«Наш спектакль - попытка разобраться с собственными иллюзиями, страхами, обманутыми надеждами. Мы вместе хотим найти дверь, за которой Нору ждет выход из ее кукольного дома» (ТЮЗ).

3 ноября на экспериментальной сцене Театра на Спасской состоялась премьера нового спектакля по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом».

Непростые человеческие проблемы, поднятые норвежским драматургом в XIX веке, оказались актуальными и для нашего времени. Проблемы правды и лжи, настоящей и мнимой любви, семейные проблемы. В спектакле разыгрывается трагедия человека, гибнущего под натиском безжалостного мира, в котором главными ценностями являются деньги, карьерный рост, престиж. Можно ли сегодня создать свой мир – кукольный дом, который спасет от лжи и в котором человек сможет сохранить свою нравственность?

«Кукольный дом» - последняя премьера художественного руководителя Бориса Павловича на сцене кировского ТЮЗа. Режиссер ответил на несколько наших вопросов.

-Борис, это ваш последний, завершающий работу в театре на Спасской спектакль. Чем был обусловлен выбор именно этой пьесы?

-«Кукольный дом» – спектакль, рожденный в рамках проекта «Актеры крупным планом». И инициаторами, и двигателями постановки являются актеры. Пьесу предложила Наташа Красильникова, которая играет в спектакле главную героиню Нору. Актеры, задействованные в спектакле, окунулись в творческий процесс с головой. Но поскольку постановка без режиссера не может состояться, я включился в эту работу вместе с ними. Идея проекта «Актеры крупным планом» заключается в том, что артисты приносят идею и содержание, а дальше мы вместе делаем спектакль. Чуть позже к нам подключились Елена Авинова, наш художник-постановщик, Екатерина Андреева, художник по костюмам, Ирина Брежнева, хореограф. Поэтому это не мой выбор пьесы, в данном случае это личное высказывание актеров.

-Интересная придумка включения зрителя в спектакль: зритель как будто находится за зеркалом, в которое смотрятся актеры.

-Да, да. Пьеса Ибсена «Кукольный дом» является программной. Именно с нее началось такое течение, которое называется «новая драма». А с новой драмы началась собственно и режиссура – впервые для новых пьес потребовался режиссер. Стриндберг, Ибсен, Чехов – драматурги, которых относят к основателям новой драмы. Они же первые, кто придумал такое понятие как «четвертая стена». Сравните, к примеру, пьесы Шекспира или Мольера и этих драматургов. У первых актеры естественно общаются со зрителями, а вот последние придумали существование актера и зрителя абсолютно автономное. Сейчас четвертую стену необходимо как-то осмыслить. В данном спектакле четвертой стеной является зеркало, отделяющее артистов от зрителей. Интересно, что зрители и актеры друг друга не видят, хотя они находятся близко друг от друга. Это метафора пропасти и разрыва между людьми, которая заключена и в самой истории, происходящей на сцене.

-Ставить спектакли сложнее на большой сцене или на экспериментальной?

-Это абсолютно разный принцип работы. На большой сцене основная единица измерения – мизансцена, то есть кадр, который видит из зала зритель. И в первую очередь здесь важен свет, темпоритм сценической жизни каждого персонажа. На экспериментальной сцене единственной единицей является артист. Мы видим мельчайшие движения его души. И здесь я программно отказываюсь от внешних сценических инструментов. Интересно организовать такое кино, которое происходит перед нами в реальном времени. Здесь нет музыки извне, музыка в спектакле звучит только тогда, когда включают ее герои, и свет зажигается тогда, когда нужно это героям.

-В чем заключалась Ваша работа как режиссера?

-Работа режиссера на экспериментальной сцене сводится к детальному анализу текста. А вся сценическая деятельность целиком и полностью лежит на плечах артистов.

-Это последний спектакль на подмостках кировского ТЮЗа. Можно ли надеяться, что в будущем кировские зрители увидят новые спектакли под вашим руководством в Кирове?

-Пока ничего не могу сказать. Театр на Спасской – это театр-дом на протяжении 70 лет. Это семья, где главными являются не родовые признаки, а художественная целостность, общность. Она формируется вокруг лидера. В данном случае я определял эту художественную целостность. Сейчас это будет новый художественный руководитель. Лучшее, что я могу сделать для следующего режиссера, – это самоустраниться, чтобы он мог внятно и спокойно договориться с артистами.

-Что вы можете сказать на прощание Кирову?

-Я 7 лет разговаривал с кировским зрителем посредством спектаклей. В данном случае наш разговор продолжается. Я не думаю, что художник может сказать что-то еще, кроме того, что он говорит в спектаклях. Поэтому я не думаю, что нужны какие-то слова. Я специально устроил такой арт-обстрел напоследок, для того, чтобы все сказать. Сейчас слова будут только мельчить. Я люблю вас, дорогие кировчане!

Желаем Борису Павловичу творческого вдохновения и новых проектов!

Текст: Ирина Агазаде

Теги: премьера, тюз, павлович

Ирина Агазаде 
05 ноября 2013