Вода всё смоет.
С. Лукьяненко, «Черновик»

Экранизировать книги – занятие, на мой взгляд, крайне неблагодарное. Обязательно нарвёшься на критиканов с их вечным «книга лучше» или «куда дели то-то то-то и того-то того-то?» Исходя из этого, хочется поддержать съёмочную группу, взявшуюся экранизировать произведение культового российского писателя. Хочется …но не можется.

Надо сказать, я частенько оказываюсь в плену своих завышенных ожиданий. Участие в производстве фильма великого и могучего «Яндекса» создавало неслабую интригу, а имя Сергея Лукьяненко и динамичный многообещающий трейлер чуть не сделали меня поклонником фильма раньше премьеры. А премьера-то все иллюзии и разрушила.

С одной стороны, чувствуется узнаваемый стиль Лукьяненко: умелое сочетание малосочетаемого, обычные (на первый взгляд) люди в качестве главных героев, интересные артефакты, магия, спрятавшаяся на самом видном месте – в центре Москвы. Но с другой стороны… Вместить целую книгу в менее чем двухчасовой фильм, конечно, невозможно. Наверное, поэтому сюжет ленты получился таким ломанным и нескладным. Главного героя громко называют таможенником, хотя максимум, на что он тянет – это швейцар. Ничего особенного кроме открывания межмировых дверей нескольким путешественникам он не делает. В течение всего фильма в его действиях не прослеживается никакой чёткой линии и достойной цели. Суперсилу, положенную ему по должности, использует исключительно в местечковых целях – уворачиваться от летящих/падающих предметов и драться с неадекватными женщинами. Нет, вы, конечно, вы можете сказать, что в центре сюжета – любовная линия. Ну да, герой пытается вернуть свою бывшую, которая в прошлой жизни сама бросила его, а в новой не горит большим желанием общаться. И это – достойное занятие для контролёра параллельных миров? Серьёзно?

Финал ничуть не порадовал, потому что оказался таким же аморфным и мутным. Ни тебе победы добра, ни победы зла. И даже открытым финал не назовёшь – он просто …никакой. Его как бы и нет. Словно фильм прервали в разгар событий и забили. Ясно, что сюжет здесь повторяет роман, но можно же было пойти вразрез с книгой, чтобы придать хоть какую-то завершённость фильму. Ведь часто студии идут на поводу у рынка, чтобы не оставлять зрителей в недоумении да и просто окупить производственные расходы. Но с другой стороны, отчасти понятно, почему сделали именно так, как сделали – это такой «хитрый» способ затащить зрителя на продолжение, то есть, «Чистовик» (по такой же схеме недавно сняли две части «Гоголя»). Никаких чётких планов сиквелу ещё нет, но есть, как минимум, сам роман «Чистовик». Сергей Лукьяненко как-то сообщил журналистам, что собирается написать ещё и третью книгу и что не против экранизации всей трилогии. Но диктовать условия студиям будет уже рынок: если фильм «не зайдёт», то снимать продолжение будет бессмысленно. А с таким качеством экранизации, если честно, рассчитывать на поддержку зрителя не очень-то приходится.

Но я всё же надеюсь. Надеюсь, что будет и на нашей улице чистовик. И смоет плохие впечатления от черновика. Смоет, как вода.

Источник фото - WDSSPR.

Теги: кино, фантастика, параллельные миры, сергей лукьяненко, черновик, чистовик

Nurlan Sultanov 
26 мая