Выставка «Гравюра свободных городов»
Дата проведения:
5 апреля
Анонс:
Мало кто знает, что собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств насчитывает более двух сотен европейских гравюр конца XVI–XIX веков. В отличие от живописи и скульптуры, печатная графика не может постоянно находиться в экспозиции, поэтому большую часть времени хранится в фондах, скрытая от глаз посетителей. Между тем старинные европейские гравюры и литографии были в числе первых экспонатов Свердловской картинной галереи (первоначальное название ЕМИИ).
Описание:
Очередная фондовая выставка проливает свет на историю формирования музейной коллекции европейской гравюры и позволяет познакомиться с небольшой частью произведений, составивших ее основу более 80 лет назад. Вниманию жителей и гостей Екатеринбурга предстанут долгое время не выставлявшиеся гравюры XVIII века двух европейских школ – аугсбургской и венецианской.
Несмотря на значительное расстояние, разделяющее южно-немецкий Аугсбург и «королеву Адриатики» Венецию, эти города имели немало общего в истории своего развития. Располагаясь на пересечении значимых торговых путей, они пережили свой расцвет в более ранний период — XVI–XVII веках, однако сумели сохранить роль важных художественных центров вплоть до конца XVIII столетия. Здесь по-прежнему бурлила жизнь, царила творческая атмосфера, живописцы, скульпторы и архитекторы создавали свои произведения. Не уступало свои позиции и искусство гравюры. Очередной подъем в обоих городах в это время переживает техника офорта, зародившаяся в Аугсбурге двумя веками ранее.
XVIII век – время господства стиля рококо, возникшего во Франции и охватившего другие европейские страны. Изысканная декоративность, витиеватость орнаментов, прихотливая игра форм проникали в разные виды искусства, в том числе и гравюру, где в технике офорта рождались легкие свободные линии. Характерная для рококо легкость нашла отражение в выборе тем и их трактовке. И хотя по-прежнему главным источником сюжетов служили тексты Священного Писания, персонажей Ветхого и Нового Завета нередко изображали в костюмах XVIII столетия, а местом действия разных сцен становилось лоно природы. Зачастую композиции заключались в асимметричные изящные орнаментальные рамы.
Листы аугсбургской и венецианской школ в собрании музея хранят в себе знаки принадлежности бывшим владельцам – в частности, это порядковые номера на обороте, отсылающие к коллекции первого музея Екатеринбурга.
Всего на выставке будет представлено 47 листов, выполненных в технике офорта. Они позволят познакомиться с творчеством нескольких поколений аугсбургских и венецианских граверов и издателей, получить представление о жанровом многообразии издаваемых в это время гравюр (библейские сцены, архитектурные фантазии, костюмные зарисовки, орнаменты), а также узнать предпочтения уральских коллекционеров начала ХХ века.
Выставка «Гравюра свободных городов» будет представлена с 5 апреля по 26 мая в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Воеводина, 5.
Часы работы выставки: вт.–чт. – с 11:00 до 20:00 (касса до 19:00); пт.–вс. – с 11:00 до 19:00 (касса до 18:00); пн. – выходной.
Комментарии