Указом президента РФ Владимира Путина, наступивший 2016 год в России станет Годом отечественного кино. Пояснительная записка к указу гласит о все большем соответствии российской киноиндустрии главным принципам культурной политики государства. В рамках программы планируется увеличение числа фильмов, выпускаемых отечественными киностудиями, модернизация киностудий, продвижение киноискусства в регионы.

Мы встретились с генеральным директором фонда «Культурная Победа» Виталием Сотниковым, который создает платформу подготовки и продвижения нового креативного класса в России как в области кино, так и в остальных направлениях отечественного искусства.

CEO и креативный продюсер бюро визуальных коммуникаций Chernika, автор первого в России digital-романа «Дыхание», чьим куратором стал бывший главный редактор журнала GQ и нынешний руководитель «Сноба» Николай Усков, Виталий, как мало кто другой, знает, что такое работа с креативом в России.

После ознакомления с манифестом вашего фонда, складывается двоякое впечатление. Как основатель проекта, поясните, что означает Культурная Победа?

Для начала важно понимать не что это, а зачем это. Совершенно для себя случайно я заметил на одном из членов нашей команды футболку с надписью «New York City» и задумался, почему в России активно проходит пропаганда западной культуры, но мало кто носит одежду с названием своего города? У нас великая страна с огромным культурным наследием, которое с каждым днем нищает и обесценивается. Посмотрите вокруг – большей части нашего общества совершенно безразлично сохранение культурных ценностей и создание нового продукта с потенциальным экспортом за рубеж. Многие молодые и даровитые специалисты креативных областей, будь то дизайн, архитектура, кино или искусство живут с мечтой уехать из России! Эта тенденция не была не замечена нашим правительством, которое направило силы на повышение лояльности граждан и популяризацию отечественных культурных продуктов, проводя многочисленные форумы, программы и выделение дополнительного бюджета в стране. Наш фонд, в свою очередь, дает обратную связь этим стараниям.

В настоящий момент мы создаем площадку, на которой молодые креативные кадры смогут получить поддержку на создание собственных проектов, направленных на внутреннее развитие страны и повышение значимости культуры России. Мы связались с Джозефф Гордон-Левиттом (голливудский актер - прим. авт.) и хотим создать сервис наподобие его платформы Hitrecord, но адаптировать под рынок России. Сейчас его платформа является скорее вторым шагом, а мы хотим сделать еще первый – идентифицировать самых талантливых и гениальных людей страны. И в этом нам помогут наши “черничные” алгоритмы. Я уже несколько раз ошибся, поверив в “гениальность” молодых режиссеров, с которыми работал, поэтому теперь я доверюсь исключительно цифрам. Рабочее название платформы – “CreateOS”, скорее всего, не будет изменено. Домен мы уже купили как никак (смеется).

Единого понимания «креативный пласт» практически не существует. На благо каких культурных сфер работает ваш фонд и кому в итоге будет осуществляться помощь?

В 2016 году по понятной многим причине, основные силы нашей команды будут направлены на создание и продвижение отечественных кинопроектов. В настоящий момент идет работа над разработкой программы кинофорума, на котором начинающим специалистам в области кино будет дана возможность представить свои работы экспертному сообществу, состоящему из именитых в России режиссеров, продюсеров и актеров. Пока члены жюри не утверждены окончательно, я, к сожалению, не могу озвучить их имена. Могу только сказать, что за плечами этих людей не один кассовый сбор. Вы даже представить себе не можете, сколько достойных и качественных фильмов не доходят до конечного зрителя по той причине, что нет возможности этим ребятам презентовать себя и свои возможности широкой публике. Ведь тот же самый Роберт Родригес не собирался показывать “El Mariachi” в прокате, сыграло роль случайное совпадение, и за фильм начали бороться ведущие кинокомпании Голливуда. Задача “Культурной Победы” – найти не только Родригеса, но и Тарантино, Кристофера Нолана, Мартина МакДона и Гая Ричи. И показать их талант России, а после - всему миру.

Какое положение дел сегодня в других сферах искусства?

В этом же состоянии находится музыкальная сфера, литература, современное искусство, дизайн графический и промышленный, fashion-индустрия – самые яркие направления, но далеко не последние. Специалисты подобных областей не работают по постоянным контрактам (как, например, сотрудники музеев, театров или оркестров) и зачастую не принадлежат к числу штатного персонала учреждений культуры - они относятся к freelance-категории. Большую часть их творчества видит ограниченный круг друзей и близких, так как возможности к самовыражению креативных единиц существенно выше либо за границей, либо в центральной части России. В основе нашей идеологии ложится синергия двух сил: помощь в развитии креативного класса в стране, и экспорт созданных проектов за пределы России.

На этом моменте возникает достаточно разумный вопрос – фонд «Культурная Победа» больше социальный проект или политический?

Добиться поставленных целей, как общественных, так и государственных, возможно лишь при консолидации усилий. Без поддержки правительства для достижения цели потребуется существенно больше сил и времени. Без помощи частных структур мы не сможем найти выходы на те ценные единицы, способные изменить существенную часть культуры и приумножить наследие страны. Настоящая работа только начинается. До этого момента была проведена исключительно подготовка к битве за человеческий ресурс. В рамках фонда будут сформированы экспертные сообщества в каждой индустрии, способные отделить зерна от плевел. Это один из самых важных этапов нашего пути, который также потребует участия как государственного аппарата, так и общественных структур. В общем, все как в нашем слогане – “одержим Культурную Победу вместе”.

Человек должен быть мечтателем
Человек должен быть мечтателем

Какая модель организации творчества вам ближе – российская или все же зарубежная?

Очень хочется, чтобы через несколько лет я назвал российскую, а сейчас – зарубежная. Если быть точным – британская.

Почему именно она?

Ответ мы нашли в истории. После Второй мировой войны правительство Великобритании занялось переобучением тех, кто вернулся с войны. Естественно, это сказалось на семьях этих людей и правительство взяло курс на обучение профессиям будущего. То есть, грубо говоря, парламент Великобритании сам посеял первые креативные зерна. А сейчас они пожинают плоды. Например, за 2014 год креативная индустрия принесла 120 млрд. фунтов в ВВП Великобритании и уже составляет практически 8%. И это даже несмотря на снижение господдержки искусства в их стране. Под многие проекты находятся инвесторы и меценаты.
Наша же страна справлялась с последствиями войны и, естественно, у нас было гораздо больше проблем, отсюда и “пятилетка за год”. Тогда, знаете ли, не до креатива было.
Сейчас, я уверен, страна готова к этому, а Петербург обязан защитить звание культурной столицы.

Почему именно защитить?

Потому что сейчас мы скорее берем количеством. Например, музеев. Вы не подумайте, я безумно люблю музеи, но сейчас Петербург живет как будто бы в тени Эрмитажа. Происходит смена поколений. Мы – это поколение, которому важно прикоснуться к искусству. А каждый музей создает некую границу – между тобой и искусством, тем самым говоря: “вот ты, а вот - искусство”. Но ведь человек и создает искусство. Это как-то нечестно. Вот наш “креокласс” и выкинут на задворки величественной тенью Эрмитажа. Надеюсь, бабушки из Эрмитажа не увидят это интервью (смеется).

Петербург обязан защитить звание культурной столицы
Петербург обязан защитить звание культурной столицы

Тогда кто же он, с вашей точки зрения, человек будущего крео-класса?

Сейчас у нас в планах развитие нового поколения – наших детей и тех, кто внесет еще более ощутимый вклад в креативное ВВП РФ. Мы работаем над реорганизацией домов молодежи, а их только в Петербурге 188. Но кроме макраме и курсов радиоэлектроники из 80-х там сложно научиться чему-то востребованному. Наше решение - создание сети школ креативного образования “Creators” по всей России. В январе как раз защита проекта в Госдуме и мы надеемся, что Министерство образования поддержит нас интеграцией в программу обучения.
Сейчас же я могу назвать главное качество – человек должен быть мечтателем. Знаете, недавно исполнился ровно год как я кардинально изменил все в своей жизни, включая свою сферу деятельности (Виталий проработал программистом 5 лет - прим. авт.), но за этот период времени я повстречал невероятное количество прекрасных людей из сферы кино, рекламы, музыки и у каждого была она. Мечта. Именно она зажигает в людях огонь.
Недавно я был в Москве и познакомился с барменом, который мечтает стать сценаристом. Вы представляете? Я дал ему пару советов и несколько книг для прочтения, а он пообещал показать первый сценарий к моему следующему приезду. Надеюсь сходить на его фильм в кинотеатр.

А какая у вас мечта?

Недавно наш GR-директор задала мне тот же вопрос. Пожалуй, что заместитель министра культуры. Как один из героев моей книги. Ведь так мне будет куда проще помочь культуре нашей страны.

Почему же только заместитель?

На случай, если Владимир Ростиславович (В.Р. Мединский – нынешний Министр культуры РФ - прим. авт.) прочтет это интервью до защиты наших проектов в Думе (смеется).

С Виталием беседовала Мари Бонне

Теги: кино, культурная победа, отечественный кинематограф

Svetlana Plas 
23 декабря 2015