Жанр как категория музыкального мышления - в основном, прерогатива журналистов и ди-джеев. Музыканту, в принципе, лучше не зацикливаться на каком-то строго определенном стиле, если, конечно, он хочет создать нечто действительно ценное и долговечное, особенно не стремясь быть конъюнктурным.
Но как ориентироваться простым слушателям, сталкивающимся с диким разнообразием современного музыкального контента, бессмысленного и беспощадного? Простого «нравится – не нравится» здесь недостаточно, и чтобы не попасть впросак, необходимо как-то отделять зёрна от плевел. Особенно сложно будет при погружении в океан новомодных «молодежных» субкультур. С развитием широкополосного интернета и социальных сетей новые музыкальные стили растут как грибы. Даже ньюскул-меломану порой нелегко разобраться со всеми хитросплетениями остропередовой музыки, часто живущей полуподпольно и исключительно в сети.
Здесь не обойтись без классификации течений. Чем мы и попытаемся заняться в этой статье-путеводителе, обратившись в сторону наиболее близкой нам электронной музыки, новорожденной или ставшей особо актуальной за последние несколько лет.

В этом выпуске поговорим о стилях, на формирование которых - так или иначе - повлияла «черная» музыка: хип-хоп, соул, фанк, ритм-н-блюз и так далее.

TRAP / TRAP-RAVE

варианты: acid trap, trap-ah-ton, trapstep
начало ~2003
темп ~140-170bpm
артисты: Baauer, Diplo, TNGHT, Flosstradamus, UZ, Shlohmo и другие
лейблы: Mad Descent, Warp, Fool’s God, Jeffree’s и другие.
в Росиии: DDDJBANG, CVPELLV, E-Zoom и др.

Trap (англ. «западня», «ловушка») – так на сленге южных штатов США называются места распространения наркотиков.

Взявший эстафету у дабстепа, это, пожалуй, самый неоднозначный и самый популярный из новоявленных стилей. Хватает как ненавистников, так и пламенных поклонников этой незамысловатой музыки. Ноги у трэпа растут из кранка. Кранк – это вид грязного южного рэпа, комбинирующий в себе элементы диско, баунс и, собственно, хип-хопа.

Более чем полностью все ритм-секции в кранке выполнены с помощью сэмплов легендарной драм-машины TR-808, созданной фирмой Roland в начале 80-х годов. Эта отличительная особенность полностью перекочевала в трэп.
Сегодня активные современные продюсеры танцевальной электронной музыки (EDM) взяли «кач» южного хип-хопа и замешали его со всеми популярными "приблудами" из своего мира. Такие звёзды, как Skrillex, Diplo, Rustie и еще многие и многие другие, не брезгуют экспериментами с элементами трэпа. Таким образом, трэп сегодня всё дальше и дальше уходит от корней юга США (real trap shit) и оборачивается лицом к мировой мэйнстримовой клубной музыке со всеми её основными цифровыми фишками, превращаясь в трэп-рэйв.

Сегодня трэп-движение эволюционировало в важное культурное явление, где сливаются два параллельных мира: мир хип-хопа и мир танцевальной электроники.
Во многом своей популярностью стиль обязан всемирно известному интернет-мему «Harlem Shake» - сотням любительских видео на одноименную композицию от музыканта Baauer. В результате широчайшего распространения в сети сам сингл попал в 2013 году на первое место в Billboard Hot 100.

JUKE / FOOTWORK

начало ~1997
темп ~160bpm
артисты: DJ Nate, Machinedrum, DJ Rashad, DJ Spinn, Addison Groove и другие
лейблы: Planet Mu, Night Slugs, Hessle Audio и др.
в России: OL, Raumskaya и др.

Еще один стиль-апологет драм-машины Roland TR-808. По примитивности порой ничуть не уступает трэпу, но суть джука, его концептуальная первооснова – это танцы, для которых не всегда подходит перепродюсированная музыка. Футворк – это элемент брейкданса, сформировавшийся в самостоятельный танец в чикагских гетто 90-х. Зрелище предстаёт довольно-таки безбашенное: танцоры схлестываются в дэнс-баттле, учащенно перебирая ногами под ускоренный вариант чикагского гетто-хауса. Традиционно гетто-хаус звучал со скростью 140 ударов в минуту, но по мере того, как танцоры, часто сами выступавшие в качестве саундпродюсеров, изобретали новые движения, скорость увеличивалась, а музыкальная составляющая обеднялась. Одним из таких экспериментаторов был RP Boo, выпустивший в 1997 году трек «Baby Come On», считающийся отправной точкой для нового подстиля гетто-хауса – джука. Джук намного быстрее гетто-хауса (звучит на 160bpm) и сильно отличается от своего предшественника собственным фирменным построением барабанных паттернов, подвергающихся синкопированию и окроплению суетливыми перкуссиями. Еще обязательные атрибуты - зацикливание голосовых сэмплов и издёвки над ними при помощи питча. Всё вместе производит гипнотический и крышесносящий эффект.

За последние несколько лет стиль джук из сугубо чикагского явления превратился в модный мировой тренд. Популярность пришла благодаря интернет-энтузиастам и легендарному лейблу Planet Mu, который вывел в свет таких чикагских деятелей «ножной работы» как DJ Rashad, DJ Spinn и многих других.
Некоторые европейские продюсеры не смогли пройти мимо нового течения, оставив мутировавшую в монстра дабстеп-сцену. Такие музыканты, как Addison Groove или Machinedrum, внесли в жанр свежую струю с элементами джангла, техно и гериджа, сдобрив всю эту эклектику гораздо более качественным исполнением, нежели у их американских коллег.

WONKY / STREET BASS

варианты: aquacrunk, wonky-step, purple sound
начало ~2008
темп ~80-190bpm
артисты: Flying Lotus, Starkey, Zomby, Hudson Mohawke, Joker, Ikonika и другие
лейблы: Brainfeeder, Hyperdub, Planet Mu и другие
в Росии: Pixelord, DZA, Lapti и др.

Wonky (англ. «шаткий», «ненадёжный»)

Изначально вонки – это скорее не отдельный жанр музыки, а определенный подход к её написанию. Для него характерен очень «сырой и неустойчивый» звук. В частности, ритм-секция играется неровно, сбивчиво и как бы спотыкается. На первый взгляд может даже показаться, что у музыканта проблемы с чувством ритма, или сэмплер словил какой-нибудь вирус, но это ощущение обманчиво.
Впервые такую технику начали использовать американские хип-хоп битмейкеры J.Dilla и Madlib. Их творчеством вдохновились Flying Lotus и Dabrye, а привнеся туда еще элементы дабстепа и IDM, уже сформировали вонки-стайл в том виде, в котором мы привыкли его слышать сегодня.

Использование характерных аналоговых синтезаторов на средних частотах и различных восьмибитных звучков также является основополагающим элементом вонки. Эту тенденцию в конце нулевых активно подхватили в Великобритании, в частности, в Глазго (Hudson Mohawke, Rustie) и Бристоле (Kode9, Zomby), где стиль приобрел говорящее название аквакранк.

Работая в студии и выступая вживую, музыканты чаще всего используют сэмплеры типа Akai MPC, на которых играют руками в той самой сбивчивой манере.

SKWEEE

варианты: post-funk, fonky, synthfunk, conflict r’n’b
начало ~2005
темп ~100bpm
артисты: Beatbully, Pavan, Eero Johannes, Daniel Savio и другие
лейблы: Harmönia, Flogsta Danshall, Dødpop, Mazout и другие. Выпускается в основном на 7-дюймовых пластинках, а также активно распространяется самими артистами через bandcamp.
в России: SkweeeRRL, Kodek, Prisheletz и др

От «Squeeze» (англ. «выжимать», «выдавливать»)

Стиль очень похож на вонки, но является гораздо более холодным, сухим и примитивным по звучанию. Это типично скандинавская тема, родившаяся в Швеции и наиболее популярная в Европе и Канаде. Основываясь на фанковом груве, ритмических ходах соула и ар-эн-би, скви впитал в себя многое от техно, айдиэма, чиптюна и самое главное – от электро. Для музыки характерны замедленный темп и использование звуков лоу-файных синтезаторов.
Сквиттеров отличает дружелюбность и несерьёзное отношение к себе, что сразу бросается в глаза при прослушивании их музыки. Мелодии, как правило, позитивные и очень простенькие, а звуки как будто взяты из советских мультфильмов.

Само название Skwee принадлежит шведу Даниелю Савио, который решил начать делать музыку исключительно из пресетов синтезатора Roland Alpha Juno 1 – и барабаны, и бас, и всё остальное. Таким образом, он как бы «выжимал» содержимое аппарата до капли, оттуда и название стиля.

Для современной музыки это явление тенденциозно. Наблюдается некое опрощение, отказ от благ современных технологий в пользу простоты и внятности форм, дабы не погрязнуть в болоте оверпродакшна.

В следующей части нашего ликбеза читайте про Chillwave, Postdubstep, Witchhouse и Webpunk.

текст: Сева Закидонкин

Теги: juke, wonky, trap, skweee, lickbase

Seva Zakidonkin 
08 сентября 2013