C 4 по 8 октября в Екатеринбурге в Ельцин Центре пройдет фестиваль документального кино о музыке и новой культуре Beat Weekend, региональная версия московского Beat Film Festival.

О жанре музыкально-документальных фильмов размышляет музыкальный редактор Geometria.ru-Екатеринбург Евгений Свалов. Он же делится краткими «безопасными» рецензиями без спойлеров.

Документальное кино на тему современной культуры и, в частности, популярной музыки будет неизбежно отличаться от других документальных лент сразу по нескольким причинам.

Во-первых, они, как статьи в Википедии, описывают сегодняшние события или совсем недавнее прошлое — а очень сложно объективно говорить о чём-то актуальном, пока тема не «улеглась», не сформировались взвешенные оценки, а тем более когда она продолжает жить и видоизменяться.

Во-вторых, такие фильмы не могут быть академическими и всеохватными в научном смысле, исчерпывающими, как в энциклопедии. Круг героев таких фильмов весьма ограничен, поэтому первая мысль, которая приходит в голову после просмотра: «Так, забыли вот этих и тех, вскользь упомянули вот об этом, практически не осветили вот это». Но, разумеется, происходит так не по злому умыслу авторов — включить в фильм только своих друзей, акцентировать внимание только на избранных персонажах, выдёргивать факты из контекста, не давая общей картины. Скорее, дело в том, что на данном этапе подобными фильмами занимаются энтузиасты с горящими глазами, которым какой-то значимый хедлайнер может попросту отказать в интервью, или нет бюджета, чтобы слетать в другой город и провести дополнительный съёмочный день там. В общем, просто не хватает ресурсов и авторитета — вряд ли кто-то из здравомыслящих артистов отказал бы во встрече крупному игроку сцены.

В-третьих, в отличие от классической документалистики музыкальный фильм не ставит своей основной целью достоверно и всесторонне зафиксировать факты — скорее он пытается воспроизвести атмосферу тех времён, сохранившуюся в воспоминаниях главных героев, чтобы в неё могли погрузиться и сегодняшние зрители. Когда эмоции выходят на первый план, тогда менее значимыми становятся имена, места, названия и реалии, а впечатления действительно смещаются в сторону чувств: «Вот это была эпоха!» или «Какая у них там атмосфера творчества, энергетика вечеринок!».

В любом случае, музыкальные документальные фильмы нужны, пусть даже в большинстве своём они музыкально-художественные. Такие ленты, несомненно, достигают главной цели — они помогают зрителям вдохновиться.

«Когда я думаю о Германии ночью»

Этот фильм — самый «академический». Здесь есть и самобытная атмосфера, сформированная и переданная не только главными героями, но и целым рядом режиссёрских и операторских приёмов, и попытка систематизировать, упорядочить, объяснить феномен электронной музыки, причём не только танцевальной, но и концептуальной.

Владение французским и немецким языками в дополнение к английскому поможет воспринимать аутентичную прямую речь главных героев.

Неподготовленному зрителю, смотревшему, например, сугубо развлекательные фильмы «128 ударов в минуту» и «Клубная жизнь», здесь может стать скучно — сцен из ночных клубов немало, но основной акцент сделан на интервью, в которых внимание сосредоточено на размышлениях.

Фильм даёт ощущение сопричастности и позволяет найти ответы на вопросы разной степени глубины и сложности — начиная от того, как выглядит образ жизни электронных супергероев, когда они не за пультом и что происходит в их студиях и заканчивая тем, почему это имеет право на жизнь — посвятить всего себя бесконечным возможностям сочетания каких-то причудливых, малопонятных звуков, причём повести этим за собой миллионы людей по всему миру.

Почему именно по ночам и на такой громкости? Почему именно монотонное техно, от которого впадаешь в состояние, в котором эйфория граничит с потерей рассудка? Почему несколько часов на сцене за вертушками — тяжелый труд, которому предшествуют многочасовые будничные поиски? Почему электронная музыка так притягательна сегодня, и стоит ли вообще рисковать, связывая свою жизнь с ней?

Вашими собеседниками становятся 5 признанных авторитетов, талантов, размышляющих о своём пути не с позиции точного расчёта и массового успеха, а искренне верящих в художественную ценность того, что они делают, и в возможности дальнейшего развития сцены.

Фильм очень сокращает дистанцию с главными героями, потому что они существуют в реальности и даже не играют самих себя — и представляет их как обычных людей, пусть даже и увлечённых своим делом до степени одержимости.

«Рейв в Иране»

Зелёный росток, пробивающийся сквозь асфальт — такую аналогию можно провести с электронной музыкой и перипетиями её появления, становления и развития в Иране.

Синтезированные звуки, танцы в загипнотизированном состоянии и ночной образ жизни, по понятным причинам, не приветствуются в этой стране — тем интереснее наблюдать, как однажды впервые услышанная молодыми людьми электронная музыка находит сильнейший отклик в их сознании. Как такое возможно, что элемент чужеродной культуры, случайно проникший в традиционное общество, так легко приживается там?

Немецкий ребёнок, родители которого слушают компиляции Ostgun Ton, а затем включают у его колыбельной пластинки Kraftwerk, а не «Кошкин дом», даже не будет задумываться о том, почему в его жизни есть техно — ещё бы, оно появилось там задолго до его появления на свет.

В Иране, где всё западное считается недружественным местной культуре, двое молодых друзей «заражаются» электронной музыкой, становятся диджеями, пишут треки в Ableton Live, стараются расширить круг единомышленников и организуют подпольные вечеринки.

У них всегда есть выбор — до конца жизни (а ведь нет уверенности, что она не оборвётся досрочно) быть «инакомыслящими» в своей стране, или прекратить эту борьбу и всеми правдами и неправдами уехать в западный мир.

«Рейв в Иране» не делает сенсационного открытия, но выступает с очень важным напоминанием — сегодня в большинстве стран мира промоутеры вечеринок, организаторы концертов, музыкальные энтузиасты находятся в очень комфортных условиях. И когда кто-то в следующий раз пожалуется, что «государство не поддерживает клубную культуру» или «не включает профессию диджея в официальный реестр» — пусть вспомнит о тех местах на планете, где за пару вертушек, найденных полицией в багажнике автомобиля, можно оказаться не просто в участке, а и за решёткой.

Творческий путь — ещё более тернистый, чем традиционный карьерный с благополучной профессией, и никто не обещал поддержки, когда что-то не будет получаться. Жизнь в мире музыки — такая же личная ответственность человека и его выбор, но будьте бдительны — однажды услышанные звуки могут навсегда перевернуть ваше сознание.

«Я — Гагарин»

Этот фильм оптимально смотреть после другой ленты, «Эпоха танцев». В «Эпохе» основное внимание уделено проникновению электронной танцевальной музыки и клубной культуры из Германии сначала в Прибалтику, а затем и дальше, на восток СССР во второй половине 1980-х — начале 1990-х.

«Я — Гагарин» же в каком-то смысле «подхватывает» эту тему и более полно раскрывает, что происходило после того, как новая музыка и новая культура уже проникли в страну и начали своё шествие по её территории.

Безусловно, фильм в основном построен на эмоциях, ярких воспоминаниях, восторге от статуса первопроходцев — но крайне важно, что хотя бы в таком виде эти факты сохраняются для истории, ведь люди, к сожалению, уходят насовсем, человеческая память несовершенна, фотографии имеют свойство выцветать, а видеокассеты — приходить в негодность, как и жёсткие диски.

Когда-то, на следующем этапе истории, новые люди будут создавать её с воодушевлением, зафиксированном в кадрах «Я — Гагарин».

Очень мотивирует к действиям магистральная идея, которую, возможно, авторы не думали провести через весь фильм, однако у них получилось: большие свершения часто происходят без всякого плана, а герои не продумывают никакой стратегии, действуя чисто по наитию.

Это потом, спустя годы в официальных биографиях будет сказано, что вся их жизнь и силы были посвящены только одному делу, но в реальности зачастую всё полностью наоборот — не думали, не планировали, а получилось ярко, неповторимо, на века и в пример остальным.

Без Гагарина — первого в космосе — не было бы «Гагарин Party» — первого и последнего советского рейва. Не планируйте, импровизируйте, экспериментируйте.

Теги: beat film festival, beat weekend, ельцин центр

Geometria Ekaterinburg 
04 октября