Выставка «Калейдоскоп французской жизни. Афиши XIX — начала ХХ века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина»
Описание:
Выставка «Калейдоскоп французской жизни», которая открывается в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) 4 декабря 2024 года, представляет одну из лучших коллекций литографированной афиши XIX — начала XX веков из собрания Пушкинского музея. Произведения в экспозиции, созданные в триумфальный период в истории рекламного дизайна, иллюстрируют всё многообразие французской жизни — быт, моду, нравы, развлечения, коммерцию, политическую борьбу, искусство.
В экспозиции представлены французские афиши художников, чье творчество прославило жанр коммерческой рекламы: пионер иллюстрированных объявлений Поль Гаварни, «отец художественной афиши» Жюль Шере, представители стиля ар-нуво Анри де Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха, карикатуристы Адольф Вийетт и Гюстав Жоссо.
Начиная с XIX века многие французские художники пробовали свои силы в рекламе, что было связано с бурным развитием в стране промышленности и экономики. Конкуренция и борьба за рынок стали мощными стимулами для развития искусства афиши, предприниматели, заинтересованные в рекламе своих товаров, открыли важный источник доходов для художников, в Париже появились профессиональные рекламисты. Сохранившиеся афиши являются уникальными документами эпохи, отражающими национальные приоритеты, характер французов, их веселый нрав и пылкий темперамент, заразительный дух свободы, рациональность и практичность, гурманство и утонченность вкусов.
Выставка «Калейдоскоп французской жизни. Афиши XIX — начала ХХ столетия из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» состоит из четырех разделов.
Раздел «Живопись улиц» посвящен образу Парижа как города-галереи. В XIX веке улицы, бульвары и площади заполнила коммерческая реклама: она размещалась на афишных тумбах, строительных заборах, в витринах магазинов; по городу перемещались рекламные фургоны и тележки, рекрутеры с двусторонней рекламой. Жители Парижа и других городов наблюдали рекламу велосипедов, шин, микстур и снадобий, «подкрепляющего силы» шоколада со вкусом рая и вина, «дающих вдохновение» чернил, сверхчистого керосина для ламп, консервов и зубной пасты. Французские города превратились в огромный выставочный зал — художественные афиши стали яркой приметой эпохи.
Особым явлением в общественной жизни Франции был политический плакат, которому посвящен раздел «Социальная сатира художников анархистов». Во время Великой французской революции Париж наводнили памфлеты, карикатуры и воззвания. Это был значительный этап в истории возникновения политического плаката. На рубеже XIX–XX веков художники Теофиль Александр Стейнлен, Гюстав-Анри Жоссо, Жюль Гранжуан, Каран д’Аш, Адольф Вийетт сотрудничали с современными изданиями и находились в курсе всех событий, освещали процессы, происходившие в политической жизни. Художники поддерживали распространенное умонастроение последних десятилетий века с его сомнениями, порожденными индустриальной цивилизацией.
Самый колоритный раздел выставки — «Cоблазны и развлечения “Belle Époque”». Более трети афиш из коллекции Пушкинского посвящены анонсам увеселений и представлений в кабаре и театрах, выступлениям менестрелей и танцовщиц. Реклама парижских кабачков, танцзалов и кафе-концертов настойчиво зазывала посетителей на программы шансона, выступлений варьете, зажигательного канкана и пантомимы. В динамичных композициях запечатлены известные места паломничества французского буржуазного общества — «Ша Нуар», «Амбассадер», «Мирлтон», «Мулен Руж», «Мулен де ла Галетт», «Казино де Пари». Художники чистосердечно отражали в афише парижскую жизнь того времени. Париж манил иностранцев и провинциалов новизной впечатлений, круговоротом событий и обещаниями наслаждений.
В завершающем разделе «Музы коммерции» зритель познакомится с женскими образами французской рекламы. Афиши диктовали вкус к зрелищам и образ жизни. Моделями для рекламных образов часто служили известные куртизанки и актрисы: Лиан де Пужи, Каролина Отеро, Клео де Мерод, Лина Кавальери и многие другие. Отдельно вошли в историю любимые модели художника Жюля Шере — актрисы варьете Арлетт Дорже, Луиза Балти, Шарлотта Вье, которые стали первыми «авторскими» персонажами в длинной череде женских образов, эксплуатируемых в рекламе
В экспозиции представлены французские афиши художников, чье творчество прославило жанр коммерческой рекламы: пионер иллюстрированных объявлений Поль Гаварни, «отец художественной афиши» Жюль Шере, представители стиля ар-нуво Анри де Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха, карикатуристы Адольф Вийетт и Гюстав Жоссо.
Начиная с XIX века многие французские художники пробовали свои силы в рекламе, что было связано с бурным развитием в стране промышленности и экономики. Конкуренция и борьба за рынок стали мощными стимулами для развития искусства афиши, предприниматели, заинтересованные в рекламе своих товаров, открыли важный источник доходов для художников, в Париже появились профессиональные рекламисты. Сохранившиеся афиши являются уникальными документами эпохи, отражающими национальные приоритеты, характер французов, их веселый нрав и пылкий темперамент, заразительный дух свободы, рациональность и практичность, гурманство и утонченность вкусов.
Выставка «Калейдоскоп французской жизни. Афиши XIX — начала ХХ столетия из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» состоит из четырех разделов.
Раздел «Живопись улиц» посвящен образу Парижа как города-галереи. В XIX веке улицы, бульвары и площади заполнила коммерческая реклама: она размещалась на афишных тумбах, строительных заборах, в витринах магазинов; по городу перемещались рекламные фургоны и тележки, рекрутеры с двусторонней рекламой. Жители Парижа и других городов наблюдали рекламу велосипедов, шин, микстур и снадобий, «подкрепляющего силы» шоколада со вкусом рая и вина, «дающих вдохновение» чернил, сверхчистого керосина для ламп, консервов и зубной пасты. Французские города превратились в огромный выставочный зал — художественные афиши стали яркой приметой эпохи.
Особым явлением в общественной жизни Франции был политический плакат, которому посвящен раздел «Социальная сатира художников анархистов». Во время Великой французской революции Париж наводнили памфлеты, карикатуры и воззвания. Это был значительный этап в истории возникновения политического плаката. На рубеже XIX–XX веков художники Теофиль Александр Стейнлен, Гюстав-Анри Жоссо, Жюль Гранжуан, Каран д’Аш, Адольф Вийетт сотрудничали с современными изданиями и находились в курсе всех событий, освещали процессы, происходившие в политической жизни. Художники поддерживали распространенное умонастроение последних десятилетий века с его сомнениями, порожденными индустриальной цивилизацией.
Самый колоритный раздел выставки — «Cоблазны и развлечения “Belle Époque”». Более трети афиш из коллекции Пушкинского посвящены анонсам увеселений и представлений в кабаре и театрах, выступлениям менестрелей и танцовщиц. Реклама парижских кабачков, танцзалов и кафе-концертов настойчиво зазывала посетителей на программы шансона, выступлений варьете, зажигательного канкана и пантомимы. В динамичных композициях запечатлены известные места паломничества французского буржуазного общества — «Ша Нуар», «Амбассадер», «Мирлтон», «Мулен Руж», «Мулен де ла Галетт», «Казино де Пари». Художники чистосердечно отражали в афише парижскую жизнь того времени. Париж манил иностранцев и провинциалов новизной впечатлений, круговоротом событий и обещаниями наслаждений.
В завершающем разделе «Музы коммерции» зритель познакомится с женскими образами французской рекламы. Афиши диктовали вкус к зрелищам и образ жизни. Моделями для рекламных образов часто служили известные куртизанки и актрисы: Лиан де Пужи, Каролина Отеро, Клео де Мерод, Лина Кавальери и многие другие. Отдельно вошли в историю любимые модели художника Жюля Шере — актрисы варьете Арлетт Дорже, Луиза Балти, Шарлотта Вье, которые стали первыми «авторскими» персонажами в длинной череде женских образов, эксплуатируемых в рекламе
Комментарии