Сегодня Геометрия заглянула в гости к Мише Федорову, владельцу одного из самых грандиозных винтажных магазинов Петербурга SNEAKERS MUSEUM, который также принято называть "музеем кроссовок". И не спроста — ведь в коллекции Миши уже хранится более 2000 винтажных пар, преимущественно 80-х и 90-х годов.
Поговорили о самой дорогой паре в коллекции, о тесной связи винтажа и экологии и о том, почему "раньше было лучше".

- Кем ты мечтал стать в детстве?

Ни одна мечта не задерживалась в моей голове надолго. Сколько я себя помню, моим единственным желанием было поскорее повзрослеть.

- А была ли сфера, притягивавшая тебя больше остальных? Многие, например, еще ходя пешком под стол, осознают, что никогда не станут математиками.

А я вот как раз думал быть математиком, физмат заканчивал. Параллельно тянуло к футболу.
Скажем так, я даже и предполагать не мог, что когда-нибудь стану заниматься коллекционированием винтажных вещей!

- Как образовалась твоя тесная связь со сникер-культурой?

Прозвучит не очень романтично, но, в первую очередь, из-за моего желания заработать. Все началось в Новгороде, когда я в команде со своим другом начал продавать обувь, привозя её из заграницы. И тут-то я и начал понемногу проникаться кроссовками — их дизайном, историей. В какой-то момент мне наскучило привозить свежие «релизы», и я ударился в винтаж. Однако Новгородской аудитории была чужда идея ношения ретро моделей. Я привозил модели на продажу, но их никто не покупал. Так и начала складываться полноценная коллекция.

- Получается кроссовки начали копиться «для души»?

Именно. Кто-то марки коллекционирует, а кто-то кроссовки.
И, раз уж мы затронули тему тесной связи со сникер-культурой, смею сказать, что я даже «сникерхэдом» себя не считаю. Я не слежу за всеми релизами, не знаю всех текущих кроссовочных трендов. Мне просто нравится эта обувь, её сочетание с одеждой, её уникальная эстетика.

- Какой была первая пара кроссовок, вдохновившая тебя на собрание целой коллекции?

Puma Vegas 80-х годов, такую сейчас даже в «гугле» не найти. Она досталась мне абсолютно случайно. Когда я с ней познакомился, я обалдел от того, какими раньше были кроссовки! Каждая деталь продумана до мелочей. Сейчас технология массмаркета такова: вся обувь делается легко изнашиваемой, чтобы потребитель как можно скорее заменял «убитую» пару на новую. А там плотные материалы, железный задник, аккуратные швы — придется постараться, чтобы вывести её из строя.

- Сколько пар на данный момент можно насчитать в твоем арсенале?

2100 пар.

- Ого! И сколько лет потребовалось, чтобы собрать такую мощную коллекцию?

Не так много, без малого 5 лет.

- А родители поддерживают твой интерес к этой деятельности?

Сложно сказать. Сначала полностью поддерживали. Но по причине того, что я в это дело вкладываю большую часть денег и времени, в какой-то момент они начали считать мои стремления отчасти маниакальными. В их глазах я одержим собирательством.

- Из русской литературы даже перекочевал полноценный термин, описывающий тягу к накоплению — «синдром Плюшкина». Так звучит веселее, чем «собирательство».

Какая пара в коллекции тебе наиболее дорога?

Та, про которую мы с тобой уже говорили раньше, Puma Vegas. Хотя бы потому, что она была самой первой. А так, конечно, есть пары более ценные. Например, плод коллаборации Fila с Ferrari 2003 года. Они очень редкие и очень дорогие. Пожалуй, самые дорогие в моем магазине.

- Сколько они стоят?

Минимальная цена, за которую их было бы справедливо отдать — 1.200$.

- Ого! А есть ли в коллекции модели, с которыми ты не готов расстаться ни за какие деньги?

Снова я не буду романтичен. Нет. До какого-то момента я действительно отказывался продавать некоторые пары, но все изменилось, когда я открыл для себя полезное правило: ни к чему нельзя привязываться. Причем со всем тем, от чего ты зависишь больше всего, следует разлучаться в первую очередь. И только тогда в твою жизнь будет приходить что-то новое.

- Миша, из тебя получился бы неплохой буддист, задумайся.
Сложно ли "стряхивать пыль" с винтажных вещей?

Я не берусь за восстановление самостоятельно, сейчас существует большое множество профессионалов, которые могут качественно сделать эту работу за меня. Так что при надобности просто сдаю в специальные конторы.

- По каким основным причинам ты вообще поддерживаешь винтаж?

Уникальность. Покупая даже самые дорогостоящие кроссовки с «дропа», ты рискуешь впоследствии встретить человека в идентичной паре где-нибудь на вечеринке. С ретро моделью можно исключить такой сценарий. 
Также это качество. Стоит ли повторяться, в очередной раз говоря о том серьезном внимании к деталям, которое уделялось на производстве до эпохи массмаркета? 
К тому же это история. И у каждой пары она своя.

- Я думаю, что ты слышал о течении «zero-waste», внутри которого люди стремятся к минимальному потреблению: покупают только по острой нужде, используют многоразовые материалы и стараются не создавать мусор. И покупка винтажных вещей - это как раз то, что не противоречит экологичному образу жизни. По сути, ты просто даешь вторую жизнь вещам, которые уже произведены и не способны нанести урон окружающей среде.

Мне очень приятно осознавать, что я часть этого течения. Тем более, вещи из массмаркета мы просто «покупаем», а вот в винтаж мы действительно «делаем вклад». И именно винтаж впоследствии служит нам долгие годы в отличие от всего остального. Хороший способ сократить потребление.

- А теперь расскажи, кто есть твоя целевая аудитория?

Ко мне в гости приходят люди, которые не хотят быть такими, как все. Люди, которые хотят сэкономить на покупке. Люди, которым надоело часами охотиться за винтажными парами на «Уделке».

И интересно то, что «сникерхэды» — не основная часть покупателей. В основном, ценителями оказываются те, от кого не ждешь. Знаешь сколько офисных клерков ко мне заглядывает! Они могут не одеваться по последним трендам и всё такое — просто они знают толк в винтажных вещах.

- Насколько велика конкуренция в этом сегменте? Есть ли тебе подобные коллекционеры в Санкт-Петербурге?

Я знаю парочку «сникерхэдов». У одного, например, огромная коллекция из 600 пар, в основном состоящая из «джорданов». Знаю ребят, которые тоже продают винтаж. Но все-таки ничего подобного моей коллекции я еще не встречал.

- Значит ты уникален?

Да все мы уникальны.

- Согласен ли ты с тем, что мода циклична, а все ретро-модели кроссовок, как дорогое вино, становятся только более ценными с годами?

Абсолютно.

Я искренне надеюсь на то, что в России люди наконец-таки придут к осознанию того, что «секонд-хенд» и «винтажный магазин» - не одно и то же. И того, что вещь с историей частенько куда более ценна, чем та, что её не имеет.

Подробнее познакомиться со SNEAKERS MUSEUM: https://sneakers-museum.ru

Теги: винтаж, винтажный магазин, sneakers museum, музей кроссовок

Червоткина Мария 
26 ноября