В нашем городе открылась выставка художника Валерия Барыкина. В своих работах он сочетает игривый пин-ап и строгий советский плакат. Художник рассказал Geometria.ru об источниках вдохновения, отношении к критике и ностальгии по СССР.

Валерий Барыкин
Валерий Барыкин

Вы мечтали стать художником?

Наверное, с детства я хотел заниматься искусством. Но не думал, что стану художником, а тем более советского пин-апа. В Нижнем Новгороде я закончил театральное училище по классу «театральный художник», но в театре не работал. Долгое время занимался дизайном. Сначала работал в Нижегородской газете, затем в журнале. А параллельно занимался живописью по сюжетам, навеянным творчеством Пикассо или Шагала.

Как вы пришли к такому направлению как пин-ап?

У меня появилась какая-то внутренняя потребность меняться. Та живопись, которой я занимался до этого, перестала меня согревать. Я чувствовал, что это не мое. И постепенно я пришел к такому направлению как советский пин-ап. Так как я жил в советские времена, мне нравился соцреализм, позже я познакомился с пин-апом. Появились первые опыты по смешению этих стилей, они мне понравились и принесли результат. Мне повезло: в одночасье советский пин-ап стал очень популярен в Интернете. Меня пригласили на фестиваль «Белые ночи» в Перми, на котором собираются много художников и галерейщиков со всей страны. Там я был замечен, меня стали приглашать в разные города России: Уфа, Екатеринбург, Киров (я тут второй раз), Сургут, Ростов-на-Дону, Петербург и многие другие. Кроме этого я публиковался в журнале «Playboy», выставлялся в Москве в центре современного искусства «Винзавод». Еще я сотрудничаю с аукционом «VLADEY» в Москве. Здесь выставляются все метры современного искусства России и зарубежья, для меня это важное и значимое сотрудничество. Сейчас я занимаюсь только пин-апом.

Кем вы вдохновляетесь из классического пин-апа?

Прежде всего, это Джил Элфгрен. Это американский автор, непревзойденный классик пин-апа. Его я всегда считал своим учителем. Еще мне импонирует творчество американского художника Нормана Роквелла, писавшего быт Америки 60-х. Есть и советские авторы, которые для меня тоже пример. Хоть они и рисуют далеко не пин-ап, но Георгий Нисский со своими пейзажами или Лактионов, написавший картину «Письмо с фронта» мне очень нравятся. Можно сказать, что многие авторы с обоих континентов меня вдохновляют. По натуре я визуалист, мир познаю глазами. Поэтому плакаты в стиле соцреализма, афиши к старым кинофильмам, советские комедии и все, что вокруг меня – все это мне импонирует.

Пин-ап и советское искусство – противоположные направления. Как вам удается их сочетать?

Я это совмещаю только путем юмористического подхода. Мои персонажи чем-то похожи на персонажей комедий Гайдая, например «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и другие. В этих фильмах все построено на юморе – живом, человеческом, позитивном и настоящем. Поэтому мои работы тоже с юмором. И таким образом мои девушки вписываются в серьезный соцплакат. Большинство окружающих реагируют на мое творчество положительно. Есть и поклонники, и противники. Некоторые считают, что такими работами я подрываю какие-то идеалы, что нельзя так СССР показывать. Но сам я не согласен. Для меня картины – это мой идеальный мир. В целом, пин-ап – достаточно специфическая вещь, направленная на эротизм. Но я стараюсь в этом плане не переусердствовать. Мои работы гораздо скромнее. Хотя некоторые считают, что я перегибаю палку. В любом случае любое искусство, даже плохое, хотя не нам судить, воспитывает человека. И это ответственность для художника или музыканта.

Как вы реагируете на критику?

Всем понравиться невозможно. Если равнодушия нет – это уже хорошо. Но мне кажется, я популяризирую Советский союз, хотя и не призываю туда вернуться. В прошлом мне видится больше хорошего, больше плюсов. И, заметьте, до сих пор мы смотрим много советских фильмов, они качественные, они добрые. Поэтому в своем творчестве я балансирую на грани. Я стараюсь не делать слишком пошлых работ, у меня свои каноны и свои ограничения. Мои последние работы все более и более сдержанные. Но, тем не менее, восхищение женщиной у меня всегда присутствовало. Всегда приятно рисовать женщин, ведь не только в Голливуде красавицы, у нас тоже их немало. Для меня живопись – это и творчество, и работа. Приятно чувствовать, что ты занимаешься своим делом. Конечно, какие-то недочеты есть в каждой работе. Но совершенства не найти. Поэтому от работы к работе стараюсь становиться лучше.

Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

Я много путешествию по России. Меня приглашают в разные города, и мне всегда это интересно. Хотя, казалось бы, город везде город. Но у каждого есть какие-то маленькие отличия. И замечать их мне всегда очень приятно. Киров, например, сильно отличается от Нижнего Новгорода. У Нижнего своя планировка, неповторимый рельеф. Хотя соседи, всего шесть часов на поезде, но даже люди на улице другие. Со своей семьей я стараюсь как можно больше времени проводить на прогулках, кататься на велосипеде. Еще я коллекционирую предметы советского быта. Какие-то вещи покупаю сам, какие-то мне дарят друзья. Сейчас многие избавляются от советского наследия, хотя некоторые экземпляры стоят очень много. В моей коллекции есть пин-ап платья, статуэтки Львовского фарфорового завода, предметы мужского гардероба, например, фетровые шляпы. Вообще такая шляпа – это не просто головной убор, это некий символ той эпохи.

"Дембельская весна"
"Дембельская весна"

Какая из собственных работ для вас наиболее значима?

У меня много работ, которые мне импонируют: в одной сюжет, в другой техника. А самая любимая работа все-таки так, которая на афише выставки. Это мой своеобразный бренд. Лозунг «Прошу направить меня туда, где всего труднее», девушка-красотка на каблуках, позади нее ржавый трактор, многие заводы разрушены или приостановлены. Печальная картина. Но для меня в этой девушке олицетворение всего советского пин-апа. Еще для сотрудничества меня пригласила московская пивоваренная компания. Серия моих работ изображалась на пивных банках «Жигули». Ценно, что на банках указывалось мое авторство, такое в рекламе обычно не делается. Сейчас уже будет 21-я банка. Кстати, этот проект был признан «лучшим дизайном» в России. Самые значимые работы, первые три банки из этой серии есть на выставке: «Курортное знакомство», «Дембельская весна» и «Огонька не найдется?». С одной стороны, это коммерческий проект, а с другой – выставочный. Именно эти работы и в Интернете популярны, и выглядят хорошо (улыбается). А работа «Дембельская весна» - я служил в свое время в армии, и носил такие же голубые погоны, как и у героя картины.

"Курортный роман"
"Курортный роман"

Можно сказать, что ваши работы автобиографичны?

Частично, это так. Или вот еще работа «Курортный роман». Здесь красивые девушки машут молодому человеку на переднем плане, а субтильный смешной ботаник в очках, стоящий позади, принимает этот знак внимания на свой счет. В подобную ситуацию, думаю, многие попадали, в том числе и я. Я же тоже очкарик. А вообще мое творчество можно разделить на бытовые сюжеты и переделанные соцплакаты. Например, был такой лозунг «Не влезай, убьет». А в некоторых моих работах он звучит «Не входи, убьет» и это тут же обыгрывается в сюжете картины. В такой игре слов тоже заключается смысл моего творчества, ко многому нужно относиться с юмором. Есть работы с актуальными лозунгами - «Не опаздывай на производство». Сейчас экономика в упадке, молодое поколение забыло, что такое труд. Ведь когда человеку делать нечего, он занимается ерундой. Я стараюсь через юмор показать, что работать и любить свое дело нужно. Подобные плакаты все больше популярны. Советский пин-ап пользуется спросом, поэтому кризис на мне отразился в меньшей степени. Хотя у многих моих друзей-художников есть и обратные ситуации.

"Не опаздывай на производство"
"Не опаздывай на производство"

Есть ли у вас творческие планы на будущее?

Сейчас мой основной план - заниматься масляной живописью. До этого больше я работал на компьютере. Это по-прежнему мне нравится, но масло сложнее и многограннее. Сейчас я сотрудничаю с одним аукционом, куда отсылаю уже масляные работы, а не принты. В Нижнем Новгороде на Покровке у нас есть галерея, она называется «Кладовка». Здесь моя постоянная экспозиция. Один мой товарищ коллекционирует старую музыкальную технику. У него целый склад проигрывателей и магнитофонов. Еще один мой приятель собирает советскую игрушку, у него свой музей в Нижнем. В музей приходят родители с детьми и показывают им свои любимые игрушки. В этом есть какая-то преемственность поколений. А виниловые пластинки – это самостоятельное произведение искусства, каждый диск был оформлен по-особенному. Песни, которые записаны на виниле, даже звучат иначе. Сейчас у всех моих друзей виниловые проигрыватели, и даже у молодежи. Вот это еще один пример преемственности поколений. Конечно, в любом времени есть плохое и хорошее. Но забыть прошлое – значит перечеркнуть подвиги родителей, воевавших за Родину. Забывать свои корни нельзя. Поэтому советское прошлое – часть нашей культуры.

Посетить выставку "Советский пин-ап" Валерия Барыкина можно в "Галерее прогресса" до 14 июня.

Фото: Антон Суслов
Текст: Полина Подкопаевская

Теги: интервью, Геометрия, киров, geometria kirov, валерий барыкин, советский пин-ап

Полина Подкопаевская 
19 мая 2016