Имя когда-то только питерского фотографа Александра Медведева известно многим фотографам, а теперь и далеко за пределами родного города. Любитель аллегорий и рассуждений о живописи, с особенной отчетливостью воспринимающий действительность со всеми ее «а», «но», «купи», «продай». Один из основателей и преподаватель PRO|PHOTOSCHOOL. Отметим, что на лекции к Александру можно попасть и в своем городе, так как мастер-классы и стримы с героем нашего интервью – вполне себе реальность. Одно могу сказать после интервью – не спорьте с Александром Медведевым. В хорошем смысле.

Сегодняшний мир постоянно меняется. Новая эпоха - она уже здесь. Теперь она меняется внутри себя. Об этом и многом другом – в нашем интервью с отличным фотографом Александром Медведевым!

GEOMETRIA.RU: Я знаю, что вы уже не снимаете свадьбы. Как к этому пришли и согласитесь ли все-таки отснять, если сильно попросить?

Александр Медведев: Да, все верно, я полностью перестал снимать свадьбы. За этот год ни одной не снял! Правда, одна очень правильная женщина из Москвы выходит замуж, так что придется «сломаться». Я давно ее знаю, там будет очень правильная свадьба и люди на ней - правильные. Поэтому это исключение – как для меня, так и для России.

GEOMETRIA.RU: Насколько я знаю, обычно очень тяжело перестать снимать свадьбы – прибыльно, хоть и сезонно, в общем-то, достаточно просто, ну и прочие положительные вещи. Почему это происходит и почему, на ваш взгляд, в определенный момент стоит отдохнуть или вовсе перестать снимать свадьбы?

Александр Медведев: Сейчас постараюсь объяснить. Мне не кажется, что надо прямо сейчас перестать снимать – это надо было сделать лет 5 назад. Сейчас ситуация плохая: фактически, рынок свадебной фотографии – это тонущий корабль. Тут даже демографическая яма сыграет роль. Это что касается непосредственно финансовой стороны. Теперь про амбиции. Я хочу снимать фотографию мирового уровня. Но для этого надо развиваться. Нельзя просто выйти и внезапно снять такой кадр.

GEOMETRIA.RU: Ну, или это будет случайность, которая постепенно канет в лету.

Александр Медведев: Да, поэтому, чтобы снимать на мировом уровне и быть постоянно в топах, надо развиваться. Например, хочешь ты разбираться в винах. Ты идешь на курсы сомелье за две-три тысячи долларов, понимаешь, что это твое, заканчиваешь первоначальное обучение. Идешь дальше – едешь, скажем, в Сардинию или Таскану и проводишь там неделю, пробуешь местные вина, смотришь, изучаешь. Потом попадаешь на какой-нибудь конгресс виноделов. Все это – огромное количество времени, сил и денег. И это все будет происходить прежде, чем ты начнешь хоть сколько-то разбираться, до того, как у тебя появятся вкус и знания, благодаря которым ты сможешь рассказывать о вине. Прежде всего, потому что тебе будет с чем сравнить. А теперь представь, ты хочешь разбираться в вине, но у тебя есть контракт, по которому ты обязан каждую пятницу выбухивать литр водки.

GEOMETRIA.RU: Хорошее сравнение.

Александр Медведев: То есть ты поняла, о чем я хотел сказать? С фотографией – тоже самое. Надо очень много снимать и смотреть, но все это должно быть красиво: вещи, люди, события. Уделять внимание деталям, работать с дизайнерами и стилистами, каждый раз повышая планку, как для себя, так и для участников процесса. Я придумал эту метафору на одном из мастер-классов, когда со мной попытались спорить, мол, в свадебной фотографии тоже есть место развития, можно творить и прочее. Я не согласен. Когда я в первый раз сам для себя провел эти параллели, я понял, что каждую субботу травлю себя этим литром водки, вместо того, чтобы развиваться. И решил завязать.

GEOMETRIA.RU: В сети, кстати, по большей части фотографии парочек, но не свадебные, а то, что мы привыкли называть lovestory.

Александр Медведев: Да, в основном парочки. Я считаю, что свадьба – это своеобразный рудимент. И если какие-то люди хотят пофотографироваться вместе, для этого абсолютно не нужен повод. Нужен просто день. Это будет обычный день, спокойный, вы спокойно соберетесь, приедете и поработаете с фотографом. А попытка бросить в один котел и гостей, и молодых, и веселье, и желание быть красивыми, и родственников… Это ошибка, так как такое не может пройти без потерь в качестве. Поэтому если люди хотят у меня фотографироваться, они приходит, рассказывают и мы это делаем. И, стоит отметить, это выходит дешевле, чем свадьба.

GEOMETRIA.RU: Мы часто говорим о правилах в фотографии – цвет, свет, композиция, руки режем только соответствующим образом и прочие вещи. Что думаете об этом?

Александр Медведев: В искусстве, безусловно, есть правила. Но нарушение этих самых правил – такое же средство выражения, как и их соблюдение. Можно сделать резкую картинку, а можно и наоборот. Главное, что ты понимал, для чего тебе что одна, что вторая. Так называемая размытая или нерезкая картинка вполне может быть средством выражения, передачи информации. Если ты всегда делаешь «резкие» картинки и даже не пытаешься понять, попробовать – ты просто следуешь определенному шаблону. Надо чувствовать грань, уметь применять правила, что впоследствии их нарушить. Как бы абстрактно это не звучало. По хорошему, если ты не в курсе этих самых основ, то ты и не знаешь, как их преступить. Знаешь, как говорят, не стреляйте в пианиста – он играет, как может. Вот и тут такой же идиотизм. Это отлично, когда кто-то сделал кадр, нарушив что-то мыслимое или немыслимое, но при этом твою затею понял зритель – очень круто. Просто отлично! Потому что за этим стоит намерение, идея, мысль.

Я еще раз повторюсь – изучать правила надо. Проблема другая – говоря об основах, различные преподаватели и школы, просто люди, все приметивизируют. Есть золотой сечение, абсолютно логичные законы композиции, а фотограф, рассказывающий вам о них, говорит о правиле третей. Суть примерно такая: есть баба, есть кадр; если баба некрасивая, то давайте разместим ее в этой части снимка, и она станет другой, более прекрасной. Понятное дело, что это бред, это примитивизация. Когда ты говоришь, что нельзя резать конечности – просто объясни мотивацию. Правда жизни такова, что это можно делать сколько душе угодно, просто сделай так, чтобы это было красиво. Есть, например, ноги. Вот как их резать? Отрежь пол-ботинка – и это будет нормально. По коленке ровно – в общем, не очень. Пол-бедра? Вполне себе. Ну и так далее. В любом случае – все зависит от конкретной фотографии. Режь, только делай это как следует.

GEOMETRIA.RU: Сейчас есть такая тенденция – к объединению: от фотографа требуют выполнения функций стилиста, организатора, а то и визажиста. Что думаете? Фотографу надо собрать вокруг себя команду? Самому быть эдаким многостаночником?

Александр Медведев: Слушай, это неважно. Когда я учу ребят, всегда им говорю, что надо изучать историю моды, в содержании. Зачем вам это надо? Потому что даже если у вас есть стилист и визажист, вы тоже должны понимать особенности. Как ты проверишь их работу? Как ты поймешь, какой стилист хороший, а какой дерьмовый? Если ты сам не в курсе как это должно выглядеть? Ты можешь делать толпой съемки, можешь один – просто научись разбираться. Фотография – это как дом. Все этажи должны быть проработаны – драматургия, образы, стиль, экспозиция, постобработка. Все должно быть в меру. А у нас обычно как? Девочка, например, любит с детства PhotoShop, и для нее это значит, что можно наснимать кучу убогих кадров, а потом их «подправлять» в течение 5 часов. И мастер-классы многочисленные плодят этих фотографов. Другие придумывают какие-то проекты, но их реализуют левой пяткой. А дом должен быть ровным. Безусловно, сложно сделать качественный продукт одному. Еще учитывай тот факт, что большинство наших фотографов похожи на некие огромные автомобили с малюсенькими колесами и без какой-нибудь двери.

GEOMETRIA.RU: Езда получится не очень…

Александр Медведев: Это факт! А ведь у нас еще усугубляется все тем, что все фотографы приходят в профессию с какой-нибудь любовью. Например, к объективам. И вот сидит с этими объективами, чистит их, скупает все больше и больше. А содержание – в провале. Он развивает только то, что ему нравится, а надо-то комплексно подходить к этому.

GEOMETRIA.RU: Сегодня в начале МК вы пошутили про монастырь для фотографов. Мне кажется, там было бы очень грустно. Из-за чего бы уходили? Из-за критики, например?

Александр Медведев: Не думаю, что там было бы грустно. А про критику – фотографы просто тяжело ее воспринимают. Но это нужная вещь. А ведь есть люди заносчивые, с гонором. Иногда мне пишут «поругай меня». Но проблема даже не в этих людях, а в том, что редкий человек может аргументировано критиковать. Да и действительно уверенных в себе людей мало. Если ты знаешь историю фотографии и живописи, моды, разбираешься в стилистике и обработке, то снять корону с любого – дело 5 минут. А у нас как обычно – 100 человек полайкали и ты молодец. Я ребятам предлагал. Напишите у себя на стене, мол, сделаю фотографии любому из вас за 2000 рублей. И что? Как заказы? Никак. Потому что лайк – очень дешевый.

GEOMETRIA.RU: Бесплатный практически.

Александр Медведев: Да. В туалет пошел утром – лайков наставил. А на практике получается, что твою работу не хотят покупать даже за 2 тысячи рублей. А что такое эти деньги? Один раз сходить в кино. Может, еще суши поесть. А как считать фотографа состоявшимся? Например, он может продать портретную фотосессию по цене айфона. То есть какая-нибудь девушка отказывается от айфона, чтобы сняться у определенного фотографа. Пожалуй, отличная современная планка. А таких в стране - 10 штук.

GEOMETRIA.RU: Говорили с вами про развитие и упомянули живопись, какие-то классические правила. Но к этому фотографы приходят спустя огромное количество времени…

Александр Медведев: Да, изучай правила, чтобы нарушать. Фотограф – это ребенок культуры. Деятель культуры. Как можно быть в этом всем и не изучать? Это же как жить в городе и не знать его карты. Всем понятно, что если ты купил фотоаппарат, ты не фотограф. Но ведь некоторые останавливаются на этом этапе. А это сродни тому, что кто-то купил скальпель и стал хирургом. Купил машину и ты водитель? Нет. Научись ездить, сдай на права, научись ездить как нормальный водитель. А там и поговорим. Через несколько лет. Изучение живописи не должно превращаться в заучивание правил – это неверная установка. Правильная установка в том, чтобы знать и понимать красоту изнутри. И к вопросу о критике. Ты можешь смотреть свои фотографии через пару лет и говорить «Это что за дерьмо»? И вот в этом зыбком мире, когда все меняется постоянно, за что зацепиться? За что держаться? Правильный ответ – за культуру, за шедевры мирового значения. Это то, что плотно закрепилось. То, что было, есть и будет.

GEOMETRIA.RU: У вас на стене был опрос про самую дорогую картину. Каких результатов ожидали?

Александр Медведев: Не знаю даже. Вообще, там сразу видно уровень. Кто-то пишет «да это все пиар», а есть и те, кто знают, понимают, выдают какие-то более рациональные ответы. Прежде всего, это люди, которым действительно есть что сказать.

GEOMETRIA.RU: В одном из ваших стримов услышала от вас следующую историю. Сняли вы когда-то одной вашей клиентке некую фотографию, которую она поставила на автарку в VK и вот она уже 5 лет там стоит. Неужели сейчас фотография нужна для того, чтобы ставить ее на аватарки? Это ли та задача?

Александр Медведев: Конечно. Я буквально вчера об этом говорил. Ты знаешь, какие фотографии сейчас самые актуальные, набирающие огромное количество просмотров и откликов потом в виде заказов? Ричардсон? Лашапель? Анри Картье-Брессон? Нет. Селфи Кардашьян, снятое в туалете в зеркало.

GEOMETRIA.RU: (мы молчим почти минуту) … Это грустно.

Александр Медведев: Это негрустно и невесело – это реальность. Сухая статистика. Мы живем в мире селфи. Раньше искусство было элитарным. Люди ехали на лошадях, плыли через море, чтобы посмотреть на какую-нибудь картину. А если она была в какой-то частной коллекции, а ты был непричастен к этому сообществу – хрен ты ее бы увидел хоть когда-нибудь в жизни. Я проводил эксперимент. Сидит в аудитории 50 человек. Я спрашиваю «Кто видел вживую Джоконду? ». Руки поднимают человек 5 обычно. Но теперь это стоит 3 евро. В современном мире искусство должно быть для всех – все грамотные, все образованные. Это пропагандировал тот же Энди Уорхол, например. И Инстаграм – это глаза Интернета. Я бы даже предположил, что если где-то есть Бог, то это, скорее сего, его глаза на мир. Мы сами документируем свою жизнь. Это неплохо. Если вдуматься – это самое большое откровение за всю историю человечества. Но это и страшно тоже: мы всего лишь эдакие муравьишки, транзисторы в этом огромном мире. Поэтому, если кратко объяснять, чтобы мы делали – мы делаем это для тог, что прибежать и куда-то выложить, кому-то рассказать. Мы рабы этого огромного разума. Ну и, например, все эти селфи Ким Кардашьян будут висеть в каком-нибудь цифровом музее. Вместе с Джокондой. Или вместо.

GEOMETRIA.RU: Мне сложно согласиться с вами. Я думаю, что это слишком радикальное упрощение.

Александр Медведев: Нет, это так. Джоконда – это очень простая история. Это портрет. Ты когда-нибудь задумывалась о том, что, смотря на Джоконду, ты не можешь сказать нравится она тебе или нет, ты не знаешь ни ее возраст, ни чем она занимается, и кто она вообще в принципе. Никого конкретного.

GEOMETRIA.RU: Тогда как быть с тем, что фотография, особенно в случае с некоторыми, просто «щёлк», а картины пишутся годами, художники совершают подвиги.

Александр Медведев: Ну, знаешь ли, даже то, что пишется годами, может быть большей ерундой, нежели чем чей-то «щёлк». Не упрощай все так. Есть понятие крафтовости. Вот есть платье от кутюр. Оно по определению не может стоит дешево: над ним трудилось очень много людей, мастеров своего дела. Оно создано вручную и существует в единственном экземпляре. Ты видела как набивают ткань? Скажем, Chanel? В ней заключено как минимум часов 300-400 работы. Это, безусловно, механическая ценность. Но в нашем мире – это больший показатель. Доля случая. Скажем, можно вложить 100 миллионов и получить 50 тысяч, а можно и наоборот. Нет никакой прямой связи. Наш мир нелинейно устроен. Симфонии может никто не слушать, а вот обычную, эстрадную песню могут слушать миллионы. Я тебе говорю, что селфи Ким Кардашьян – это Джоконда нашего времени. Просто 40 миллионов человек посмотрели это фото, и это повлияло на культуру в целом.

GEOMETRIA.RU: Какие же советы тогда можно дать современным фотографам?

Александр Медведев: Мы сегодня много говорили о балансе. Когда-то можно было снимать только на пластину, потом на пленку, а потом пришла цифра. Ситуация не стоит на месте, баланс сдвигается. Сегодня мы уже предпочитаем зеркальным камерам беззеркалки. Соотношение качества, цены. Некоторые люди по инерции держатся за традиционную технику. Я снимаю на другую камеру и моя задача – разрушать стереотипы. Главное, чтобы люди развивались, а не цеплялись за то, что «якобы делает их фотографами».

Изучать творчество фотографа:

Instagram: medvdv
VK: https://vk.com/medvdv

Текст: Ксюша Юровская
Фото: Женя Хажей
Благодарим: Интеллект-фото

Теги: медведев, александр медведев

ChelGEO 
27 октября 2015