Владимир Колесников - художник Айдан галереи о том, что такое современное искусство, а также, о Путине, Медведеве и  вдохновении.

Краткая биографическая справка.

1969г. – родился в г. Темрюк

1988г. – окончил Краснодарское Художественное Училище

1995г. – окончил Кубанский Государственный Университет

С 1993г. участвовал в более, чем в 50-и выставках в России и за рубежом

С 1998г. сотрудничает с Айдан галереей.

Живет и работает в Краснодаре и Москве.

NB: Что такое современное искусство?

ВК: На английском это звучит как contemporary art,  с адекватным переводом этого термина есть некоторые сложности, попеременно переводят либо современное искусство, либо актуальное. И получается, что современное искусство по логике русского языка это всё то, что сделано в наше время, либо то, что продиктовано некой злободневностью. Искусство имеет свою историю, свою логику развития, и всегда важен момент инновации. Например Леонардо придумал сфумато, это воздушность, дымка такая, после него тысячи художников делали это сфумато и, возможно, многие делали лучше него, но они не новаторы, они шли по чьим-то стопам. Так вот современное искусство это та область искусства, в которой проговаривается это новое слово, то, что предположительно останется в истории.

NВ: Сейчас часто можно слышать, что современным искусством занимаются те, кто  не умеет рисовать, так ли это? И можно ли быть художником и не уметь рисовать?

ВК: Да, можно. Например, в шведской академии художеств нет факультета живописи и рисунка, это все преподается  рядом, в школе ремесел, там же где преподается дизайн. Современный художник должен, прежде всего, уметь мыслить, а не рисовать. Если в эпоху возрождения главной целью художника было отображение реального мира  и были очень простые критерии – похоже или непохоже, т.е. человек, пейзаж и т.д., то с изобретением фотографии оказалось, что есть  техника, которая может делать тоже самое и гораздо лучше. И художник начинает задумываться: а зачем я нужен? Можно очень четко увязать появление фотографии с появлением импрессионистов, которые первые начинают ломать традиции, отходить от привычного всем «понятного» в искусстве. Сейчас осталось много художников которые занимаются традиционными формами, делают работы под старых мастеров, пытаются приблизиться к реальности, это очень прикольно, иногда даже изумительно, но зачем? Зачем это делать, если можно просто сфотографировать? 

NВ: Почему многие люди не понимают современного искусства?

ВК: Сейчас цели и задачи искусства сильно усложнились и требуют очень серьезных знаний того, что уже сделано и  что происходит. А поскольку для большинства людей искусство не является чем-то жизненно необходимым, то и нет никакого желания получать образование, подготовку. Вот поэтому искусство и стало непонятным. Когда человек покупает любую технику, будь то компьютер или стиральная машина, он читает инструкцию, процесс освоения занимает какое-то время - это воспринимается как должное. И при этом многие считают, что в искусстве всё должно быть понятно без всякой подготовки. Как у Рафаэля. Извините, но во времена Рафаэля и технике инструкций не требовалось – всем понятно, как пользоваться плугом или ножницами.

NB: Для кого  же тогда современное искусство?

ВК:  Есть определенный круг людей которым это интересно. Это в общем, что-то похожее на клуб по интересам. Многие думают,  что современное искусство, это некая фикция, или заговор какого-то определенного количества людей с целью одурачить всех остальных непосвященных. Тут часто происходит подмена понятий современного искусства и арт-бизнеса, хотя это области смежные и пересекающиеся, но это не одно и тоже. Почему чаще всего идут разговоры вокруг цен на произведения - потому что деньги это эквивалент, который понятен всем, можно не понимать работу, о чем она, что в ней ценного, но все прекрасно понимают озвученную цену, это и является основным раздражителем для профанной публики. Правда арт-бизнес имеет свои перекосы, мне самому не совсем понятна такая вещь,  что в данный момент скажем, Херст стоит дороже Рубенса, когда просто очевидно, что Рубенс имеет большую культурную ценность,  он проверен временем... вот так - культурная ценность не всегда прямо пропорциональна материальной

NB: Над чем ты сейчас работаешь?

ВК: Сейчас я работаю над серией  «подписи»  делаю портреты одних политических деятелей подписями других, скажем, Путина подписями Медведева и портрет Медведева подписями Путина. Это довольно простая, как мне кажется, даже для обычного обывателя мысль, комментирующая довольно интересную ситуацию в нашей стране - не понятно кто главный, между ними есть какой-то договор о распределении ролей и всем понятно, что Медведев стал президентом благодаря Путину и Путин не ушел с политической сцены исходя из гарантий Медведева. Можно об этом написать статью, провести исследование, я как художник решил сделать вот такую серию работ.

NB: Что-то уже продалось?

ВК: Да Путин и Медведев продались почти сразу.

NB: Смешно звучит.  Кто купил, знаешь?

ВК: Точно не знаю, продажей моих работ занимается Айдан галерея, но вроде кто-то из администрации президента. Кстати, заметь - вот и ты соскочил с разговоров об искусстве на вопросы, об арт-бизнесе...

А хочешь о  вдохновение?  Интересно?

NB: Очень.

ВК: Вдохновение - это когда наступает озарение, божественные голоса шепчут мне с неба идеи и ангел водит моей кистью... шутка. Мне кажется, это такое квазикультурное понятие, придуманное  для недалеких зрителей, чтобы придать личности художника некий флер загадочности. У меня вызывает отторжение само это слово, еще больше мне не нравится слово «духовность», из этого же разряда - никто не знает, что это и каждый засовывает свои значения, а слово само пафосное, и вроде близкое к религии, и сразу такое значимое, и им можно кидаться направо и налево. Вдохновение - это состояние очень хорошей и эффективной работоспособности, не более. Этого состояния можно достичь разными способами, Делакруа, например, поговаривал, что для вдохновения ему достаточно стаканчика хорошего вина.

NB: Так, стоп. Давай только сделаем сноску, что любая точка зрения субъективна.

ВК: Да конечно - все что я говорю субъективно. Но у меня есть серьезное подозрение в том, что художники, которые рассуждают о своем вдохновении - лукавят, врут, пиз*т.

NB: Они что, часто это делают,  рассуждают о совсем вдохновении?

ВК: Это чаще всего приходиться делать, когда нет четкой, внятной аргументации своего творчества и того, что вокруг него, в данном случае, как сделана работа. Грамотный художник должен четко понимать, что и зачем он делает и значит, должен уметь внятно объяснить свою работу; если художник не может объяснить, значит, не совсем понимает, что делает и тогда начинает оперировать такими понятиями, как духовность и вдохновение. Для того чтобы говорить ни о чем с важным видом, надувать щеки и давить на загадочность, что может неплохо сказаться на продаже его работ.

NB: Хорошо, а что за прошедший год, по-твоему, было самое интересное в современном искусстве?

ВК: Мне очень нравится то, что сделала группа «Война», это «Хуй в плену у ФСБ» на литейном мосту и акция «Дворцовый переворот» с переворачиванием ментовских машин, за что они сейчас сидят. И второе это видео группы «Что делать?», мюзикл о строительстве башни Газпрома в Питере.

NB: А, зачем ты этим занимаешься?

ВК: В детстве я был третьим самым младшим ребенком в семье, мне не хватало внимания… и потом на меня девушки, особо внимания не обращали, вот я подумал, что надо что-то с этим делать, голоса и слуха у меня нету так, что петь я не мог – пришлось рисовать. Это типа шутка по Фрейду.

NB: А как ты пришел в искусство?

ВК: Хорошо помню, мне было четырнадцать, я жил тогда в Анапе, были летние каникулы - беззаботная жизнь с купаниями в море и рыбалками и вдруг в один день мама будит меня в пять утра – «вставай, поехали в Краснодар поступать в художественное училище». Помню, что мне было так влом, я думал, зачем мне это нужно. В общем, у меня тогда создалось впечатление, что за меня все решила мама, потому что если бы решение было за мной в тот момент, четко понимаю, что я доспал бы часа три, а потом пошел бы на рыбалку.

Теги: contemporary art, владимира колесников, айдан

 
30 декабря 2010