Со 100-летней годовщины Октябрьской революции прошло уже больше трёх месяцев, а я только сейчас досмотрел два российских сериала об этом событии. Впрочем, революция и становление нового государства – дело не одного дня, месяца и даже года (СССР официально был образован лишь спустя 5 лет после Великого Октября). Поэтому думаю, что не опоздал с рецензией. Тем более, «взгляд издалека» даст более взвешенную картину. Надеюсь :)

Наверняка наши предки, пытаясь зажечь пожар мировой революции, 100-летие этого события представляли себе более пафосным. На деле же всё прошло как нельзя скромно. Аж неловко как-то. Но рассуждения о причинах такого поведения современных властей и коммунистов – это совсем другая история. Наша же – о развлечениях. Российское ТВ отметило 100-летие Великого Октября по-своему – двумя замечательными сериалами. «Замечательными» я здесь употребляю без тени иронии. Да, и сразу скажу, что сравнивая их, не стану навязывать лучший – вы можете выбрать его сами. Тем более, что фильмы действительно достойные.

Главные герои сериалов: Александр Парвус, Лев Троцкий
Главные герои сериалов: Александр Парвус, Лев Троцкий
Здесь и далее в каждой паре кадров первый - из сериала "Демон революции", второй - из сериала "Троцкий"
Здесь и далее в каждой паре кадров первый - из сериала "Демон революции", второй - из сериала "Троцкий"

Итак, начало ноября 2017 года ознаменовалось запуском на двух конкурирующих государственных телеканалах двух конкурирующих кинолент – «Троцкий» (телекомпания «Среда», «поставщик» Первого канала) и «Демон революции, или Меморандум Парвуса» («Нон-стоп продакшн» по заказу ВГТРК). Навряд ли авторы обрадуются прямому сравнению своих детищ, но работы и впрямь во многом схожи. И объединяет их не только общая тема (предреволюционные события и их главные лица) и почти одинаковая продолжительность (6 и 8 серий). У обоих – достаточно высокий художественный уровень не только для российского, но и для мирового экрана: с точки зрения сюжета, диалогов, декораций, костюмов. Оба хороши с технической стороны – в плане операторской работы, построения сцен, монтажа, колористики и т. д. И тот, и другой сериалы основаны якобы на мемуарах: «Троцкий» - на воспоминаниях самого Льва Троцкого, рассказанных канадскому журналисту, «Демон революции» - на дневниковых записях некоего офицера контрразведки Мезенцева. И даже в мелких деталях внимательный зритель отыщет сходства: например, в обеих лентах революция сравнивается с капризной женщиной, а её первые лица - с демоном и другими библейскими персонажами. В качестве фетиша и там, и там регулярно выступают шахматы.

Шахматы в обоих сериалах стали чуть ли не самостоятельными героями
Шахматы в обоих сериалах стали чуть ли не самостоятельными героями

Отдельного упоминания заслуживает актёрская игра. Состав первого плана в обоих случаях подобран великолепно. В сочетании с хорошими декорациями это даёт непревзойдённый эффект: будто смотришь реальную историю, а не художественный телесериал.

Владимир Ленин
Владимир Ленин

Игру Евгения Миронова в роли Ленина в «Демоне революции» после первых же серий в интернете назвали лучшей в карьере актёра. Хотя номинально он даже не является там главным героем. Мало кто оспаривает гениальность Ленина, но много ли раз вы смотрели на «вождя революции» как на человека со всеми его странностями и слабостями? В «Демоне» вы сможете это сделать. Кроме того, в сериале остальные актёры подобраны удивительно похожими внешне на своих прототипов. В конце последней серии авторы, словно хвастаясь, показывают портреты реальных героев революции и актёров, их сыгравших. Даже человеку, мало знакомому с историей того времени, не составит труда узнать исторических персонажей.

Ну а талант Хабенского у нас уже давно не принято оспаривать. Лев Троцкий в его исполнении получился монументальным, глубоким и убедительным. Настолько убедительным, что даже угадываешь, что Троцкий сделает в кадре дальше, отчего сериал, однако, не становится менее интересным.

Второстепенные герои сериалов: Готлиб фон Ягов, Иосиф Сталин.
Второстепенные герои сериалов: Готлиб фон Ягов, Иосиф Сталин.

Впрочем, нужно, наверное, и о различиях написать? Они, конечно, есть и основаны на разнице в целевой аудитории. «Троцкий» создавался для международного проката – не зря его презентовали аж в Каннах, о чём гордо рассказывалось на Первом. Эта ориентированность на искушённого иностранного зрителя бросается в глаза даже для невооружённого взгляда. Если в линейном сериале «России-1» действие идёт размеренно и практически не выходит за рамки треугольника Женева-Копенгаген-Петроград, то «Троцкий» мечется во времени и пространстве. Его действия происходят в двух разных полушариях, а временные перемещения столь стремительны и внезапны, что не потеряться во времени помогают лишь ремарки в кадре. «Троцкий» - это вам не просто исторический сериал с флэш-беками. Это и мистика, и секс, и межнациональные отношения, и стереотипы о суровых русских, и немного философии – всё, чем в последние годы был прикормлен зарубежный любитель сериалов. Но от этого фильм не хуже «зашёл» на родине. Всё-таки Александр Цекало, как наше лицо на международной киносцене, знает, что делает.

"Огнестрельные" сцены в сериалах
"Огнестрельные" сцены в сериалах

Как и любой фильм, касающийся реальных событий, эти сериалы вызвали полемику относительно исторической достоверности. Меня, если честно, это всегда удивляет: даже когда авторы до проката открыто заявляют, что их лента не претендует на документальность, такие споры всё равно возникают. Но что любопытно, в случае с «Демоном» и «Троцким» почти вся критика историков свелась к нескольким маловажным моментам, откуда можно сделать вывод, что в целом авторы соблюли принцип историзма.

Ну и конечно, в интернете в связи с юбилеем революции и выходом фильмов о ней часто говорили об идеологической составляющей в этих сериалах. Интересно, что авторы и «Троцкого», и «Демона» смело отметают романтическую, а где-то даже и идеологическую подоплёку Октября. Революция-1917 представлена исключительно как военно-коммерческий проект Германии с целью вывести Россию из войны. Прямая фраза Парвуса «Я привёз вам деньги на русскую революцию» в «Демоне» как нельзя лучше отражает этот дух фильма. Не менее откровенно коммерческую сторону вопроса обсуждают и в «Троцком». Кроме того, историки и критики отметили, что сценаристы из «Среды» слишком демонизировали образ Льва Троцкого, видимо, пытаясь дискредитировать современную российскую оппозицию. Поэтому учитывая, что сериалы сняты на бюджетные деньги, нетрудно догадаться, какой посыл шлют нам идеологи: все эти революции, либеральные оппозиционеры и пятые колонны – не историческая необходимость для России, а всего лишь происки коварного Запада. Не иначе.

Женские образы в сериалах
Женские образы в сериалах

Тем не менее, оба сериала я смотрел с большим удовольствием. И хотя я обещал не навязывать предпочтений, просто скажу, какой понравился больше лично мне. Несмотря на динамичность и яркость «Троцкого», я более польщён работой Бондарчука и Co., хотя мне не нравятся большинство других его проектов. Не потому что «Демон революции, или Меморандум Парвуса» чем-то лучше. Просто он, в отличие от «Троцкого», заканчивается хэппи-эндом для главных героев. Это важный показатель для меня, как для зрителя – трагический конец всегда оставляет какую-то тяжесть на душе. Если же вас заинтересовала эта рецензия, то рекомендую посмотреть оба сериала и составить своё мнение.

Теги: кино, рецензия, сериал, революция, октябрь, ленин, троцкий

Nurlan Sultanov 
18 февраля