«Баритон нашего времени»

Помните в фильме «Красотка» Ричард Гир говорит Джулии Робертс: « Первая реакция людей на оперу весьма драматична. Они проникаются к ней или любовью или ненавистью. Полюбив - они будут любить ее всегда, в противном случае они могут научиться ценить ее, но она никогда не станет частью их души»

"Первая реакция людей на оперу весьма драматична"
"Первая реакция людей на оперу весьма драматична"

Не поверить словам такого обаяшки сложно и не только потому, что он великолепный актер, ведь на самом деле - первое впечатление самое сильное. Правда оно часто бывает обманчиво.
Многие, посмотрев пятиминутный кусочек оперы по телевизору, решают, что она скучна и консервативна. Эта не та реакция, про которую говорилось выше. Оперу нужно видеть и чувствовать.

Правительство Санкт-Петербурга дарит горожанам такую возможность.
26 мая состоится гала-концерт «Звезд мировой оперы», а 27 гала-концерт «Борис Эйфман и звезды балета».
Такие мероприятия-праздники проходят не часто. Поэтому не упустите возможность открыть свое сердце для высокого искусства.

"Откройте свое сердце для высокого искусства"
"Откройте свое сердце для высокого искусства"

Ведущий баритон Мариинского театра - Алексей Марков тоже выступает на городском празднике.
Алексей удостоился многих высоких наград, его вокалом восхищаются тысячи людей.
Интервью с таким человеком нельзя назвать лекарством от скуки, скорее это бальзам для души.

Знакомьтесь, баритон нашего времени- Алексей Марков
Знакомьтесь, баритон нашего времени- Алексей Марков

Здравствуйте, Алексей. Расскажите, как и почему вы решили связать свою жизнь с музыкой?

С музыкой? Все так получилось по стечению обстоятельств.
Я не собирался стать профессиональным музыкантом, хотя музыкой занимался с детства: окончил музыкальную школу по классу классической гитары, играл в джаз-оркестре, даже в ресторанах успел поиграть.
Был разносторонним музыкантом. После школы я решил, что музыка - не профессия, и не пошел по музыкальной стезе. Лет через 6 после окончания школы, я пришел в церковный хор, стал там петь и пошло, поехало (улыбается) мое вокальное образование. Еще через пару лет я почувствовал, что есть перспективы и стал заниматься, постепенно дошел до оперы.

Как человек, закончивший технический вуз смог стать оперной звездой?

Я никогда не переставал заниматься музыкой, я всегда был с ней (смеется)
Я не был готов профессионально заниматься трубой или играть на гитаре, не решался поступить в консерваторию.
Профессионально увлекло меня только пение. Так увлекло, что я решился попробовать.

То есть, вы променяли джаз на оперу?

Громко сказано (смеется). Я люблю джаз до сих пор... слушать, но уже не играть.

Вы пришли в академию Мариинского театра, в довольно позднем возрасте(24 года). Как вы можете охарактеризовать ваше становление, как певца?

Я бы не сказал, что в позднем возрасте, конечно, мне не хватало общей теоретической подготовки. Я всегда отставал от ребят, которые закончили юношескую капеллу и т.п. Об опере я практически ничего не знал.
Я был всего один раз в ней, в детстве, и то какое-то смутное воспоминание осталось. 24 года, это не 44 ,- это нормальный возраст для голоса. Я считаю, что можно, наверное, и позже начать, и были случаи в истории.
Я прошел практически стандартный, классический путь вокалиста, многие годы упорно занимался вокалом и, конечно, другими дисциплинами. И потихонечку все пошло, стал участвовать в международных конкурсах, и тем самым дорос до международного уровня.

Почему если вы практически ничего не знали про оперу, то ваш выбор пал на нее?

Ну, потому что я занимался академическим пением (церковный хор - прим. авт). Это пение идет параллельно оперному. Собственно, многие ребята из консерватории поют в хорах, подрабатывают, и даже остаются там. Следующая естественная ступень развития, как раз таки и было занятие оперой.

" Я всегда был с музыкой" -А.М.
" Я всегда был с музыкой" -А.М.

Стольким количествам наград может похвастаться не всякий оперный исполнитель. Вы не боитесь подхватить звездную болезнь?

Нет, ни о какой звездной болезни речи не может быть. Опера - не то искусство, которое обладает массовой популярностью. Если любого человека спросить на улице: «Кого вы знаете из оперных исполнителей?» В лучшем случае- двух, трех назовут из многотысячной армии нашего братства (улыбается) В основном, наша работа не приносит дикой популярности или известности. Нет.
Ну и потом, я не могу еще сказать, что я настолько много всего завоевал, много спел. Я не так много выиграл международных конкурсов, ну да «Золотой Софит», «Золотая маска».
Но я думаю, самое интересное еще впереди.

Вы никогда не думали перейти из оперы на отечественную или зарубежную эстраду?

Нет, конечно, у меня такой мысли никогда не возникало. Я вижу уровень нашей эстрады, если честно, на мой взгляд, он совершенно никуда не годится. Эстрада-это не искусство, это шоу-бизнес, прежде всего. Совершенно разные вещи заниматься искусством и делать себе карьеру в шоу-бизнесе. Меня это совершенно не привлекает.

А как вы относитесь к Николаю Баскову? Он же единственный оперный певец, который сейчас с большим успехом выступает на эстраде.

Николай Басков - это отдельный разговор (качает головой). Не буду ничего о нем ни хорошего, ни плохого говорить. Он не оперный певец, а эстрадный, который работает в своем жанре. Пускай работает. (улыбается)

Какая самая любимая ваша партия? И почему?

У меня нет самой любимой партии, такой чтобы я поставил ее на первое место. Дело в том, что в любой партии есть любимые моменты: в одной - потрясающий дуэт, в другой – потрясающая ария, в третьей – ансамбли и т.д.
Если из зарубежных взять, то люблю итальянскую музыку: Верди в первую очередь. Из русских, конечно же: Чайковский и Римский-Корсаков.

"Николай Басков- не оперный певец"-А.М.
"Николай Басков- не оперный певец"-А.М.

Если вы не выделяете любимую, то может, есть такая партия, которую вы никогда не согласитесь исполнить?
Из классического репертуара - нет. Если бы я и отказался что-то исполнять, то возможно, современную оперу, которая бы мне показалась неинтересной или вредной для голоса.
Хотя, хотя, в свое время я отказался от партии Ковалева в опере Шостаковича «Нос», которую мне предлагали даже в Метропо́литен-опере спеть.
Да, есть такая одна партия.( смеется)

Раз разговор пошел вокруг партий, давайте его и продолжим. Вы уже ответили, какие любите/не любите, интересно узнать, есть такие, какие бы вы хотели исполнить, но пока не удавалось?

Конечно. Партии возрастного уровня: «Риголетто» Верди, «Мазепа» Чайковского.
Эти партии требуют уже возрастного и драматического понимания, крепости голоса

Когда вы выступаете на сцене, в первую очередь ощущаете себя певцом или актером?

Вокал стоит первичнее, всегда.

Стараюсь, не ощущать себя ни актером отдельно, ни певцом. Все должно быть гармонично, чем больше ты растворяешься в партии, тем лучше получается. Нельзя зацикливаться ни на вокале, ни на актерской игре. Нужно быть естественным на сцене.

Бывали ли курьезные случаи во время выступлений?

Слова забывал - это бывало, но это происходит у каждого певца, на каждом втором-третьем спектакле. А так все срабатывало всегда, декорации выезжали, пистолет в «Онегине» стрелял, явных курьезов не было, и Слава Богу.

"Тенором чаще что-то прощается" -А.М.
"Тенором чаще что-то прощается" -А.М.

Вашим голосом восхищаются тысячи людей, а у вас есть кумир? Хотелось бы быть на кого-то похожим?

Подражать ни кому ни в коем случае нельзя. Можно учиться. Конечно, я слушаю записи великих мастеров в основном прошлого столетья. Я даже не буду перечислять, их много. У меня нет одного кумира, я слушаю многих и учусь.

Существует такое мнение, что тенорам легче добиться расположение публики, потому что они исполняют главные роли, а басам и баритонам нужно, грубо говоря, вкалывать по полной. Так и есть?

Дело конечно, не в главных ролях, а в том, что теноровые партии, как правило, более положительные. Тенор-это герой-любовник, который быстро завоевывает сердца зрителей. Их арии более известные, их даже можно назвать шлягерными.
Конечно, театралы знают партии и баритоновые и басовые, но простой обыватель, скорее всего, слышал только теноровые.
Поэтому тенорам безусловно легче, завоевывать расположении публики и им даже чаще что-то прощается.

Многие называют оперу искусством для избранных, вы согласны с таким мнением?

Я понимаю, что имеется в виду этим высказыванием. Это имеет место быть

Опера не для всех?

Опера-это нелегкий жанр, это музыка, которую нужно знать и понимать. Я считаю, что нельзя просто так приходить в оперу. Невозможно получить то удовлетворение, которое нужно получить.
Я объясню.
Например, я раньше ходил в картинные галереи, как многие ходят, но меня это не вставляло (улыбается). Я приходил, смотрел на картины: это картина Ван-Гога, это Рембрандт, а это еще кого-то. По роду своей деятельности, я путешествую, у меня есть возможность видеть лучшие музеи мира. Я стал интересоваться. Например, иду в музей «Прадо» в Мадриде, открываю литературу, читаю историю музея, интересующих меня картин, о художниках. Совершенно другое ощущение, когда ты идешь в музей, и ты уже знаешь предысторию картин, биографию художников. Появляется наполнение. Так и в опере.

"Опера для избранных" -А.М.
"Опера для избранных" -А.М.

В оперу нужно ходить подготовленным?

Я считаю, что да. Когда человек почитает про историю создания оперы, о композиторе, послушает музыкальные отрывки, ему будет намного интереснее, будет понимать, что происходит на сцене.
У нас многие не любят оперу. Говорят не понятно, что поют, что происходит, в чем фишка (смеется)
Народ в массе любит более простой, развлекательный жанр. Выражение: «опера для избранных» - совершенно точное. Опера для умеющих думать, понимать.

Как вы думаете, как приобщить молодежь, слушающую попсу, к высокому искусству? И нужно ли это?

Конечно, это нужно, нужно. Прежде всего, об это должны думать СМИ.
У нас сейчас мало оперных или балетных передач по отношению к развлекаловкам. Массовая культура заполонила телевидение.
Я думаю, вопрос туда должен быть обращен.
Если будет больше программ про балет и оперу, то будет расти число интересующих среди молодежи.

Как вы относитесь к трансляции оперы по телевидению?

Это абсолютно нормально. Это то, что должно быть.
Почему бы не включать каждому каналу в свою сетку вещания, хотя бы раз в неделю, одну оперу или балет.
Хорошая идея, кстати, в популяризации балета и оперы.

Вы не думаете, что часть публики, которая посещает театр, останется сидеть дома c чаем?

Нет, нет, конечно же, нет. Живое искусство его все равно никак не заменишь.
Показывают же каждый день по всем каналам Филиппа Киркорова, и все равно у него полные залы, люди хотят увидеть/услышать в живую.
Живой звук и живое общение с артистом ничего не заменит.
Те, кто ходит в оперу - не перестанут ходить.

Да, живое общение ничего не заменит. Вам важны контакты с залом, его реакции?

Конечно, важны.
Понимаете, мы же отдаем часть своей энергии залу, когда на сцене.
Это происходит на уровне обмена энергетикой, мы отдаем, и мы хотим получить взамен тоже в качестве аплодисментов, криков «Браво».

И если зал холодный, не воспринимает, не реагирует, зевает, скучает, не понимает (улыбается)- то в таком зале намного тяжелее работать, чем когда зал реагирует на каждую твою арию.

" Моя семья гордится мной" - А.М.
" Моя семья гордится мной" - А.М.

Вы говорили, что много путешествуете, как ваша семья реагирует на ваши постоянные репетиции, концерты, гастроли? Не ревнуют к искусству?

Скорее не ревнуют, а наоборот гордится.
Они ко мне часто приезжают. Я стараюсь, когда у меня есть выходной сразу лететь домой и в прямом и переносном смысле.( улыбается)

У вас подрастает дочка, отдадите ее, когда станет старше в музыкальную школу?

По крайней мере, попытаюсь это сделать. Не буду, конечно, заставлять, если не захочет. Но я думаю ребенок, выросший в такой семье, вряд ли не захочет хоть чем-то быть связанным с музыкой. Я думаю, на чем-нибудь она будет играть, или я сам научу или научат в музыкальной школе.

26, 27 мая состоится праздник классического искусства, приуроченный ко дню города, вы выступаете на гала-концерте мировых оперных звезд. Почему вы решили принять участия в этом мероприятии?

Это праздник, день города.
Концерт с моими коллегами, которым я пел неоднократно, которых я уважаю всех. Я думаю, что это будет хороший концерт, хорошая идея.
Как вы думаете, этот концерт сможет донести искусство до масс или на него придет постоянная аудитория, любящая оперу и балет?
Я думаю, что основная часть аудитории будет театральная публика, которая любит оперу, ходит на оперу, которая с удовольствием воспользуется возможностью пойти на такой концерт бесплатно.
Надеюсь, что придут люди, которым будет просто интересно узнать, что такое опера, думаю, кто-то придет, потому что недалеко живет (смеется)

Как вы думаете, это мероприятие подходит для знакомства с оперой?

Конечно, подходит.
На концерте будут шлягерные вещи, большинство произведений будут легко узнаваемые даже для неискушенных в оперном искусстве. Это абсолютно тот концерт, который может посетить человек, который ни разу не был на опере.

" Концерт 26 мая подходит для знакомства с оперой" А.М.
" Концерт 26 мая подходит для знакомства с оперой" А.М.

Алексей очень приятный собеседник.
На все вопросы отвечал одушевленно и интересно.
10 из 10.
P.S. Талантливый человек талантлив во всем.

Теги: опера, алексей макаров, праздник классического искусства

Гретхен 
22 мая 2012