Восток всегда славился своей музыкой и своими дивными музыкальными инструментами.
A тар всегда был одним из ведущих инструментов в музыке Азербайджана...

С середины 14-15 веков на Ближнем Востоке, Азербайджане, Иране, Дагестане, Ираке, Турции в народном исскустве занимал своеобразное место тар. Он не был так распространен как начиная с конца 18 начала 19 веков, после того как его реконструировал великий, талантливый Азербайджанский тарзен (исполнитель тара) Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы), которого также прозвали "Отец тара".
В те далекие времена, на территории Азербайджана тар использовался в основном на приёмах у богатых и знатных людей в Карабахе, а в Шемахе только у Махмуд Ага был свой отдельный ансамбль в котором также был тар, которому было выделено особое место.

Тар в переводе означает - струна. Тар - выдалбливается из дерева. У тара, как можно заметить на иллюстрациях, корпус состоит из двух чаш (в основном сделанных из тутового дерева), затянутых мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку обычно делают из орехового дерева. На грифе тара — 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Находящимися в специальном желобке шейки, основные лады фиксируются вставными деревянными колышками.

Меджнун Тар, украшенный резьбой Работа М. Керимова. Баку. 1987.
Меджнун Тар, украшенный резьбой Работа М. Керимова. Баку. 1987.

Старинный тар состоящий из 4-6 струн имеющий 19 ступенный звукозаряд у которого были мелкие интервалы менее полутона. Разновидностями тара являются инструменты: дутар (двухструнный), сетар (трехструнный), чахартар (четырехструнный), пянджтар (пятиструнный) и шештар (шестиструнный).
В конце 18 века, Садыхджан реконструировал тар, увеличив число струн до 11. Также он внес значительное изменение в исполнение тара. Раньше тар имел больший размер и поэтому его держали на коленях и играли в полусгорбленном состянии, а Садыхджан перевел игру на таре с колен на грудь. Тар прижимается к груди правой рукой, а левой держат аккорды.

Со времен изменения Садыхджана, в таре практически ничего не изменилось. Благодаря Садыхджану, тар стал использоватся широкомасштабно как среди богатых так и среди простолюдья.

Однажды далеко за полночь на меджлисе в караван-сарае Гарабека, Садыхджан прижав тар к груди, начал играть "Карабах шикесте", а Джаббар Гарягдыоглы стал вдохновенно петь. Проснувшиеся горожане поднимались на крыши домов и с воcxищением слушали необыкновенный голос. Люди начали стекаться к караван-сараю Гарабека. Туда прибыл и обеспокоенный полицейский начальник с казаками. Как ни старались казаки, они не могли разогнать народ. Наконец Джаббар закончил "Шикесте", и люди убедившись, что он больше не будет петь, разошлись по домам. (оффтоп: Хочю добавить, когда Джаббар Гарягдыоглы в городе Шуша давал азан(призыв на утреннюю молитву) его слышно было в Агдаме. Расстояние между городами более 30км.)

Развитию тара ещё больше помог выдающийся композитор Узеир бек Гаджибейли, который в 1931 году использовал тар в первой опере на Востоке "Лейли и Меджнун", автором которой был он сам (автором письменного произведения "Лейли и Меджнун" был великий писатель Азербайджана Низами Гянджяви). Также Узеир бек Гаджибейли был первым кто систематизировал и создал полный комплект нот в письменном виде.

Узеир бек Гаджибейли, ссылаясь на возможности виртуозного исполнительства и акустические свойства тара, писал: "Среди музыкальных инструментов самым ценным, важным является тар, дающий восточному музыкальному образованию большую широту".

Низами Гянджяви в своей поэме "Искендернаме" посвятил тару такие строки:
Певец, хотя б одну лишь ночь еще сыграй на таре
И принеси мне избавление от мук, что жизнь мне дарит.

На сегодняшний день, тар поддается следующему описанию:
Струны тара делятся на три группы:
1. Белая, желтая и толстая парные струны.
2. Толстая одинарная струна, используемая только при исполнении мугамов.
3. Две парные звонкие, тонкие струны.

Тар во время игры держат у груди в горизонтальном положении, прижимая его корпус к груди кистью правой руки, при этом плектр, зажатый между большим и указательным пальцами той же руки, приводит струны в колебание. В левой же руке, гриф зажат между большим и указательным пальцами, одновременно с чем указательный, средний и безымянный пальцы, прижимая струны к различным ладам, обеспечивают звучание.

Во время исполнения технические и художественные возможности тара реализуются посредством трелей и различных приемов плектрного удара. В практике современного исполнительства на таре сложилась целая система исполнительских штрихов, в их числе, "уст - мизраб" (удар плектром сверху), "алт-мизраб" (удар снизу), "уст - алт мизраб" (удар сверху - снизу), "алт - уст мизраб" (удар снизу - сверху), "рух мизраб" (удар справа -слева), "сантур мизраб" (удар сверху - снизу - сверху), а также дополнительные штрихи и приемы как "лал бармаг" (удар пальцем по струне), "дартма сим" (вибрато) и "сюрюшдюрма бармаг" (глиссандо).

Исполнитель, ударяя плектром по струне и при этом прижимая тар к груди, может добиться эффекта долго звучащего вибрирующего звука; получаемая таким образом пауза называется "хум".
Музыкальные партии для тара записываются в меццо-сопрановом ключе "до". Хроматический звукоряд тара включает 2,5 октавы. Диапазон инструмента охватывает звуки от "до" малой октавы до "соль" второй октавы, но при игре можно также взять звуки "ля" и "ля бемоль".

В годы правления Сталина (в 30-ые годы. Годы репрессии) было поставлены запреты на исполнение на национальных инструментах, особенно на тар и кяманча, которые были основными и единственными инструментами в тройке:

Тар, кяманча и ханенде (певец). Главную роль в тройке играл тар, так как он был ведущим. Но несмотря ни на какие угрозы и репресси Гурбан Пиримов продолжал исполнять национальные произведения на таре как открыто так и подпольно. Гурбан Пиримов стал третьим человек в истории сущетвования и процветания тара. Также Микайыл Мушфиг великий Азербайджанский поэт, которому в года репресси было 25 лет уже был прославлен на всю страну своими стихами. Таким образом стихотворение "Оху, тар" (Пой тар) навсегда оставил след тара в истории.
(оффтоп: За такого рода патриотические стихи, в 31 год своей тяжелой жизни Микайыл Мушфиг был обвинен в пантюркизме и панисламизме и был расстрелян.)

Спустя годы, национальные инструменты заняли своё былое место в культуре и фольклёре. Проводились всесоюзные фестивали. На такого рода фестивалях за исполнение тара первое место практически всегда занимали выходцы из Азербайджана (среди которых были представители других народов, но которые прошли Азербайджанскую школу и представляли интересы Азербайджана).

Хотелось бы отметить имена великих тарзенов (исполнителей современного тара, большинство которых были уроженцами Карабаха):

Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы)
Гурбан Пиримов
Алиага Кулиев
Ахмед Бакиханов
Узеир бей Гаджибейли
Гаджи Мяммядов
Агсан Дадашов

Бахрам Мансуров - на протяжении более 30 лет был художественным руководителем и первым таром в Азербайджанском Государсвенном театре Оперы и Балета имени Мирзы Фатали Ахундова.

Рамиз Кулиев - живой корифей, выдающийся исполнитель тара как соло так и в аккомпанименте. Рамиз Кулиев провел гастроли практически по всему миру, прославляя и возвышая имя Азербайджана передавая красоту и тонкость востока посредством струн, которые буквально плакали под касанием его пальцев. Даже не разбирающися в музыке человек не мог слушать его исполнение равнодушно. По сей день Рамиз Кулиев удивляет нас и весь остальной мир своим неповторимым испонением на таре_!!

Интересные факты:

К концу 80-х годов тар, а также другие национальные музыкальные инструменты Азербайджана были использованы как на конвертах, открытках, так же и на редких марках.

Tар используется на национальной валюте Азербайджане, как нa бумажных купюрах, так же и на монетах.

Тар использует в своём творчестве российская группа Обморок и мама.

Марка СССР (1990, ЦФА № 6249).
Марка СССР (1990, ЦФА № 6249).

Теги: baku, azerbaijan, tar, тар, народный инструмент

salexis 
03 октября 2011