23 декабря в ДК Ленсовета в 19.00 пройдет встреча с легендарным репортером, телеведущем, режиссером, политиком, иппологом и атеистом всея Руси Александром Невзоровым. Geometria побеседовала с известным журналистом о нравственных ориентирах, поисках смысла жизни, мизантропии, нигилизме, РПЦ, авторских правах и интернете. В общем, вы все поймете сами.

Неважно, каким образом иллюзии инъецируются, они рано или поздно приведут к трагической поведенческой ошибке
Неважно, каким образом иллюзии инъецируются, они рано или поздно приведут к трагической поведенческой ошибке

Вы говорите, что надо относиться ко всему критично. Но как найти баланс, чтобы не превратиться в полнейшего нигилиста? И нужно ли его искать?

Честно говоря, я не понимаю, что за понятие вы вкладываете в слово нигилизм. Это всего-навсего трезвость. Я понимаю, что для любого алкоголика разговоры о трезвости мучительны, и алкоголики привыкли, чтобы их что-нибудь развлекало. Чтобы они, открыв духовку, видели пару симпатичных белочек, потому что без этого им становится скучно жить. Чтобы все глупости, которые были сконцентрированы человечеством в художественной литературе и религиях, их постоянно баловали и давали иллюзии. Но в слове нигилизм я не вижу отрицательного смысла. Я понимаю, что этим понятием скрывается абсолютная трезвость и, поверьте, с ней еще комфортнее, чем без нее.

Ваши слова: «Цинизм – всего-навсего умение называть вещи своими именами». Можно же сказать, что это реализм?

Да, та же сама трезвость.

Вот я стараюсь быть реалистом, а друзья обвиняют в цинизме и том, что мешаю им мечтать, верить в собственные безграничные возможности.

Отлично, друзей можно поменять в течение десяти минут. Я бы не рекомендовал дружить с такими людьми. Неважно, какого рода у них иллюзии, и каким образом они инъецируются. Можно через шприц ввести себе определенную дозу иллюзий вместе с сильным психотропным средством или орально принять подобное средство. Когда на основании иллюзий человек пытается создать собственное мировоззрение и отношение к жизни, он рано или поздно совершает ту или иную трагическую поведенческую ошибку. Трезвый взгляд – это то, что дверь находится сзади, а лампа – слева. Можно поменять их местами для себя, но попытка выйти в лампу приведет к печальным и неприятным последствиям. Поэтому, какого бы рода не были иллюзии, с ними необходимо расставаться.

Он поиграет в поиски смысла жизни, не найдет и все равно продолжит жить дальше, рассматривая попы девочек и автомобили мальчиков
Он поиграет в поиски смысла жизни, не найдет и все равно продолжит жить дальше, рассматривая попы девочек и автомобили мальчиков

То есть, стоит опускать наше поколение на землю и разрушать веру в свою уникальность, особенность и неповторимость? А если человек не верит в бога и, следовательно, загробную жизнь, понимает, что в этой точно не изобретет лекарство от СПИДа или рака, явно не спасет мир. При этом отсутствие альтруизма не позволяет видеть жизненную цель в спасении котиков из приюта или любой другой волонтерской деятельности. А просто наслаждаться жизнью и ее материальными ценностями не получается ввиду отсутствия на это средств. Что делать таким людям? Смириться с тем, что человечество как вид просто засоряет землю, при этом прогрессируя в своем потребительстве?

Вообще, я думаю, что не надо на эту тему, на вашем молодежном жаргоне – сильно «париться», потому что все эти поиски смысла жизни – дело недолгое. Потом начинаются подгузники, пелёнки, кредиты, родственники, целлюлит, весы, ожирение, фитнес-залы, похороны. И все каким-то замечательным образом разрешается само собой.

А если не решается, кто-то сидит и грузится?

Если человек загрузился основательно, он посвятит жизнь поиску в ней смысла и найдет его для себя. А пока мы говорим о подростково-юношеских терзаниях и метаниях, надо знать, что это весьма конечная ситуация. Она быстро пройдет – этот кто-то поиграет в поиски смысла жизни, не найдет и все равно продолжит жить дальше, рассматривая попы девочек, автомобили мальчиков, костюмы кинозвезд и экраны телевизоров. Все будет нормально, а потом – крышка собственного гроба. Изнутри.

У меня никаких идеалов и авторитетов нет и никогда не было
У меня никаких идеалов и авторитетов нет и никогда не было

Сейчас появился проект «Культурная победа». Его суть в «экспорте российской культуры» за рубеж, глобальное проникновение наших ценностей и творческих продуктов, как результат – завоевание авторитета на Западе. Ваше мнение об этом?

Чтобы разговор был предметным, назовите хоть одну русскую ценность.

Они говорят о ценности не в глубинном смысле. Для примера, пусть будет хохлома или гжель.

Хохлома и гжель, на самом деле, вещи, абсолютно сопоставимые с африканскими резными масками. Это некий этнос, который может иметь весьма узкое применение и не влияет ни на мировоззрение, ни на позицию, ни на политику.

А фильмы, литература, как что-то более серьезное?

Какие?

Планируется их сначала создать, а потом импортировать.

Так про что фильмы?

Там очень расплывчатые формулировки.

В том и дело. Я же не случайно попросил вас назвать хоть одну русскую ценность, хотя бы что-то оригинальное и свое, что не было бы уже весьма успешно протестировано и эксплуатировано Европой. Поэтому скажу, что это абсолютно бредовая затея и тем, кто этим занимается, я бы рекомендовал переключиться на что-то более интересное и доходное. Та задумка все равно лопнет.

В России под демократией подразумевается разновидность чудовищного уродства с толпой уродов во главе
В России под демократией подразумевается разновидность чудовищного уродства с толпой уродов во главе

Вы верите в возможность и необходимость демократии в нашей стране, учитывая географические особенности, многонациональность и многоконфессиональности, исторически сформированный культ личности, ресурсную экономику?

Понимаете, в России под демократией подразумевается разновидность чудовищного уродства с толпой уродов во главе. Это все уже было, и что такое русские демократы, мы хорошо знаем. Это люди, которые расстреливают парламент и требуют свободомыслия для себя, абсолютно запрещая его всем остальным.
Я помню, как это все происходило, и поверьте, вчерашние либералы ничем не лучше сегодняшних черносотенцев. И те, и другие – дрянь. Но, конечно, в рамках той государственной конструкции, которая есть сегодня, никакой либерализм, никакая демократия никому не нужны. Народ хочет периодически получать с размаху сапогом в челюсть, ему так комфортнее. На это его направляет, скажем, культура. Но мнение народа, как всегда, ничего не значит. Просто не надо относиться к нему серьезно. Или думать, что оно что-то решает.

Тогда такой вопрос. Вы говорите, что «90% населения - люди дремучие, невежественные, пропитанные рефлексом рабства». И ваши слова о том, что церковь – идеология, как тот же коммунизм. Разве не нужна хоть какая-то идеология стране с таким процентным соотношением?

Нет, никакой идеологии вообще быть не должно, точно так же, как у человека не должно быть лишних анатомических органов. Вот просто изначально не должно быть. Может быть, конечно, кому-то понравится идея иметь еще одну ногу, выросшую из спины, но выглядеть это будет диковато. И крайне неудобно, я уверяю вас. И в медицинском, и в бытовом, и в сексуальном, и во всех остальных смыслах этого слова. Что такое идеология? Это когда вы - мне, или я вам буду рассказывать, как надо жить, во что верить, кого любить, что читать. Идеология и диктат абсолютно неразрывны, это одно и тоже.
А те 90% с легкостью соглашаются практически на любую схему, которую им предлагает телевизор и остальные средства массовой информации. С такой же легкостью, вероятно, они согласятся на буддизм или любой другой культ.

Но на чем-то это все-таки должно держаться.

Исключительно на соображениях личного блага и личной выгоды.

Народ хочет периодически получать с размаху сапогом в челюсть, ему так комфортнее
Народ хочет периодически получать с размаху сапогом в челюсть, ему так комфортнее

Вы признаете деление людей на гуманитариев и технарей по своей природе, которым некоторые пытаются прикрываться, пока заводы пустуют?

Нет, это абсолютнейшая чепуха. А заводы пустуют, потому что никто не хочет заниматься физическим трудом. Это другое деление – классовое, сословное, которое сейчас стерлось. Вот что делать, пока неясно. Но это не только в России, это есть и в Европе. Действительно, мир не хочет работать. Но ничего страшного.

Что вы думаете о мизантропии? Например, в социальных сетях сейчас модно называть себя мизантропом.

Если мы с вами говорим о естественной защитной реакции на ханжество, а я подозреваю, что именно это молодые люди называют мизантропией, то есть, о нормальном биохимическом ответе на всю ту приторную чушь, которую предлагают из экранов телевизоров, тогда это вполне здраво и нормально. Я рекомендовал бы таким людям укрепляться в своей мизантропии. Пусть развивают ее в себе до бесконечности.

Считаете ли вы, что нужно как-то бороться с вырыванием ваших фраз из контекста? Особенно в каких-нибудь социальных сетях, чаще всего – сообществах атеистической направленности.

Мне глубоко безразлично, что делают с моими текстами. Я не признаю никаких авторских прав и вообще не понимаю их смысла.

Как выяснилось, существует довольно много крайне симпатичных людей, которые чувствует себя полными идиотами
Как выяснилось, существует довольно много крайне симпатичных людей, которые чувствует себя полными идиотами

В интернете есть такое понятие, как «диванные критики». Это люди, которые не делают ничего, кроме записей в социальных сетях, их комментировании и распространении. На днях их роль признали важной и необходимой для каких-либо социальных недовольств, в том числе, и в сфере политики. Что бы об этом скажете?

Я думаю, что еще рано говорить о чьей бы то ни было роли. Нужны катаклизмы другого качества, масштаба и градуса, чтобы мы смогли потом, уже по факту, поставив этот большой социально-физиологический эксперимент, определить, какие компоненты сработали и как именно. Поэтому сейчас навешивание друг на друга или самим на себя любых медалей, медальонов, а может, просто крышек от кефирных бутылок, немного преждевременно.

Вы как-то применили к интернет-публике определение «пылевытирательной», раз она согласна на 15 рублей за антиправительственный комментарий. Даже если это было справедливо только в том контексте, то она явно молодая.

Так замечательно, пусть берут больше, потому что звучит слишком несолидно. Когда я узнал про эти расценки, окончательно потерял уважение к вашему интернету. Я все-таки думал о нем лучше.

На кого тогда нацелен ваш канал на YouTube?

Знаете, в жизни существует довольно много крайне симпатичных, как выяснилось, людей, которые чувствует себя полными идиотами. У них возникают сомнения в собственной вменяемости и нужности, потому что люди живут в социуме, некой среде, и эта среда агрессивна, не терпима. Она начинает убеждать адекватных людей в том, что их представления о жизни порочны, патологичны и глупы. А от меня, таким образом, они получают весточку: «Нет, с вами, ребята, все в порядке. Не в порядке с вашими оппонентами». И это, наверное, помогает жить.
Я говорю об этом смело и честно, потому что был вынужден пойти против собственных принципов, против самого главного и самого святого. Я снимаю «Уроки атеизма» бескорыстно, хотя считаю, что делать этого нельзя ни в коем случае. Я просто уронил свой престиж наемника таким образом. Вы всегда можете убедиться – на канале принципиально нет никакой рекламы. Сколько бы ни поступало рекламных предложений, мы их всегда отклоняем. Мои ролики – это просто добрая весточка тем, кто хочет попытаться научиться мыслить. Пусть диаметрально противоположным образом, чем я, пусть критично, в том числе, и в отношении меня. Мои слова тоже всегда надо делить на 225 и получать собственный смысл.

Вы как-то оцениваете эффективность своей деятельности, тех же «Уроков атеизма», или показатели такого рода не применимы в данной ситуации?

Нет, не оцениваю. Мне говорят, что там какие-то миллионы просмотров, но я, честно говоря, даже не знаю, на какую кнопочку нажать, чтобы посмотреть.

Можно сказать, что у вас есть последователи. Один блогер (Руслан Усачев – прим. авт.) даже снял целый выпуск программ «Оскорбление чувств верующих», где продемонстрировал скелеты в шкафу РПЦ и ведет обзоры новостей, похожие на ваши «600 секунд». Что вы об этом скажете?

Передавайте ему привет.

Кто-то собирает мемориальные унитазы членов ЦК, кто-то долбит лбом об пол перед иконами или целуется взасос с сушеными трупами
Кто-то собирает мемориальные унитазы членов ЦК, кто-то долбит лбом об пол перед иконами или целуется взасос с сушеными трупами

Вы говорили, РПЦ должна быть рада, раз ее оппонентами пока являются только атеисты. Я правильно поняла, что еще есть вариант с самими верующими-противниками церкви? Как люди, которые говорят «Я верю в бога, но не верю в церковь».

Я даже не знаю, что является большей глупостью – верить в бога или верить в церковь. По-моему, это глупости совершенно равнозначные. Вообще, я не имею ничего против верующих. Кто-то выпиливает лобзиком, кто-то собирает мемориальные унитазы членов ЦК, кто-то долбит лбом об пол перед иконами или целуется взасос с сушеными трупами – я про мощи. Но это их личное дело, их хобби. И до тех пор, пока они не пытаются из своего хобби сделать правила жизни для меня, мне абсолютно безразлично, чем они заняты. Я на то и атеист, чтобы признавать за каждым право думать так, как он хочет.

И все-таки, второй вид противников церкви, помимо атеистов, люди, верящие в бога?

Возможно. По крайней мере, мы знаем блестящий пример такого человека. Он терпеть меня не может, еще по старым временам, а мы давно знакомы. Этот блистательный человек и умница – Кураев. От меня его трясет. И совершенно справедливо. Насколько он опасен для всей этой гундяевской конторы, я не понимаю, но думаю, что очень опасен. Он необыкновенно романтичен, очень убедителен и красив в своей позиции. Другое дело, что с моей точки зрения, его вера является притворством. Это просто исповедование некой идеологии, которую он для себя избрал как наиболее комфортную. Опять-таки, это его дело. У меня тоже есть друзья-епископы, которые приходят, чаи гоняют на вашем месте, и ничего, дружим.

В одном интервью вы говорили, что немного странно считать нравственными ориентирами Суворова, Пушкина, Кутузова (потому что про них известны такие нелицеприятные факты, как работорговля). Но кого же тогда считать идеалом мужества, чести, отваги? Найдутся ли люди, совершенные во всех отношениях?

Дело не в работорговле. И кто такие Суворов и Кутузов, чтобы к ним относиться серьезно? Солдафоны, скажем так.

А Пушкин?

Для любителей поэзии, вероятно, подойдет. Но почему он должен быть идеалом для меня, я не знаю, честно говоря. Если это обязательно, прямо трясет – «дайте какой-нибудь идеал». Понимаю, что у молодых людей такое бывает. Но мне очень сложно кого-то посоветовать, потому что у меня никаких идеалов и авторитетов нет и никогда не было. Очень рекомендую всем, потому как это удобно. Это так же удобно, как электричество или джинсы.

Но это же удобно для 10% населения, а не для тех 90.

А те 90… Вы будьте убедительны, и те 90 согласятся с вами.

Теги: творческий вечер, демократия, рпц, александр невзоров, невзоров, нравственные идеалы, атеизм

Влада Зорина 
13 декабря 2015