— Никогда не имел дела с живорождёнными.
— А в чём разница?
— Ну, например, у них есть душа…
— Ты и без неё прекрасно обходишься.

«Бегущий по лезвию 2049»

Итак, мир увидел «Бегущего по лезвию – 2049» - третью по счёту большую экранизацию знаменитого романа Филипа Киндреда Дика «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» Пересказывать сюжет и историю разных экранизаций, а уж тем более сравнивать фильмы не вижу смысла – почитаете Википедию. Постараюсь сконцентрироваться на впечатлениях.

Интриговать не буду и скажу сразу – я в восторге. Возможно, роль в этом сыграла моя любовь к книгам Дика. Но боюсь, что многие зрители со мной не согласятся (а их, кстати, было довольно мало, несмотря на вечерний премьерный показ). Чтобы было понятно, почему, начну с минусов.

Первое, что бросается в глаза – затянутость и местами даже нудность сюжета, способные отпугнуть некоторых неподготовленных зрителей. По всей видимости, очень активная маркетинговая деятельность авторов и прокатчиков как раз должна была компенсировать слабый интерес к фильму со стороны рядового зрителя. Bladerunner 2049 – это не боевик и даже не типичная фантастика (как его рекламировали), а что-то среднее между философией и мелодрамой. Глубина смысла, конечно, не сравнима с оригинальной книгой, но всё же это фильм по мотивам классики жанра, а классика всегда с трудом воспринимается массами.

Фильм будет нелегко осмыслить тем, кто осмыслить хочет, но плохо знаком с западной культурой в целом и вселенной Филиппа К. Дика в частности – уж слишком много «ссылок» в ленте, как внутренних (на другие произведения и экранизации Дика), так и внешних (на иные культурные явления – от Библии до русской литературы).

Кстати, о русских. Режиссёру Дени Вильнёву не удалось излечиться от этой извечной болезни американского кино – хоть краешком, но задеть Россию. Даже там, где это кажется не совсем к месту. Поэтому вот вам традиционные «плохие русские парни» и такое же традиционное видение русской литературы как чего-то неумолимо унылого и безнадёжного (в фильме появляется произведение Набокова), а также ностальгическое подтрунивание над советским прошлым России. Ну ладно, надписи на русском сделаны без ошибок (тоже традиция), и на том спасибо.

В общем, те, кто шёл на зрелищный киберпанк, могут быть разочарованы, ибо они увидят, по сути, арт-хаус – высококлассный, тщательно завёрнутый в добротную, вылизанную упаковку, но всё же арт-хаус.

Достаточно.

Теперь о том, что мне всё-таки понравилось. Будем честны – сценаристы в последние годы знатно халтурят, поэтому режиссёрам, чтобы снять нечто стоящее, приходится адаптировать известные книги. Это хоть какая-то гарантия спроса со стороны зрителя – ведь всем хочется показать свою сопричастность к культуре («Книгу я не читал, но зато фильм видел!»). Отсюда массовый интерес киноиндустрии, например, к Стивену Кингу. И это явление имеет положительные стороны – хоть изредка, но нам попадаются качественные с точки зрения сценария и смысла фильмы. К коим я теперь буду относить и нового «Бегущего по лезвию».

Ценность классики не только в её вечной актуальности, но и в том, что с годами произведение открывает в себе новые и новые смыслы в зависимости от событий вокруг. Оригинальный роман написан полвека назад, а проблемы всё те же. Тут вам и эмансипация женщин (противостояние двух несгибаемых героинь в фильме), и рабский труд (имеется в реальности до сих пор, несмотря на развитие технологий и права), и вечные споры об обесценении любви, и противостояние мира живого с миром пластиковым, и борьба за независимость (вспоминаем Брексит, Каталонию и Курдистан), и наша растущая зависимость от гаджетов. Тут можно рассказывать долго, а можно просто почитать книгу.

Мимо глаз ценителя не пройдёт видеоряд фильма. Он просто шикарен, честно. Атмосфера типичного киберпанка сохранена и значительно дополнена в лучшую сторону. Вы смотрите как будто бы не фильм, а ожившую картину с невероятной игрой цвета и света, за что большой респект съёмочной группе. Это тоже словами особо не опишешь – лучше посмотреть самому.

Ну и музыка. В первой части я говорил о том, что авторы не забыли упомянуть русских в сюжете. В Bladerunner – 2049 есть и обратная, приятная сторона этого явления. «Космическая музыка» «Бегущего по лезвию» словно заимствована из советских фантастических фильмов. Эти звуки не въедаются в мозг, но оставляют неизгладимое впечатление и, самое главное, - гармонируют с сюжетом.

В целом картина скроена ладно, не вызывает вопросов и недоумений, как часто бывает при таких масштабах съёмок. Да, многим фильм может не понравиться, но это одна из немногих лент, оправдавших мои ожидания за последние месяцы. Посмею даже сказать, что фильм достоин не только первой части, но даже и книги. Но боюсь всё же, что он таки провалится в прокате. Смотреть или нет – теперь решать вам.

И да, Харрисон Форд по-прежнему великолепен.

Теги: фантастика, рецензия, фильм, киберпанк, bladerunner 2049, бегущий по лезвию 2049, филип дик

Nurlan Sultanov 
07 октября 2017