О Север, Север-чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?

Фёдор Тютчев

Благодаря невероятно талантливым людям на свет появился этот фильм. Отличный, красочный, настоящий. Создатели Атлантиды смогли не только увидеть, но и показать все, о чем молчит замерзшая северная земля. Смогли показать без прекрас, без фальши, но с душой и людьми. Самыми настоящими.

«Не под небесами в конуре живешь, а здесь» - слышишь эти слова и щемит где-то внутри. «Едем по пустоте» - слышишь и понимаешь, насколько неизведанная наша страна. Сколько в ней тайн еще, сколько историй. Каждую расследовать, про каждую говорить. Наверняка вы помните уроки литературы, на которых вы читали Константина Паустовского или Михаила Пришвина, что с такой бережливостью, по крупицам собирали истории для потомков. Истории о том, что прячет Север.

Ведь если задуматься - действительно прячет. Лихачев писал: «В Русском Севере удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого, современности и истории (и какой истории - русской! - самой значительной, самой трагической в прошлом и самой философской), человека и природы, акварельной лиричности воды, земли, неба и грозной силы камня, бурь, холода снега и воздуха».

Автором фильма удалось проникнуть вглубь той самой жизни, а методика съемки и твердое понимание авторами того, что необходимо показать, позволили оставить неизменными те самые «частицы истории»:

Глеб Кузнецов, автор сценария, рассказал в интервью «Ъ FM»: «Люди, которые давали нам деньги, дали нам свободу творчества. У нас была встречная обязанность по отношению к северянам, которых мы снимали. Мы дали им свободу творчества говорить, показывать то, что для них важно, то, что их волнует. Мы вырезали только брак, повторения, ненужные вещи, откровенно не входящие в контекст».

Читать интервью полностью: http://www.kommersant.ru/doc/2766608.

Наверное, мы просто много не знаем, не слышим. Например, речитативы северных былин «осели» в русской симфонической музыке: вы найдете прямые цитаты северных былинных напевов в «Борисе Годунове» Мусоргского и «Царской невесте» Римского-Корсакова.

Академик Дмитрий Лихачев писал о том, что Север «сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русские трудовые традиции - крестьянские, ремесленные, мореходные. Отсюда вышли замечательные русские землепроходцы, полярники и беспримерные по стойкости воины».

Фёдор Абрамов назвал самым большим, самым непреходящим вкладом Севера в сокровищницу национальной культуры - слово, «которое и сегодня сохранило строй и дух русского языка древнейшей поры»

Михаил Трофименков, «Коммерсант»: «...Определить жанровую природу «Атлантиды» непросто. Социологический портрет северной деревни с трудом уживается с душеподъемным повествованием о том, как добровольцы восстанавливают внушительных размеров деревенский храм, чуть ли не с конца 1920-х использовавшийся то как склад, то как клуб. Истовая убежденность дочери последнего настоятеля, умершего в лагере, в том, что «нужна вера, вера нужна» — с хлестким афоризмом мужичка, резюмировавшего философский тренд современности: «в бога верить, водку пить». Милитаристская метафора «храмы — наши блокпосты, и дело не в вере» — с приземленными рассуждениями реставратора о вредоносности системы тендеров».

«Все оставив позади себя, я вновь отправился … в край непуганых птиц записывать сказки», - вспоминал Михаил Пришвин. Никаких призывов, кроме «беречь», никаких «берите». Только тема гармонии человека с природой, умелого сожительства, восстановления и сохранения. Если в вашем городе показывают этот фильм - не пройдите мимо истории о «крае непуганых птиц»!

Теги: север, атлантида русского севера, восстановление, природа россии

ChelGEO 
03 августа 2015