ЭРНЕСТ СОКОЛОВ — «Есть такая фраза: если ты будешь заниматься в жизни тем, что тебе приносит удовольствие, ты ни дня не будешь работать. Это про меня».
Эрнест Соколов
Сегодня концертный директор фестиваля «Таврида» Эрнест Соколов празднует юбилей — за время своей карьеры он успел побывать в роли директора Кати Гусевой, Дмитрия Колдуна и Лены Новиковой, создал масштабные шоу для SHAMANа и Мити Фомина, а сейчас делает вау-эффект-шоу на фестивалях и другим артистам. О концертной деятельности, райдере звезд, фестивале «Таврида» и всемирном фестивале молодежи 2024 — Эрнест Соколов в нашем интервью!
— Geo: Для начала восстановим пробелы в моей информированности относительно твоей карьеры. Ты очень долго занимался концертами в Нижнем Новгороде, и у тебя было концертное агентство. Оно до сих пор есть?
— Эрнест Соколов: В Нижнем я начинал с клубного бизнеса, работал арт-директором, потом с моим партнером Ксенией Кудряшовой мы открыли «Нижегородское концертное бюро». Агентство существует, просто стало более точечным, мы стали подстраиваться под формат артистов, которые гарантированно собирают залы. Потому что раньше, когда это был основной бизнес, и всё строилось на объемах. Было много тех, кто собирает залы и тех, кто не собирает, но мы выходили в плюсовую маржу за счёт оборота. Сейчас же, когда я нахожусь в Москве, у меня прекрасные связи и много знакомых артистов, которых мы возим точечно, поэтому наша деятельность не так заметна, как 10 лет назад. Но мы существуем, работаем, не ушли в подполье и организуем выступления. Агентство делает концерты «Женскому стендапу» и другим артистам в Нижнем Новгороде, Владимире, Иваново и в прилегающих городах. Параллельно я стал развиваться как концертный директор. Мне начали поступать предложения, и я уехал в Москву.
— Тебе сначала поступило предложение или ты сначала уехал?
— Все это развивалось параллельно. Я всегда представлял, что живу в столице. Но, как мне говорят, я «поздно переехавший», потому что покоряют столицу молодые, амбициозные, с горящим взглядом, лет в 20-25. Я окончательно переехал в Москву в 33 года, имея стабильный успех в Нижнем Новгороде. Но мне хотелось дальше развиваться в этой сфере, куда-то идти. Параллельно у меня были наработки благодаря тому, что мы делали концерты, и я дружил с артистами. Так часто бывает: в какие-то моменты у кого-то что-то меняется, артисты ищут себе директора, и так совпало, что я одновременно стал концертным директором трех артистов, работающих в трех разных жанрах. Это Лена Новикова («Стендап-шоу» на ТНТ), Дмитрий Колдун (белорусский артист) и продакшн Филиппа Киркорова - Катя Гусева (модный фэшн-диджей).
— Расскажи, чем занимается концертный директор:
— Концертный директор — это топ-менеджер артиста, который занимается ведением всех его дел: графиком съемок и гастролей, коммуникацией с организаторами, бухгалтерией, покупкой билетов, бронированием гостиниц и т.д. Фактически это человек, через которого у артиста есть связь с внешним миром. Любой запрос на пресс-конференцию, промо-компанию и т.д. осуществляется через концертного директора, который, в зависимости от графика и предпочтений артиста, соглашается на предложение или нет.
— Как это оплачивается? Зарплата или проценты?
— По-разному. В основном это процент, у каждого свой. У артиста топ-уровня с 30 гастролями за 30 дней, это уже, скорее, достаточно стабильная гарантированная зарплата. Также это зависит от твоего уровня компетенций, как договоришься.
— А три артиста для концертного директора — это не много?
— Не знаю, у кого-то их семь. Для меня три тогда было нормально. Я понимал, что их графики абсолютно не пересекаются и какое-то время очень комфортно существовал в таком формате. Первый год мне это очень помогло в Москве, очень сильно поддержало. У Кати Гусевой были большие закрытые вечеринки на Рублевке, дни рождения звезд эстрады. Например, мы работали у Стаса Михайлова на 50-летнем юбилее, когда все проходило в Кремле, в панорамном ресторане, где стояли двухметровые яйца Фаберже изо льда с черной икрой внутри… Благодаря работе с ней у меня была довольно большая узнаваемость внутри тусовки. И поскольку у меня был отличный опыт в качестве менеджера после работы в концертном агентстве, я изнутри знал, как организатору грамотно выстроить процессы так, чтобы артисту было хорошо с любым другим заказчиком. Наши с Ксенией организации всегда были образцовыми, например, Сергей Лазарев выкладывал в свои соц.сети фото наших гримерок с подписью «С этими людьми всегда здорово работать, посмотрите, как нужно». Поэтому я понимал, что именно нужно требовать от других организаторов, чтобы артисту, с кем я работаю, уже как директор, было комфортно. Затем появился Дима Колдун.
— Вы до сих пор вместе работаете?
— Сейчас нет. Со всеми артистами мы расходились абсолютно обоюдно и добровольно, без претензий. Почему расходятся люди? Причин много. С моими тремя артистами мы смогли дать друг другу всё, что можно, поэтому разошлись, и у каждого дальше свой путь. Мы проработали разное время: с Катей Гусевой 2 года, с Леной Новиковой 4 года, с Дмитрием Колдуном 7 лет. Сейчас я и свободный, и не свободный одновременно, потому что всецело поглощен другой деятельностью. Три года назад у меня появился очень большой и важный государственный проект «Таврида».
Поскольку я сейчас не веду артистов, у меня есть основная работа - это фестиваль «Таврида», и всё, что касается него. Кроме того, у меня есть свой частный бизнес: концертное бюро с партнером в Нижнем Новгороде, а также компания в Москве, специализирующаяся на вау-моушн-эффектах для звезд эстрады, для интеграции в их шоу. Мы создали для артиста SHAMAN, с которым в прекрасных отношениях после его выступления на фестивале «Таврида», номер, где он танцует по стеклу.
Задумка пришла после нашей совместной работы на «Тавриде» и шоу-открытии «Газпром-арены», на его концерте в Нижнем Новгороде в «Юпитере», куда я приехал с родителями и впервые как зритель посмотрел его концерт. Вот он снова обратился, у него будет три больших «Крокуса» 9-10-11 марта (как раз в мой день рождения я буду делать ему «Крокус»), «Танцы на стеклах» там будут повторяться, и делаем кое-что новое.
Также из последнего, что мы создали с командой, — это шоу «Артист» на 50-летний юбилей Мити Фомина, который тоже обратился ко мне после «Тавриды».
— Как в твоей жизни появился фестиваль «Таврида»?
— Скажу честно, я попал туда без каких-либо связей, знакомств, прошел огромный пул собеседований в конце ковида. Пандемия очень сильно ударила по концертному бизнесу, он единственный попал в такое огромное и длительное количество ограничений. Мы прождали полгода с мыслями «Ну, сейчас нас откроют и начнется», – не началось. Год – не началось. Полтора года – не началось. Уже все финансовые подушки, что были накоплены за это время, закончились. Жуткий период времени, вспоминаю его с ужасом. Я сидел и делал разные резюме, думал, куда идти работать – многие тогда меняли работу, осваивали новые профессии. Меня это не коснулось – благодаря помощи друзей я пережил этот период. Прошло 2 года, я помню, началась весна после ковида, это был год, наверное, 2021.
Я каждый день мониторил HeadHunter, в какой-то момент увидел вакансию моушн-директора в сеть «Азбука вкуса»: в Москве у них есть флагманский магазин, и нужно было актеров из российских сериалов ставить на их кухню. Спонсоры — производители продуктов питания, нужно было, чтобы актеры готовили из этих продуктов, на шоу собирались люди. Я решил: не продавцом, так моушн-директором, меня это тоже устраивает, потому что два года без работы — это было сильно. Думаю, ладно, продукты тут есть, артисты приедут, макароны сварганим, люди будут довольны, продажи сделаем. (Смеется.) И параллельно попадается мне на HeadHunter объявление, что требуется арт-директор крупного российского фестиваля. Без названия, никакой информации. Я отправляю резюме, смотрю, там организатор — загадочная аббревиатура АНО ЦРКИ, начинаю гуглить, понимаю, что это Центр развития культурных инициатив и эта организация и есть «Таврида.АРТ». Фестиваль в течение ковидных лет проходил в режиме онлайн и, как в очень многих компаниях, было большое сокращение штата, и после ковида только-только всё начиналось. Ответ на мое резюме пришел только недели через две с половиной, и я поехал на первое собеседование.
— Помнишь, о чем тебя спрашивали?
— Начну с того, что в 34-35 лет это были первые собеседования в моей жизни. Я никогда не собеседовался на работу, и для меня это было что-то из ряда вон выходящее. Даже подредактировать каждое резюме, чтобы оно подходило под требования вакансии и мои навыки, совсем нелегкое дело. Для меня это было дико, потому что работа всегда шла ко мне сама, у меня был свой бизнес.
На собеседовании спрашивали обо всем: как я попал в шоу-бизнес, какие у меня связи, чем я занимался? Ключевым навыком было то, что я умею организовывать туры артистов и выстраивать работу с ними. После первого собеседования мне прислали анкету — два теста, один на 1200 вопросов, второй на 1860.
— Что за вопросы?
— Психологические. Давался определенный период времени, нужно было зайти в программу и ответить. Вопросы составлены определенным образом, чтобы выяснить твой психотип, способен ли ты работать в команде и так далее. Даже если ты сначала хочешь схитрить, на 500-м вопросе ты забываешь предыдущий и понимаешь, что этот же вопрос уже повторялся, но завернут в другую обертку, и ты уже просто отвечаешь, как есть. Уж не знаю, какой им выдался психотип, но раз я работаю 4 года, значит, он всех устраивает. (Смеется.) Я сложный человек, но меня эта работа сдвинула вперед и очень изменила, сделала более системным, спокойным… То есть я стараюсь быть более спокойным (Смеется.) и прислушиваться к чужому мнению.
— Когда тебя в последний раз бомбануло?
— Меня сейчас бомбит каждый день. Потому что ты берешь у меня интервью за 24 дня до Всемирного фестиваля молодёжи в Сочи, а я концертный директор главной сцены и составляю лайнапы всех приезжих артистов, координирую всех партнеров, которые участвуют, нахожусь в чате 24/7, и вот меня бомбануло в последний раз… Да 2 часа назад меня бомбануло в одном из чатов. (Смеется.)
— Я, кстати, слышала, что если какие-то сложные переговоры, то отправляют тебя.
— Ну, я переговорщик, да, у меня есть это умение, и я им горжусь. Я могу вести жесткие переговоры для того, чтобы выбить той зоне ответственности, за которую я отвечаю, наилучшие условия.
— Назови трех самых востребованных артистов сейчас у аудитории до 30?
— Мой личный топ: Zivert — супер топ. «Три дня дождя». Дальше… Тут сложно выбрать, слишком много суб-андеграундных культур, которые тяжело сузить до трёх групп. Но если речь о широкой аудитории… Надо репера назвать, не знаю, кого выбрать. Хочется отдать дань уважения Василию Михайловичу Вакуленко (Баста — прим.ред.), но хочется назвать и другие имена. Мне нравятся связки, которые делают сейчас артисты разных лейблов, например, Леша Свик, Олег Майами и NILETTO, это супер.
— Представь, что ты делаешь себе бомбовый день рождения и просишь кого-то выступить, а человек обязательно согласится. Кто бы это был?
— «Моя Мишель», я их люблю. Я не назвал их в супер-топе, объясню свою позицию. Почему Анна Асти собирает стадионы, а «Моя Мишель» тысячные залы? Для меня вторая намного вкуснее, музыкальнее, стильнее, более загадочна — то, что она делает, нужно понять и влюбиться. То, что делает Анна Асти — абсолютно для каждого человека, который хочет эту картинку. Если лично меня спросить, что лучше, Севиль (солистка группы ”Artik & Asti” - прим. редактора) или Анна Асти, для меня топ — Севиль.
— А можешь назвать восходящую звезду, которая, на твой взгляд, сейчас только-только набирает обороты, но вот в следующий год или ближайшие пару лет будет бомбить крупные залы?
— Я сейчас делаю лайнап на новый фестиваль «Таврида» — фестиваль молодого искусства — и я буду стараться брать именно молодых артистов. В моем топе сейчас LYRIQ, Amirchik, Akmal’. Я вижу в этих людях огромный музыкальный потенциал, и они молодые, из них можно «лепить» - это то, что уже тяжело сделать с состоявшимися артистами. Mia Boyka – обожаю её; Анет Сай — с ней обо всем можно договориться; Ваня Дмитриенко — прекрасный человек! Ему 18, слава настигла его в 16, но он за высокие ценности: любовь, жизнь, искусство во благо. Мне безумно нравится то, что он говорит за сценой, о своих концертах. Он говорит с родителями, вселяет в них спокойствие и уверенность, что на концертах никаких безобразных вещей с детьми не произойдет, все за добро и позитив.
— Давай добавим перчинки в наше интервью. Какие самые нестандартные запросы или нелепые ситуации случались во время работы концертным директором?
— Мне часто задают похожий вопрос: что самое сложное в райдере звезд? Я работаю в этой сфере 20 лет, меня уже ничем не удивишь. Это больше для обывателя, для горячего слушка. Но у российских звезд нет запросов на золотой унитаз и подобное, иногда просто необычные вещи. Например, большой надувной розовый фламинго — в одном из последних райдеров. У кого-то есть чеснокодавилка-пресс, чтобы добавлять чеснок в гуакамоле. Многие меня спрашивают, когда занимаются выполнением этих райдеров: а это обязательно? А меня так научили - всё, что написано, всё обязательно. Есть у одной известной артистки в райдере очень сложное зеркало: с теплым светом, с определенным количеством лампочек, с конкретным расположением элементов, с указанным количеством вольт и всего остального. И, понятное дело, что его нигде нет, запрос очень нестандартный. И все, кто выполняет этот райдер, пытаются найти замену, а артистка не утверждает. Я всегда говорю: делайте уже под заказ. Это обязательно, ведь райдер, слава Богу, приходит не за сутки, а месяца за два. Да, ты потом не знаешь, куда девать это зеркало, оно остаётся у тебя, но это твоя работа и твои будущие отношения с артистом.
Есть еще в райдере одного очень известного человека (у которого коллектив из 17 человек и самый сложный бытовой райдер из всех) пункт: в каждом номере, в машине, в каждой гримерке должно быть по 17 оригинальных зарядок Apple. Ты понимаешь, что тебе нужно купить 42 фирменных зарядки Apple, умножить на 100 долларов = 4200 долларов дополнительно. После выступления не остается ни одной зарядки, они все забирают каждый раз с собой, и ты думаешь: ну, наверное, у него магазинчик. (Смеется.) Плюс при этом у всех расписано, какой зубной пастой они чистят зубы, что должно стоять в гримерке и в гостиничном номере кроме стандартного наполнения, вплоть до скребков для языка и т.д. Раньше всех пугало нижнее белье и носки, мы думали: «Господи, ты что, не можешь носки с собой привезти?» Сейчас уже не обращаешь внимания, носки поголовно у всех в райдере, просто понимаешь: это для удобства — надел на сцену под кроссовки свежие чистые носки, потом выбросил. Есть один известный артист, он летит со всем коллективом экономом. Но его, по райдеру, должен встречать «Майбах». В гримерке должны быть определенные продукты и элитный алкоголь, но еда — «Доширак». Я ко всему спокойно отношусь.
— То есть у звезд нет капризов, просто бытовые запросы?
— Когда человек имеет больше чем 15 гастролей в месяц, ему нужен какой-то уровень комфорта. Райдер — это вообще очень классная вещь, если к ней не относиться в формате «посмотрите, какие они капризные, мы их тут сейчас подсократим». Ты же хочешь, чтобы твоя встреча с артистом прошла отлично?
Кстати, я хочу развивать себя как коуч в этой области и отдать свои знания людям, даже загадал такое желание в эту новогоднюю ночь. Я собрал огромный объем информации. Раньше была высокая конкуренция, и никто не хотел никому ничего рассказывать, все наступали на свои грабли и этот опыт монетизировали впоследствии. Но такой судьбы и истории, как у меня, не будет ни у кого. А люди-то растут, развиваются, и я хочу, чтобы сфера была грамотная, и в нее приходили сразу с пониманием, как сделать правильно. Я сам из провинции, из Дзержинска, маленького города, из неполной семьи, с мамой — учительницей иностранного языка, которая хотела отдать меня в университет на химический факультет только потому, что благодаря серебряной медали в школе с химическим уклоном, я мог поступить туда без экзаменов. Но я понимал, что химия и физика — это вообще не моё, я плакал над этими предметами. И когда в Техническом университете им. Алексеева открылся новый экспериментальный курс по специальности Public relations, я сказал маме, что хочу туда, это то, что мне нравится. Она долго не соглашалась, не могла себе позволить платить 50 тысяч рублей в семестр за платное обучение (сейчас смешно, а тогда, больше 20 лет назад, это были огромные деньги!). Но я решил, что сам заработаю. С тех пор всегда всем говорю: идите к своей мечте, не сворачивайте, все эти трудности временные. Я работал ночами в клубах, а днем учился.
Так вот, свой опыт, огромный бэкграунд того, что я знаю, свои набитые шишки я хочу передать новому поколению, очень хочется, чтобы изначально приходили специалисты в отрасль. Для меня райдер — это константа, тот документ, который 100% введет тебя в прекрасные отношения с артистом. К тебе не будет лишних вопросов, ты завоюешь его расположение и будешь работать с ним не один, а два-пять-десять раз, к тебе будут относиться, как к профессионалу. И в тот момент, когда ты шагнёшь с одной ступени на другую, и артист будет тебя знать в лицо и по имени, тебе будет легче развиваться. Сейчас у меня есть личные телефоны практически всех звезд эстрады — это не значит, что я им каждый день звоню — я по-прежнему обсуждаю финансы, условия и всё остальное с их директорами. Но если у меня новый проект, задумка, интересное предложение или идея о нестандартном выступлении, я пишу лично и обсуждаю напрямую, потому что я уже на этом уровне.
— А какой следующий уровень?
— Пока этот еще не до конца пройден, в этом хочется комфортно поработать. Я очень благодарен многим артистам за доверие к моим идеям и готовность их реализовать. Всегда проще раскрутить и сподвигнуть на какие-то задумки в больших проектах, а «Таврида» — это все-таки фестиваль российского масштаба, один из самых массовых, на которых получают премии и все остальное. И, конечно, никому не интересно на таком мероприятии просто смотреть 30-минутный концерт одного артиста, нужно шоу, нужен спецэффект. Сейчас как делается: у нас на фестивале «Таврида» придумываются и продюсируются шоу-продукт, и артист появляется в этом продукте как звезда вместе с молодыми певцами в качестве вау-эффекта, и понятно, что он за одну песню должен так украсить шоу, чтобы это было круто. Его появление обычно нестандартно: либо на выезжающих платформах, либо из-под воды и т.д. Артисты на это идут, потому что им самим интересен этот опыт, их выступления и вау-эффект уходит в эфиры, в съемки, в медийность. А уже на других сценах они допевают концерты и делают свою обычную работу.
Они соглашаются, кроме того, потому что это фестиваль глобального уровня. Я помню, как я пришел 4 года назад в «Тавриду». Обязательным условием всегда было, что «Таврида» следит за молодыми классными артистами, растит их, начиная с ноунейма, которые, например, дошли до полуфинала в «Голосе» или других проектах. Мы их продвигаем, они становятся резидентами «Тавриды», мы даем им шанс, чтобы их заметили. А как можно дать шанс? Через интеграцию с супер звездой. И у всех артистов было обязательное задание: спеть с неизвестным человеком на сцене.
Это было 4 года назад, и я доказывал необходимость такой концепции, боролся за то, как это нужно и важно. Меня не понимали, спрашивали: зачем? Почему именно он? А сейчас вы можете посмотреть любую передачу по ТВ, да даже на корпоративных мероприятиях все стали петь со звездами. Мы эти тренды задали еще 4 года назад, сейчас они ушли в масс-маркет. И мы выдаем новые тренды на фестивале.
— Уже известно, какая тема будет в Сочи на Международном фестивале молодежи?
— Каждый день разные темы. Что-то очень важное, светлое, доброе, всё на созидание. Мы ждем большое количество гостей из-за границы, это будет действительно всемирный фестиваль молодежи, 20 тысяч человек: 15 — из России и 5 тысяч — молодежи, студентов из таких стран, как БРИКС, Куба, Сербия, Турция, Китай, Эмираты; большой пул людей, которые приедут в Россию знакомиться с русской культурой, смотреть на русских артистов, которые приготовят для них специальные сеты на иностранных языках. Например, будет полный эксклюзив: Mia Boyka будет петь свою песню «Гагарин» на китайском, просто умничка. Через этот хит, который сейчас залетит на TikTok и другие соц.сети, азиатская молодежь еще раз вспомнит, кто такой Юрий Гагарин, который открыл космос. Это отличное продвижение нашей великой страны через иностранный язык и музыкальные технологии на уровень мира, на уровень молодежи, чтобы они не забывали. Вот такая многоходовка. Вот такие фишки мы готовим.
— Можешь сказать, что твоя концертная деятельность — это твоя работа мечты?
— Да, я могу так сказать. Есть такая фраза: если ты будешь заниматься в жизни тем, что тебе приносит удовольствие, ты ни дня не будешь работать. Это про меня.