Они популярные, молодые, интересные и талантливые. Вы можете встретить их в лучших заведениях Киева и, конечно, вы их точно узнаете по фирменной улыбке и вопросу «Можно Вас сфотографировать?». Ежемесячно Geometria знакомит пользователей со своими героями – фотографами. Мы рассказываем о своих творцах лучших репортажей.

Он не нуждается в особых представлениях, ибо он – Шпротик. Шпротик и просто «верховный» фотограф Geometria Киев – Александр Сахненко.

Александр Сахненко
Александр Сахненко

Geometria: Как вы попали в мир фотографии?

Александр: История не нова: молодому мальчишке (хотя уже и сисадмину с опытом работы в 3 года) подарили вспышку, и он решил стать клубным фотографом. Будучи до этого в клубе раза два за всю свою жизнь.
Я позвонил Виталию Тимо, тогдашнему шеф-редактору Geometria Киев, и выразил желание и готовность работать. На удивление, он согласился и отправил меня на первое задание – в клуб Sound Planet. Клуб этот был рядом с моим домом, что очень радовало. Как я позже узнал, это был не просто клуб рядом с моим домом, это была настоящая легенда – клуб с лучшим звуком Восточной Европы. Да, вот настолько я был тогда далек от клубной жизни. (Улыбается.)

Geometria: Было страшно, что ничего не получится? Все-таки клубная съёмка – специфический жанр.

Александр: Я не задумывался над тем, что что-то не получится. У меня не было ни особых амбиций, ни особых знаний в этой сфере, мне просто нравилось фотографировать, нравилась атмосфера ночной жизни и то, что за вечер мог обрасти 100-200 новыми знакомыми.
Ты – фотограф в клубе, твой друг – диджей, – что могло быть круче?

Geometria: Кстати, говоря об истоках, как вы стали Шпротиком? Тайна псевдонима.

Александр: Тайна псевдонима уходит в моё грязное прошлое компьютерных игр. Парадоксальное разноцветно-разнорегистровое написание имен и ников породило переливающееся розовым цветом «6^Protik», ну а кто-то прочел это как «шпротик» – так и прижилось.

Geometria: Когда вы начали считать себя профессионалом?

Александр: Сложно сказать, поскольку в определенный момент я уже начал считать себя таковым, но на самом деле ничего ещё не весил как фотограф, и только думал, что что-то делаю правильнее, чем другие, хотя нужно было смотреть и учиться, как они это делают.
Сейчас смотрю на фотографии тех времен и смеюсь. А самое смешное в них то, что они продавались.

Geometria: Какова философия фотографии Александра Сахненко? Вы интуитивно ловите момент или подчиняетесь технике и правилам?

Александр: В университете у меня по философии была тройка, может быть, именно это сказывается на том, что нет у меня никакой философии фотографии. (Смеется.)
Я просто учился снимать ровно и интересно, ловить момент.
Где-то через 4 года работы фотографом узнал, что, оказывается, существуют правила фотографии и что я каким-то чудным образом их соблюдаю.
Я не был ни на одном мастер-классе, некоторые вещи остаются для меня непонятыми до сих пор – и я нормально с этим живу и работаю.
Нет, на одном мастер-классе я все-таки был – на мастер-классе, который я же и проводил. Не представлял, о чём там говорят на этих собраниях, поэтому мой посыл был краток: "Не ленитесь. Не ленитесь обработать фотографию. Немного, но довести её до ума".

Geometria: И обработке можно обучиться самостоятельно?

Александр: Абсолютно. У нас в команде все самоучки.
Фотографы Geometria могут сделать материал в любом жанре, и сделать его лучше устоявшихся профессионалов в этой области, по одной простой причине – мы умеем делать репортажную, ивент-съемку, она учит всему и сразу.
Взять наши репортажи "Публика. Детали" с Украинской недели моды: здесь и интерьер, и предметная съемка, и портреты, и атмосфера в целом.

Geometria: Сколько времени в среднем уходит на постобработку?

Александр: Всё зависит от того, какая музыка играет в наушниках, какая погода за окном,.. Огромный репортаж можно сделать за час, а можно работать над ним 5 часов или 2 дня.
Самое сложное – не обработать, а приступить к обработке.
Однажды, из-за нежелания что-либо делать, я чуть не приступил свою самую любимую съемку. Мне было лень, я был уставший, искал себе замену, но никто не мог или мог, но с опозданием, в итоге мне таки пришлось ехать ночью в дождь на ВДНХ – ехать на самую крутую съемку в моей жизни, как потом оказалось.

Geometria: Так что же это за съемка?

Александр: Это была презентация 2-го сезона украино-грузинского сериала «Парадокс» от НЛО-TV.
Грузинский сериал в жанре "постапокалипс" – звучит странно, согласен. Но тем забавнее, что после просмотра пилотной серии все, кто присутствовал на презентации и испытывал здоровую долю скептицизма, изменили своё мнение на кардинально противоположное.

Geometria: Часто приходится выходить из зоны комфорта, заставлять себя куда-то ехать?

Александр: Каждый день. Мне ведь по сути и дома хорошо, меня там любящая жена ждет. Спасает то, что я могу воссоздать для себя зону комфорта в любом месте – будь то ужасная халтура в кафе на Окружной или Неделя моды.

Geometria: Опишите идеальную фотографию, в том числе вашу.

Александр: Идеальных фотографий не существует. Потому что они могут быть идеальными для фотографа или для того, кто на ней изображен, но не вызывать всеобщего восхищения.
В искусстве нет объективных рамок. За счет того, что мы в Geometria давно перестали быть искусством, а стали теми, чью работу меряют количественными показателями, мы есть и будем успешны.

Geometria: Тем ни менее, я не раз слышала, как Шпротика ставят в пример. Значит, чем-то вы все-таки качественно отличаетесь.

Александр: Равняться на меня, ставить в пример – зачем? В этом нет никакого смысла. В пример нужно ставить что-то признанное, невероятное, а я просто делаю свою работу.
Притом, как я уже отметил, Geometria работает по принципу конвейера.

Geometria: И каков максимальный результат?

Александр: Наш рекорд – 44 съемки за 8-е марта 2015 года.
В рамках недавно состоявшегося UFW провели 18 съемок за 5 дней.

Geometria: Отличный повод для размышления молодым фотографам: будьте готовы, именно так выглядит профессия фотографа!

Александр: Нет, безусловно, есть и богемные фотографы (со всеми вытекающими последствиями, если вы понимаете о чём я), но мы таких в Geometria не держим.

Geometria: Как шеф-фотограф Geometria, расскажите о критериях отбора фотографов в команду, к чему должен быть готов претендент.

Александр: Критерий прост – человек должен уметь снять всё и в любой ситуации. Снять интересно и так, чтобы все были довольны. В нашей команде нет коэффициента "не справился".
Отличительная черта фотографов Geometria – мы восприимчивы к критике. И это очень важно.

Geometria: У вас есть кумиры или фотографы, работы которых вдохновляют, за чьим творчеством следите?

Александр: Раньше я следил за творчеством некоторых фотографов, но со временем понял, что это ложные кумиры. Мои попытки чему-то у них научиться закончились тем, что я лишь научился делать больше кадров за определенное время.

Geometria: Ну а так, чтобы глаз порадовался, что-то же смотрите?

Александр: Для этого есть 500px.com. Просматриваю там топовые работы, радуюсь и иду дальше работать. (Улыбается.)

Geometria: Ваша фотография коммерческая, было ли желание уйти в полный art и fashion?

Александр: Реалии жизни таковы, что я занимаюсь и буду заниматься тем, что приносит мне деньги.
Вот, к примеру, за Атлантическим океаном, в Канаде, тоже есть Sakhnenko photography – это мой двоюродный брат Евгений, он работает в узком направлении архитектурной фотографии. И там оно востребовано, востребовано ли это здесь – вряд ли. Вот тебе и искусство.
Что касается моды, я не воспринимал её как что-то серьезное ровно до того момента, пока сам не вышел на подиум. В роли фотографа я замечал лишь меняющуюся одежду, превратившись на один вечер в модель, открыл для себя, что мода – это не бутафория, а серьезная индустрия, в основе которой лежат титанические временные и энергетические затраты, переживания дизайнера и его команды, волнение моделей, в конце концов.

Geometria: Быть фотографом нелегко ещё и по той причине, что почти вся его жизнь состоит из фотографии. Из чего, помимо неё, состоит ваша жизнь? Опять же, вы участвовали в показе, катаетесь на борде, путешествуете, что ещё?

Александр: На самом деле, участие в показе – это единичный случай, просто он имел некий вау-эффект в кругу моих знакомых, причем как положительный, так и отрицательный. Не волнуйтесь, я не начинаю модельную карьеру, я планирую продолжать снимать.
Потому что, как бы там ни было, фотография – это не просто моя работа, это моё любимое дело.
Всё чаще думаю поехать куда-то с бордом и без камеры, но голоса в моей голове говорят, что я не могу так поступить. Альпы, 3000 метров, доска, друзья – как тут можно не сделать парочку кадров?

Geometria: Согласна, но наверняка именно так и выглядит профдеформация фотографа. Небось, взгляд уже замылен, или скорее наоборот – заточен под кадр.

Александр: Глаз фотографа видит не как глаз нормального здорового человека, он видит в разных фокусных расстояниях и с определенной выдержкой. Я одновременно оцениваю вас, читаю, что написано на растяжке сзади, вижу, как девушка в смешной шапке слева от нас копается в телефоне, но при этом смотрю прямо.
Самая тяжелая расплата за нашу работу – физическая деформация. У меня вот пальцы уже не разгибаются за 8 лет фотографирования, мы ведь ежедневно таскаем по 3 кг в одной руке.
И ещё...фотографы – главные инсайдеры. Мы многое о многих знаем, но, по большому счету, нам это не интересно.

Фото: Юрий Строкань, Александр Сахненко, Игорь Пилипко

Теги: geometria, фотографы, shprotik, фотография, photography, александр сахненко, geofamily, фотограф месяца

Khrystyna Olshanska 
28 марта 2016