У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
En

Интервью художника Бочарова Сергея Петровича

27 января

«Если рисуешь, это должно быть не хуже Эпохи Возрождения»


Каждую эпоху в искусстве соотносят с деятельностью тех или иных персонажей, которым присуждаются статусы классиков, на их работах строят школы и целые течения. Узнать об истории художественного искусства конца ХХ, начала ХХI века от человека, который прошел весь этот путь и даже существенно повлиял на само развитие эпохи – огромная удача. Всемирно известный художник Сергей Петрович Бочаров начинал свое художественное формирование и получал знания от мэтров того времени еще в 70-80-х годах прошлого века, а сейчас, уже являясь одним из классиков современности, продолжает создавать работы в новой эпохе.

Что повлияло на становление Вас, как художника?

У нас была в Союзе прекрасная школа. В художественном училище нам отлично преподавали историю искусства, я узнал всех мастеров благодаря нашему легендарному преподавателю Инге Дмитриевне, которая нам просто раскрыла глаза на качество работ Леонардо Да Винчи, Рафаэля, Сурикова, Караваджо – всех мы досконально разбирали вместе с ней на занятиях. А она в свою очередь училась в Ленинградской академии, где свои знания ей передавали «быки» нашей Советской художественной школы. Много других очень талантливых преподавателей и во ВГИКе, и из института Репина вдохновляли меня.

Но самой полезной привычкой у меня было ходить по музеям. Многие великие художники начинали просто с копирования работ других старых мастеров, с натуры, с самих картин. И я начал самостоятельно приходить в музеи и копировать работы классиков. Там я открыл для себя все тайны.

В 80е года находясь на обучении во Франции, у меня была возможность познакомиться с разными знаменитыми художниками той эпохи. Мы оказывались, благодаря моей подруге и художнице Надежде Ходасевич-Леже, у Марка Шагала, Пикассо, многих других. Мне были они очень интересны как художники, я хотел посмотреть, как они работают и научиться чему-то. А учить было нечему. При встрече с Пикассо он сказал мне: «Вот ты работаешь в классическом направлении – так и иди, я один раз в своем творчестве это изменил и сделал большую глупость, мог бы стать действительно великим художником». С течением времени люди разберутся, что действительно искусство. Победит разум, победит правда.

В тот день мы снимали у него на студии, это была целая делегация журналистов из России, которая должна была запечатлеть Пикассо в работе, пока он пишет портрет свой жены Жаклин. Мне тоже предложили сделать работу, я сел и спокойно начал рисовать. Пикассо поставил себе ящик из-под вина, а меня посадили в кресло, типа «ребенку всё простительно, а он, настоящий коммунист, будет показательно сидеть на неудобном». За моей спиной стояли журналисты и, наблюдая за тем, что я рисую, начали громко выражать восторг. Пикассо подошел, взглянул, вернулся к своему рисунку и порвал его! Начал рисовать заново, но и следующие два рисунки были порваны. Мне хватило хитрости не портить маэстро настроение, и я начал специально мусолить свой рисунок, чтобы он как-то успокоился. Ему на тот момент было уже 90 лет. Он видел, как я пишу портрет в классической манере, но сам уже давно не мог так работать, потому что многие годы назад ушел в постимпрессионизм, сюрреализм и кубизм. Хорошо, что он не понимал по-русски, потому как собравшиеся журналисты говорили «рисунок Сергея то лучше..»! И сама Жаклин назвала мой портрет потрясающим. Мы обменялись с Пикассо подписанными рисунками. Потом эту работу Пикассо оценили в три с половиной миллиона долларов.

Вы не только проходили обучение в Европе, но и позже преподавали там?

Я какое-то время преподавал во ВГИКЕ, но основной работой тогда была должность на Киностудии им. Горького, преподавательская деятельность была по совместительству, и мне не продлили контракт. Зато потом пригласили в Австрийскую академию художеств, и я согласился отправиться в Вену. Там преподавал полтора года, получил статус профессора и отправился дальше в Римскую школу искусств!

Моё пребывание в Италии было сплошным приключением! Началось с того, что в первый же день меня обворовали цыгане возле Ватикана, я остался без документов и средств. Итальянского языка, в отличии от немецкого, я не знал, и для того, чтобы занять место профессора, мне необходимо было его выучить за два месяца! Чтобы хоть как-то быстро заработать и восстановить документы, я начал продавать маленькие картины прямо на улицах Рима. Несколько картин у меня купила необыкновенной красоты девушка, потом она вернулась и купила еще, а потом они с подружкой пригласили меня выпить с ними. Мы гуляли до утра в ту ночь. Оказалось, что это была Орнелла Мути, известнейшая итальянская актриса.

Когда я жил и преподавал в Италии, мы делали персональную выставку моих работ с Федерико Феллини и выпускали буклет, на котором он написал «Раньше Бочаров учился у итальянцев, теперь итальянцы учатся у него». В то время я написал портреты Версачи, того же Филлини, Лучиано Поваротти. Я с ними подружился, потом еще долго переписывались, когда я уехал.

Благодаря каким работам вы получили наибольшую известность?

Портреты точно не то, что сделает тебя известным, потому что это самое не благодарное дело. Всегда человек видит себя по-другому и начинает попросить поправить черты лица, сделать худее. Многие художники уходят от работы с натурой.

Когда я рисовал Брежнева, он сказал, что это было с ним впервые. До этого все его портреты рисовались не с натуры. Так же и с Высоцким, до меня его никто не писал в живую.

Я никогда не показываю портреты до завершения работы. Был ужасный случай, когда я писал шведскую принцессу. До этого я рисовал портрет короля Норвегии, она узнала, посмотрела и меня вызвали к ним в замок. Начал работу, разбросал всё по пятнам на большом двухметровом холсте, прошло всего часа четыре. Вдруг слышу шум за спиной, а она подошла сзади, посмотрела на работу и упала в обморок!

Есть многолетняя история с портретом Джанни Версаче. В своё время, когда я назвал ему цену за работу, он назвал меня «idiota», что по-русски значит то же, что и по-итальянски. И я ему пообещал, что хоть мы и друзья, я никогда не продам ему этот портрет. И я до сих пор выполняю то, что сказал. Даже Лужков, дарил мне квартиру и организовывал прием в итальянском посольстве, чтобы я торжественно передал картину семье Версаче. Но они умудрились уже на само мероприятие принести свежие газеты с заголовками, что «за большие деньги продаются и советские художники». Я отказался в очередной раз ее отдавать. Два раза эту картину пытались у меня украсть, и два раза мне ее возвращали.

Как понять, какой в человеке скрыт талант?

В каждом человеке есть уже сразу заложенные таланты и качества с рождения. Характер формируется до года, а до трех лет, например, я смог определить в своих детях их призвания и выбрать им профессии. Так, понимая направление, они могут долбить в одну точку, понимая куда они будут поступать и кем станут, когда вырастут. Все они так и работают в своих сферах. В людях сразу виден формат их мысли, либо они погружаются в детали, либо смотрят масштабно. Это первое, что нужно учитывать. У каждого есть талант и его можно развивать. Если детей сразу воспитывать, определяя их будущее, результат будет намного лучше. Также и с русским народом в целом. Ему нужна уздечка, его нужно обуздать и направлять. Нельзя тратить эту бесконечную творческую энергию впустую, цель обязательно должна быть! У нас огромное количество талантливых людей в стране. Помню, когда писал портрет Короля Норвегии, я заметил ему, что в их стране хорошо относятся к художникам, поэтам, всячески поддерживают и воспевают. На что он ответил, что они по пальцам могут сосчитать своих талантов, а вот среди русских гениальных людей огромное количество!

Может ли искусство повлиять на ход истории?

Учитывая весь мой опыт, я сознал, что искусство никак не влияет на ход истории. А я раньше очень на это надеялся. Думал – я нарисую, они увидят и что-то изменится. Например, моя работа «Неравный брак» – на ней я нарисовал всех, кто предаст Советский Союз за пять лет до того, как это произошло. Все они сидят за столом и прожирают страну. Я работал над этим произведением несколько лет, чтобы всех собрать, зарисовать и никого из предателей не упустить. Пришла эта тема ко мне, после того, как я писал портрет Брежнева. Помню диалог с ним о Ельцине и Горбачёве, что они точно не должны стать будущем страны. Никого на этой картине спустя года я не добавил, не заменил.

Леонид Ильич очень серьезно вникал в детали, пока я писал портрет вносил многочисленные правки в какие-то документы. И когда я подшутил, что его и так все любят и поддерживают, ведь он генеральный секретарь и его мнение незыблемо, он отрицал и говорил, как наоборот важно мнение политбюро и что любая ошибка может стать слишком дорогой.

Однажды я сделал целую акцию. У меня есть картина «Кремлевская баня», посвященная временам Ельцина, где они все залезли в Кремль и сделали из него баню, голыми телами опошлили всё. Такая аллегория. За эту работу меня судили 4 раза и чуть не дали три года тюрьмы. Я прекрасно понимал, что эта работа и разбирательства из-за нее, вызовут большой резонанс. Во всю эту тему я осознано окунулся, потому что хотел, чтобы народ услышал и поднялся, осознал, как нас всех обокрали, развалив Союз.

На одном из судов я представлял себя сам и в завершающей речи заявил, что я написал картину о русской культуре, а в ней есть понятие «русская баня», где все равны, нет адвокатов или политиков, а есть просто голые люди. За это меня оправдали! Но ни по телевидению, ни в других средствах массовой информации, нигде не вышли репортажи об этом деле, хотя на суде присутствовали журналисты многочисленных изданий.

Должен ли художник быть «голодным»?

Художник обязательно должен страдать. Я упоминал Пикассо, который сел на деревянный ящик, чтобы писать потрет. Он искусственно создавал себе дискомфорт, вызывал эмоции, которые, будучи уже миллиардером, сложно было ощущать. Сам я тоже себя сдерживаю от чрезмерного потребления, не люблю ресторанную приторную еду, ненужную роскошь. Но хуже всего на художника влияет женщина и семья. Художник – должен быть свободным человеком!

Над чем продолжаете работать сейчас?

Я стараюсь рисовать каждый день. Потому, что это ремесло. Если делать перерывы, даже два-три дня, это отбросит тебя назад, появится неуверенность, работать нужно каждый день. Похожее происходит и у писателей. Если сегодня они не запишут какую-то мысль, потом она уйдет и появится уже новая, другая. Сегодня утром, например, я рванул на гору Ай-Петри, чтобы застать такую вот серую дождливую погоду, проблески солнца сквозь тучи, написал работу, хоть весь промок от тумана. А вчера ездил писать в Балаклаву. Это этюды, я довольно быстро и много их создаю, за последнее время в Балаклаве написал уже четыре работы.

Вся живопись Крыма сейчас – это подражание позднему Коровину, просто этюды. Из-за того, что в позднем своем творчестве он много работал над декорациями, это перешло и на его произведения. Плюс он съездил во Францию и познакомился с импрессионистами, понял, что за это сейчас платят большие деньги и тоже поддался этому течению. Большинство художников сейчас идут по тому же пути.

Как вы оказались в Крыму?

Когда я впервые попал в Ялту вместе с киногруппой, мы снимали фильм. Появилась мечта жить тут, иметь хоть какую-то комнатушку, чтобы просто поставить мольберт и рисовать. Много лет спустя, я осуществил свою мечту, и теперь моя студия находится в самом живописном месте, в центре Набережной Ялты.

Каждый раз я встречаю Новый Год создавая новую картину. Я начинаю писать в одиннадцать вечера и заканчиваю в два часа ночи, потому что бабушка мне говорила, как начнешь год, так его и проведешь! Я начинаю в труде и целый год тружусь! Уже 25 лет, как я приобрел эту мастерскую на Набережной Ялты и пишу картины с новогодних гуляний.

 

Интервью Ольги Алексеевой.  

 

Оценить
новость
dislike like
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Астрахань
Атырау
Балаково
Бали
Бангкок
Барнаул
Барселона
Белгород
Берлин
Брянск
Владивосток
Владимир
Волгоград
Воронеж
Геленджик
Гоа
Дмитров
Донецк
Дубай
Евпатория
Екатеринбург
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калининград
Калуга
Кемерово
Керчь
Киров
КМВ
Кострома
Краснодар
Красноярск
Курск
Липецк
Лиссабон
Лондон
Лос-Анджелес
Луганск
Магнитогорск
Майами
Махачкала
Минск
Москва
Мурманск
Набережные Челны
Нефтеюганск
Нижний Новгород
Нижний Тагил
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Нью-Йорк
Омск
Оренбург
Пенза
Пермь
Прага
Регион Югра
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Самара
Сан-Паулу
Санкт-Петербург
Саратов
Севастополь
Симферополь
Сочи
Ставрополь
Сургут
Таганрог
Ташкент
Тверь
Тель-Авив
Тольятти
Томск
Тула
Тюмень
Улан-Удэ
Уфа
Феодосия
Ханой
Чебоксары
Челябинск
Шерегеш
Южно-Сахалинск
Ялта
Ярославль