ИНТЕРВЬЮ. КОМИК АНДРЕЙ РЯБИНКИН «СКРОМНЫЙ ЧУВАК, КОТОРЫЙ ДУМАЕТ О ДРУГИХ»
Мы встретились в кофейне недалеко от главного стендап-клуба Петербурга «Stage Stand Up Club». Густая темная борода Андрея и клетчатая рубашка дровосека контрастируют с его мягкой улыбкой и робким взглядом. На предплечии комика татуировка – портрет Квентина Тарантино.
Андрей Рябинкин – стендап-комик и финалист шоу «Открытый микрофон» на ТНТ. В своем первом интервью он рассказал о борьбе со скромностью, оценке юмора и «рецепте» шуток.
«БАБОЧКИ В ЖИВОТЕ»
– Тебе нравится, что у тебя «веселая» профессия? Не было мыслей, что нужно заниматься чем-то «серьезным»?
– Мне всегда хотелось добиться именно этого. Я много чем занимался в жизни, и мне нигде не было комфортно. Я попробовал разные специальности: был таксистом, был ревизором, менеджером по продажам, заборы красил.
– У тебя всегда получалось шутить?
– Думаю, да. Мне всегда нравился юмор, КВН класса с седьмого увлекаюсь. Из-за того, что я очень стеснительный, мне было сложно заняться стендапом, но я смешным себя считал всегда. Не был уверен, что это людям зайдет.
– Как стеснительность мешала тебе на пути в комедию?
– В КВН я не раскрылся вообще. Это командная игра, а я не люблю на себя брать роль лидера. Этим стендап прост: ты только за себя отвечаешь. В 2017 году я сходил вживую на стендап и только в 2019 выступил. Всегда думаешь, что выступишь плохо и запомнишься как несмешной комик. На самом деле, несмешных забывают сразу. Я попробовал, и сразу получилось хорошо. Только живот скрутило…
– От волнения?
– Да, чувство влюбленности будто. Бабочки в животе.
– А что ты чувствуешь, когда люди смеются?
– Сейчас уже просто приятно, что работает. Когда много людей смеется, вот это хорошо. Из-за того, что мы очень самокритичны, нам бывает недостаточно смеха. Если половина зала смеется – я плохо выступил.
– Что делать с тишиной в зале?
– Плохие выступления всегда закаляют. Для комиков это рабочий процесс. Это не как у музыкантов, каждое выступление – концерт. Когда выступаешь за деньги, используешь проверенный материал. Но помимо этого каждый день какие-то шутки рассказываешь — и это не всегда смешно. Даже если тихо, главное - чтобы атмосфера в зале сохранялась. Если люди видят, что ты уверен, они будут доверять тебе.
ФОРМУЛА ШУТКИ
– Книги по стендапу написаны американскими авторами. В чем разница между американским и российским юмором?
– Структура одна и та же. Кто-то говорит, что можно и без книг это все понять. Там есть формулы, способы рассмешить, а ты под себя их адаптируешь. Никто особо не пользуется этой литературой, но все ее читают для общего развития.
– Расскажи какую-нибудь формулу шутки
– Есть банальное правило трех: две вещи называешь, а на третьей слом. «У меня есть менеджер, он же смм-щик, он же моя мать».
– Ты участвовал в рост-баттлах. Почему прожарка – это смешно?
– Злой человек – это самый смешной человек. Я участвовал, чтобы опыт получить, подготовить шутки на оппонента. В начале карьеры лучше пробовать все, что предлагают. Выходить из зоны комфорта важно. На сцене я научился выступать, а в таком жанре нет.
– Комедия в литературе и драме часто имеет совсем несмешное значение. В свой юмор ты стараешься закладывать подобные смыслы?
– Да, стараюсь, но сложно вплетать в юмор свои переживания так, чтобы это не выглядело нытьем. Писатели проецируют свой жизненный опыт на лирического героя, а в комедии это сложно, потому что главное - смех вызвать, а не сопереживание. Бывает, что пытаешься глубоко копнуть, но не готов из-за недостатка опыта об этом говорить. Тогда у людей возникнет вопрос: «Зачем ты нам это рассказал? Ты нас еще больше загрузил».
Есть разные форматы выступлений. Когда комик дает сольные концерты, он может донести какую-то информацию. Короткие выступления – больше про «смешно», чем про глубину и смыслы.
– Многие говорят, что юмор – это хорошая терапия. Для тебя это так?
– Да, когда ты понимаешь, что ничего не можешь сделать с ситуацией. Лучше не ныть и не искать виноватого, а просто пошутить про это.
«ПРОСТЫЕ И КРАСИВЫЕ РЕБЯТА»
– На сцене у тебя есть образ?
– Стараюсь оставаться собой. Я все еще борюсь со стеснительностью. Мне кажется, что моя внешность не коррелируется с моим характером. Будто я должен быть более наглым, более «альфа», а я обычно добрый, мягкий. Из-за этого сложно понравиться людям.
– Людям нравятся наглые?
– Люди разные. Юмор – тонкая вещь, но если человек не насмотренный, ему нравятся простые и красивые ребята.
– Кто для тебя пример в комедии?
– Из зарубежных Луи Си Кей, из российских Артур Чапарян, Артем Винокур. Яша Квас. Классные комики – многожанровые. Когда ты знаешь: «А, он опять будет про своих детей», – это может быть смешно, но не так прикольно наблюдать. Нужно удивлять. Вот Квентин Тарантино (показывает татуировку) много референсов перерабатывает и выдает в своем стиле. Хотелось бы такого в стендапе добиться. Сейчас я перестал выбирать для себя примеры комиков, мне нравятся все нестандартные, со своим видением и стилем.
– А стандартные - это кто?
– Это «Стендап» на ТНТ, например, я сейчас не смотрю. В начале интересно было, а сейчас делают, чтобы максимально широкой аудитории юмор был понятен. Слишком просто для людей со вкусом.
– Зачем туда идут комики?
– Это коммерция. Когда у тебя есть эфиры, ты можешь покататься по регионам с концертами. Это единственный способ получить ТВ-опыт. Плюс, там школа авторства хорошая. Если хочешь лучше писать - можно пойти в «Стендап» на ТНТ, но не за популярностью.
–Давай поговорим про «Открытый микрофон». В подкасте «Фикус О’Генри» ты сказал, что получил от него все, что хотел. Что ты имеешь в виду?
– Я побывал на телевизоре, получил опыт работы с авторами. Они помогают дописывать шутки, адаптировать под ТВ-формат. Мне очень нравилась группа, в которую я попал.
Сложно определить, насколько твои шутки хорошие – смешно может быть и людям, которые тебе не нравятся. А здесь комиков, которые имеют вес в стендапе, удалось рассмешить. Мне это придало уверенности, навело на мысль, что я не зря этим занимаюсь, что не нужно прибедняться, как я это обычно делаю.
– Оценка юмора – это нормально?
– В КВН ненормально. Там люди, которые от юмора далеки, ставят оценки. Как ты можешь понять, как команда выступила по пятибалльной шкале? А в «Открытом микрофоне» ты соревнуешься только с собой из прошлого. Это мне там и понравилось - все прозрачно и честно. Некоторые говорят, что там все куплено, сценарии, но нет. Ну, или мне не говорили (улыбается).
«ДОБРЫЙ ЧУВАК, КОТОРЫЙ ДУМАЕТ О ДРУГИХ»
– В том же подкасте ты говорил, что в детстве не любил выделяться. Сейчас ты думаешь так же?
– Стараюсь выделяться больше, чем в детстве. Хочется отличаться комедией, а это сложно, люди еще не готовы. Из-за того, что я довольно скромный, блоки стоят, которые мешают мне делать некоторые вещи.
– На что тебе не хватает смелости?
– Когда участвую в каких-то шоу, все одеяло на себя перетянуть. Я всегда за равноправие. Мне из-за этого КВН не очень нравился: там есть фронтмэн, который получает все, а остальные тоже работают, но не получают ничего.
– Может и не надо так делать?
– Сто процентов, не надо. Я больше за честность: добрый чувак, который думает о других. А эгоистом тоже нужно быть. Когда мне слишком много внимания уделяют, я начинаю стесняться сильно.
– Ты когда-нибудь использовал юмор как защиту или социальный клей?
– Нет, только с друзьями. До стендапа у меня было мало друзей. Мне никто не нравился, не находил общий язык. Машины и футбол я не люблю.
Я никогда не старался через юмор кому-то понравиться. Я всегда был в позиции: «Я просто скромный чувак, из-за этого ко мне будут хорошо относиться». Не хотелось навязываться.
– Ты говоришь, что понравишься тем, что ты скромный, а до этого говорил, что люди выбирают наглых.
– Это раньше я думал, что скромные и добрые вызывают симпатию у людей. На самом деле они не вызывают ровным счетом ничего. Люди их даже не замечают. Если человека послать на*уй, он тебя запомнит, а если сказать «хорошего вечера» - нет. Была неправильная стратегия по жизни. Ну, это все из детства (смеется). Это я уже на сеансе у психолога расскажу.
– Ты борешься с тем, что ты скромный и добрый?
– А я не знаю, как бороться. Вот выступаю со стендапом. Люди говорят: «Никогда бы не подумал, что ты паришься, что о тебе подумают».
– Комики же очень рефлексирующие люди. Они вообще могут не париться?
– Да, все комики загонистые, это профдефорация. Ты все время в рефлексии, исследуешь человеческие отношения: что люди говорят и думают. Но при этом ты чувствуешь себя гораздо лучше, чем тем, кто этим не занимается.
Журналист: Анастасия Саратова