым" постепенно вытесняет осознание и превращает людей в жизнерадостных скотов, поглощающих самих себя. «Вся сегодняшняя Россия – это фасад, причем фасад довольно хреново сделанный», - говорит первый работодатель и учитель маркетинга Михаила. И появляется он, кстати, как черт из табакерки, в момент, когда имея проблему крупного долга, Галкин взывает к Богу.

Сценарий этой ленты вполне бы мог подойти для какого-нибудь независимого кино. Ведь проблемы, поднимающиеся в ней, актуальны и злободневны как никогда.
С другой стороны, не очень впечатлили некоторые отступления в сторону традиционной мелодрамы - вероятно, они были для того, чтобы разжевать ткань повествования зрителям, не смотрящим кино без большого стакана поп-корна.
Тем и ценны мастера кинематографа уровня Кроненберга: они могут создавать авторское кино и с копеечными, и с миллионными бюджетами.
Наверняка, у Джейми Брэдшоу и Александра Дулерайн (режиссеры и сценаристы картины) не было задачи сделать авторское кино. Жаль. Все задатки для этого были.
Москва в картине пестрит рекламой, от которой некуда деться: «Абибас», «Джонни Водкер», «Vipsacha». Создатели фильма явно скучают по старой Москве, в которой нет рекламных банеров и щитов. Такую Москву помню и я - это был совсем другой город. Нужно отдать должное фантазии сценаристов - в фильме довольно много стеба по поводу взаимоотношений крупных и узнаваемых корпораций. И еще много различных циничных, но очень метких приколов на тему рекламных роликов и их конечных потребителей:
«Памперс: вашему сыну в будущем ничто не помешает хорошо учиться. Ведь он импотент.»

А пока для того, чтобы подтвердить дутую ценность своих, а если быть точнее чужих жизненных позиций, министр съедает в прямом эфире гамбургер (и кстати, умирает через десять дней). А мировые бренды грызутся, уничтожая друг друга за сомнительное право быть первыми в обладании выбором потребителя. Простые люди - работают и жрут для того, чтобы больше жрать…

Эту антиутопию, несмотря на некоторые художественные прогибы и блёклости, стоит посмотреть хотя бы из соображений, что вся сюрреалистическая сторона истории является чистой правдой.

Теги: kapchiz, капчиц, москва 2017, кинообзор

kapchiz 
06 сентября 2012