Все города, безусловно, очень разные. Чтобы понять их, прочувствовать нужно много времени. И тем не менее - сколько людей, столько мнений. Разные города открываются для каждого с разных сторон и предстают в совершенно различных амплуа. Мы хотим поделиться с вами своими наблюдениями, но не за городами, а фотографами. Сегодня отправимся в гости к старому Нью-Йорку!

Ричард Тушман

Начнем с истоков. А именно - с картин. Ричард Тушман (Richard Tuschman) невероятно талантливый американский фотограф, который при помощи современных цифровых технологий смог воссоздать истории с картин художника Эдварда Хоппера.

Эдвард Хоппер старался запечатлеть повседневную жизнь Нью-Йорка и создать некий образ, в котором мы бы узнали типичного американца. Отметим, что в его понимании это был человек-одиночка.

Хотите узнать в чем секрет фотографий Ричарда Тушмана? Сначала он создает декорации в виде диорамы и делает первое фото только помещения с нужным освещением и манекенами, после – моделей. Затем два изображения накладываются друг на друга в редакторе. Картины, отметим, написаны маслом, именно поэтому фотографу приходится добиваться этой «текстуры» фона обработкой.

Кстати, мы забыли сказать, что Хоппер - урбанист из XX века, но этот факт не стал чем-то останавливающим для Тушмана: одиночество и тоска не подвластны времени.

Франк Хорват

Крайне интересная личность и невероятный фотограф - Франк Хорват. Он занимался модной фотографией с середины 50-х до конца 80-х годов 20-го века. Он один из первых использует 35 мм камеру и естественный свет, показывая моду в контексте повседневной жизни. Его снимки публикует французский Elle, английский Vogue, американский Harper`s Bazaar.

Также он пробовал себя в фотожурналистике, портрете, пейзаже, а в начале 90-х годов стал одним из первых фотографов, которые начали фотографические эксперименты с Photoshop.

В начале 80-х Хорват страдает от болезни глаз и теряет зрение. На время он перестает снимать и делает проект «Entre Vues» («Между просмотрами»). В него вошла серия интервью с современными фотографами.

В 1998 году Хорват существенно меняет свою жизнь: классическое фотографическое оборудование теперь заменилось на компактную цифровую фотокамеру, а в 1999 году Хорват ведет фотодневник последнего года уходящего тысячелетия на любительскую камеру, в рамках которого фотографии сняты на расстоянии максимум 30 метров. Основной сюжет - его жизнь, его окружение и его мир.

Возвращаясь к нашей теме. В начале 60-х он отправляется с фотоаппаратом в большое путешествие. В это время он работает для немецкого журнала Revue. Итог - три больших фотопроекта: 1976-1982 годов под названием «Портреты деревьев», 1982-1986 годов под названием «Очень похожий» и проект «Нью-Йорк. Вверх и вниз» 1982-1987 годов. Фотографии из последнего проекта вы видите в качестве иллюстрации.

Уолтер Розенблум

Уолтер Розенблум сделал свои снимки в 19 лет, но и этого хватило, чтобы стать выдающимся фотографом и войти историю. Этот проект получил название «Питт-Стрит» и стал знаковым для фотографа.

Будучи учеником Люиса Хайна и Пола Стренда, он стал одним из пионеров американской документальной фотографии. А пришел он в нее со стареньким фотоаппаратом и пятью долларами: столько стоило членство в политически прогрессивной волонтерской ассоциации «Фотолига». Такая цена была у доступа к фотолаборатории. Но это было не главное - безусловную ценность имела возможность учиться у лучших документальных фотографов того времени.

Во время Второй мировой войны он был военным корреспондентом. Его путь начался с высадки в Нормандии с армией союзников в июне 1944 года, продолжился с войсками генерала Паттона. Он снимал освобождение Дахау.

Когда война кончилась Уолтер начал преподавать фотографию в Бруклинском колледже. Однако это не помешало ему продолжить создавать документальную летопись бедных кварталов Нью-Йорка. Он снимал в восточном Гарлеме, южном Бронксе, в Бруклине. В 1998 году Розенблум достиг вершины мирового признания — Международный центр фотографии в Нью-Йорке по совокупности заслуг присвоил ему почетное звание за выдающиеся жизненные достижения.

Возвращаясь к теме Нью-Йорка в творчестве Уолтера. Серия «Питт-Стрит» снял эту серию на одной этой улице за шесть месяцев 1938 года. Мы можем видеть, что герои продолжают жить на его снимках. Нина Розенблум, дочь фотографа рассказывает: «Он верил, что фотограф должен снимать то, что лучше всего знает; недостаточно взять камеру и выйти на прогулку, фотографируя виды, с которыми у тебя нет эмоционального контакта, отсутствует история отношений. Поэтому, когда на курсах «Фотолиги» речь зашла о выборе темы для первой съемки, отец остановился на Питт-Стрит. На этой улице прошло его детство, тут были его друзья и семья. Испытывая сильные чувства к этому кварталу, населенному иммигрантами из Восточной Европы с достатком ниже среднего, он решил, что, фотографируя здесь, сможет выразить что-то большее, чем просто взгляд на улицу».

Уильям Кляйн

Благодаря Уильяму Кляйну мир модной фотографии стал более объемным и интересным. Это он придумал также ставший широко известным прием с зеркалами (наиболее известный пример - фотографии 1963 года, снятые для Christiаn Dior или и для Pierre Cardin, где модель бесконечное количество раз отражается в зеркальной призме. - прим. GEOMETRIA.RU), именно с ним связывают использование широкоугольных и телеобъективов, длинной экспозиции с использованием вспышки и мультиэкспозиции, а также называют изобретателем snapshot aesthetics («эстетика выстрела навскидку» - прим. GEOMETRIA.RU).

Про его альбом с улицами Нью-Йорка говорили разное, но, в основном, плохое. Американцам был не близок такой портрет, они казались себе менее экстремальными, виды на город более помпезными, люди - более симпатичными. Слишком много полицейских, оружия, страха. Тем не менее «Манхэттен по-парижски» и никак иначе. Отметим, Кляйн выпустил в свет свой альбом «Нью-Йорк» (1956) только в Париже именно по этой причине: репортажные уличные фотографии были небрежно собраны вместе и оформлены в стиле таблоидной прессы.

Редакторы Vogue отказались взять материал и посоветовали искать более смелых издателей для этой книги. Но время расставило все на свои места и книга вышла: «Для меня в книге «Нью-Йорк» не было никакого скандала. Я был художником, и я знал, что в живописи в XX веке было очень много экспериментов. А в фотографии почти не было. Были эксперименты в Баухаузе, у русских конструктивистов. И, строго говоря, все. Для меня это был не скандал, а эксперимент».

Ребекка Лепкофф

Ребекка посвятила фотографии значительную часть своей жизни: еще в 30-х годах прошлого века она состояла в сообществе непрофессиональных уличных фотографов. На свою первую камеру она заработала танцуя — это был подержанный Voigtlander. Про нее говорили, что она как бы документировала жизнь и быт людей, которые были с ней рядом.

Ее учителем стал Арнольд Игл. Он, а также Сид Гроссман, Пол Стрэнд и Уолтер Розенблум были в числе тех, кто представил ее снимки ФотоЛиге и поощрил ее маленькие фотографические триумфы. Она быстро нашла единомышленников в Лиге и стала одной из. Лепкофф особенным образом видела город - через ее объектив он выглядел танцующим, вечно живым, спонтанным, шумным, но чувство композиции строило идеальные кадры!

В 1940-х и 50-х стали самыми продуктивными. Волны иммигрантов, среди которых было много пуэрториканских и афроамериканских переезжих, способствовали тому, что она смогла запечатлеть изменяющуюся жизнь Нижнего Ист-Сайда. Залы бассейна, магазины на 14-й улице, Бродвей, танцевальные залы. Особенным является тот факт, что фон для всего этого - изодранные рекламные объявления и голливудские плакаты, разрушающиеся фасады зданий.

«Она потрясающая, она настоящий панк, в ней был дух панка ещё в 1930-е годы, и я хотела это показать». - говорит о ней Шерил Данн в одном из своих интервью. А Шерил - автор документального кино, о котором речь чуть ниже.

Для того, чтобы еще больше окунуться в мир фотографии, Нью-Йорка и его улиц, в жизнь людей, рекомендуем посмотреть фильм "Все на улицу". Это документальный фильм о том, как работают знаменитые нью-йоркские уличные фотографы.

Теги: фотография, xx век, уличная фотография, мастера фотографии

ChelGEO 
28 сентября 2015