У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить

Интервью: Саша Федоренко

22.04.2020
Интервью: Саша Федоренко

Саша Федоренко - дизайнер, с 2010 года реализовала более 100 коммерческих интерьеров. А это значит, если вы живете в Киеве, очень вряд ли ни разу не бывали в одном из ресторанов, которые она проектировала.

Саша, расскажи почему дизайн интерьеров? Как ты пришла в эту сферу?


Сама частенько задаюсь вопросом, как я тут очутилась… В школе я была активисткой, спортсменкой, отличницей, главной феминисткой на параллели и борцом за справедливость. Одноклассники стали в шутку дразнить меня будущим президентом Украины, а я взяла да поверила. Так, преисполненная подростковым идеализмом и верой в себя, я поступила в Могилянку на политологию. На втором курсе со мной случился предмет, который преподавал действующий сотрудник АП (Администрации Президента. –  прим. автора). Ростислав Николаевич Павленко. Он во всех красках описал, как на самом деле устроена работа аппарата, и меня настиг первый, наверное, в жизни экзистенциальный кризис: я вдруг осознала, что не хочу быть частью этой системы. Будущее стало туманным, фокус внимания размылся, и я стала искать новую цель в жизни.

Сейчас модно посмеиваться над всевозможными коучами и тренерами личностного роста, но я с огромным уважением отношусь к представителям данной профессии, потому что именно одна из них помогла мне разобраться в себе и понять, куда двигаться дальше.

В то время я работала в интернет подразделении канала «1+1», и меня как журналиста отправили на совместный пресс-тренинг Светланы Митрофановой и Ицхака Пинтосевича. Это сейчас мы все такие осознанные и прокачанные, щелкаем продвинутые психотехники, как белочки – орешки. Но в далеком 2005-2006 году банальное Колесо жизненного баланса перевернуло мой подростковый мир. После тренинга я подошла к Светлане и попросилась на индивидуальную коуч-сессию. Одна сессия стоила – как сейчас помню – сто баксов. Для меня, студентки и новоиспеченной мамы, это была заоблачная сумма. Но, наверное, у меня на лице отразилась вся печаль еврейского народа, и Света сжалилась, согласившись работать за полцены при условии, что я проделаю самостоятельно большую часть работы. Прилежно выполняя домашнее задание, я вычеркивала из длинного списка одну профессию за другой. Так в моей жизни появился Дизайн.



Я поступила в Международную Школу Дизайна в Москве и на дистанционную программу обучения в школе Rhodec в Лондоне. Очень благодарна своим родителям, которые поддержали мое стремление (хоть и при условии, что политологию я не брошу и получу «нормальный» диплом). Так, в 2008 году, в разгар кризиса, я стала дипломированным дизайнером. И еще два года, продолжая трудиться на благо отечественной журналистики, искала работу по специальности, о которой мечтала. Наконец, в 2010-ом удача улыбнулась мне, и в Твиттере я увидела объявление о том, что Пицца Челентано Киев разыскивает свежую кровь – дизайнера, который вдохнет новую жизнь в их проекты. Я выиграла тендер (во что еще долго не могла поверить сама), так и началась моя карьера. И вот уже десять лет я не могу найти ответа на вопрос, кем бы я была, если бы пришлось сменить профессию. Впервые в жизни у меня нет запасного плана. Я этим просто живу.

Как мне кажется, в вопросе выбора дизайнера важны не только его портфолио, но и какой человек сам по себе, характер, ценности, мотивация.


Я, пожалуй, соглашусь. На самом деле, портфолио – только половина успеха. Дизайн – это все-таки сфера услуг, и весьма конкурентная. Поэтому во внимание принимается всё. Человек так устроен: он хочет стричься у известного парикмахера, лечиться у титулованного врача… и заказывать дизайн у именитого мастера.

Расскажи, эмоциональная или уравновешенная?


Эмоция для дизайнера – это его сила. Если задача не зажигает, как же он сможет вдохновить созерцающего?.. Мои заказчики не дадут соврать – зачастую во время обсуждений, я выгляжу так, будто готова убивать, отстаивая свои идеи… Бьюсь за них со всей страстью, до финального свистка. Но в конечном счете, всегда напоминаю себе, что это – всё-таки совместный ребенок, и большую часть ответственности за результат несет Заказчик, и когда все аргументы изложены, с уважением принимаю то решение, которое выбрал он.



Деньги или искусство?


Тут важно обозначить: я никогда не считала дизайн искусством. По крайней мере, СВОЙ. Я работаю с коммерческими интерьерами, а их основная задача – помочь Заказчику заработать больше. Этот постулат лежит в основе моего подхода, я многократно сверяюсь с ним, как с компасом, во время работы над всеми объектами. Каждая деталь – стиль, форма, цвет, материал – подчинена этой цели. Возможно, именно поэтому мне так трудно давалась работа над жилыми интерьерами, и на определенном этапе я решила за них просто не браться. Я считаю, что каждый должен делать то, что умеет лучше всего, и для меня это – определенно общественные интерьеры. Мне нравится моделировать ситуации, представлять, как те или иные группы людей будут чувствовать себя в конструируемом мною пространстве, нравится примерять на себя роли и создавать места, где будет комфортно большому количеству разных людей, нравится приходить потом и наблюдать за тем, как живут мои интерьеры...

Быстро или качественно?


И то, и другое. Мы же про деньги, помнишь? Арендные каникулы, бизнес-план, возврат инвестиций… Я слишком хорошо знакома с понятиями, которыми оперируют мои заказчики, чтобы выбрать что-то одно. Когда делаешь ресторан, нет времени раскачиваться и месяцами искать вдохновение. Есть графики и сроки, и в них нужно вписываться.

Были ли у тебя конфликтные ситуации на работе, как ты их решала?


Конфликт – такая же важная составляющая любого взаимодействия, как и согласие. Это зона роста, для всех участников процесса, если правильно их проходить. Хочется верить, что мне всегда удавалось решить их конструктивно, но правильнее, наверное, будет спросить у моих заказчиков.

Какой этап создания дизайна интерьера самый трудоемкий для тебя?


На данном этапе из всего, что я проходила, самое сложное – это обучение новых сотрудников. Я долгое время работала соло, и до сих пор часто проскакивает мысль «быстрее сделать самой». Но я стараюсь отметать эту предательскую мысль и по второму, третьему, пятому кругу объясняю, что именно нужно и как это лучше сделать.



В свободное от работы время ты чем увлечена?


Свободное от работы – это как? (смеется - прим. автора). Я, можно сказать, работаю глазами, поэтому расслабиться и отвлечься могу разве что когда сплю, да и то не всегда. Часто мне снятся объекты, над которыми работаю. Я, конечно, не Менделеев, но мой мозг продолжает анализировать и предлагать визуальные решения 24/7. Это как Windows или Mac OS на твоем компе – чем бы ты ни был занят – серфишь в интернете, смотришь фильм, чатишься в мессенджере – операционная система на фоне функционирует.

Но если вынести дизайн за скобки, я воспитываю дочь-подростка (которая, кстати, иногда выдает фантастические идеи к проектам), обожаю ходить в кинотеатр и беру уроки вокала. Даже выступаю иногда (смеется - прим. автора). Путешествую. Служу маленькой белой собачке с отвратительным характером (клянусь, он считает меня своей рабой, а не хозяйкой). Увы, я категорически не тусовочный человек, предпочту уютный домашний ужин или прогулку по набережной любому светскому мероприятию.

Современный дизайнер интерьеров - серый кардинал или человек бренд?


Миром давно правят бренды, количество лайков и подписчиков. Но я думаю, мы еще увидим, как это изменится. А вот к лучшему или худшему – покажет время.

Похожи ли твои клиенты между собой, можешь выделить общие черты? Какой собирательный образ получается?
Свести всех к общему знаменателю, определенно, не получится. Но у сетевиков, с которыми у меня богатый опыт работы, есть много общего. Так же, как и у индивидуальных заказчиков, для которых их один ресторан/магазин – это первый и любимый ребенок. Могу только отметить, что все мои заказчики – люди думающие и рациональные. С другими просто не складывается.



Есть ли у тебя опыт работы с зарубежными заказчиками? Стремишься ли ты к этому?


Благодаря гуру ресторанного маркетинга Ирине Авруцкой у меня есть реализованные проекты в СНГ. Стремлюсь ли я расширить географию? О, да! С 2008 года мечтаю сделать проект в Дубаи. С первого взгляда влюбилась в этот фантастический город, и хочу оставить в нем свой след.


Часто ли используешь смелые цветовые сочетания. Чем мотивируешь заказчиков в вопросах выбора цветовой палитры. Что для тебя означают понятия «цвет» и «свет»?


Цвет и свет – это важные инструменты, позволяющие создать атмосферу, передать эмоцию. Я люблю яркие, насыщенные интерьеры, со сложной палитрой и паттернами. Если бы нужно было описать все мои работы одним эпитетом, я бы выбрала «жизнерадостный». Наверное, я так сильно люблю жизнь во всех ее проявлениях, что стремлюсь всеми правдами и неправдами передать это ощущение людям вокруг. У каждого цвета есть свой «смысловой код». Поэты и писатели используют слова, чтобы передать мысль, а дизайнеры пишут свои истории, оперируя цветами.




Ты всегда довольна своей проделанной работой?


Я – маньяк-перфекционист. Нет не одного проекта, в котором я не могла бы что-нибудь еще улучшить. Но на то он и идеал, чтобы оставаться недостижимым.


Как часто приходилось уступать клиенту в выборе? Насколько вообще остро стоит вопрос доверия к дизайнеру интерьеров?


Не так уж трудно уступать, когда клиент выбирает из предложенных тобой вариантов. Чем дольше я работаю, тем менее остро стоит этот вопрос. И я этому очень рада – значит, я на правильном пути.




Расскажи о своих самых ярких проектах, чем можешь прямо похвастаться?


Я всегда отвечаю, что мой лучший проект – следующий. Из более сотни реализованных, навсегда в моем сердце «Сильпо» в Японском стиле (ТРЦ Ультрамарин), Liberty Diner братьев Гусовских, «Кухня Полли» на Оболони и городское кафе «Паштет» на Подоле, Pastateca и «Гиви Рубинштейн» Макса Храмова и Ирины Авруцкой, Mister Twister в ТРЦ Магеллан, «Желток» на Русановке и Фан-бар «Банка» на Троещине.







Как считаешь, в условиях «нового мира» в онлайне стоит экономить на дизайне помещения, в котором больше всего проводишь времени? Ты изучала вопрос, насколько сильно «стены» на нас влияют?


На дизайне ни в условиях старого, ни в условиях нового мира экономить нельзя. Можно экономить на исполнении. Я проведу, возможно, очевидную параллель, но на определенном этапе своего «маркетингового» развития кожаная сумка остается лишь кожаной сумкой. Качественные, долговечные, экологически чистые (а в идеале – осознанные) материалы – не только создают комфортную и безопасную среду обитания, но являются элементарным проявлением уважения и бережного отношения к природе. Думаю, сконцентрироваться стоит именно на этих параметрах. А позолота, как и многие другие излишки, становится пережитком прошлого. Их, как атрибутов эпохи неумеренного потребления, стоит избегать.


Насколько важно для твоей профессии образование и самообразование?

  
Зодчество испокон веков было цеховой профессией. Знания, навыки и опыт поколениями передавались от мастера к подмастерью. Современные университеты не способны «научить» профессии дизайнера. Да простят меня многоуважаемые преподаватели, осмелюсь сказать, что для одаренных молодых людей тратить 5 лет в университете – непозволительное расточительство. Во всяком случае, в нашей стране. Всю необходимую теоретическую базу можно освоить за год, совершенствуясь и обучаясь в процессе работы, под чутким руководством наставника. Я не открою Америку, сказав, что академическое образование в 21 веке настиг глубочайший кризис, и моя профессия, увы, не исключение. Ко мне на работу приходили выпускники архитектурных факультетов ВУЗов с красными дипломами, которые не знали элементарных вещей вроде толщины гипсокартонной или кирпичной перегородки… Так стоит ли эта корочка потраченного времени? Практика, путешествия и самообразование – вот мой неоригинальный рецепт успеха в профессии.




Что изменилось в твоей работе сейчас? Как изоляция повлияла на рынок дизайна? Какие видишь пути решения возникших проблем?


Не могу, к сожалению, ничего сказать о рынке в целом. Лично у меня приостановилось большинство проектов в HoReCa. Проектирование новых ресторанов заморожено до лучших времен, стройки заканчиваем в вяло текущем режиме. В ритейле же совершенно противоположная тенденция. А поскольку мне посчастливилось работать с самой амбициозной и активно развивающейся сетью супермаркетов, покой нам только снится (в те редкие часы, которые удается выкроить для сна).
Возвращаясь к ситуации на рынке, опираясь на мнение моих друзей-финансистов, могу предположить, что впереди – непростые времена, сродни сценарию после кризиса 2008-го. Но это - пессимистичный прогноз, а верить все-таки хочется в лучшее. Проблемы нужно решать по мере поступления, а мы пока не знаем, с чем будем иметь дело через полгода, так что советовать что-либо трудно. Впрочем, один универсальный совет у меня всё же есть: ебашить. Как в последний раз. Лично меня выручает в любой ситуации.


Где ты видишь себя через год и через пять лет? О чем мечтаешь?


Очень хочется продолжить светлое дело своих коллег по цеху и популяризировать украинский дизайн во всем мире. У нас очень много талантливых ребят, и я искренне верю, что мы способны составить достойную конкуренцию мировым лидерам. Мечтаю построить отель и ночной клуб. А еще, переехать за город, родить двух сыновей и посещать бродвейские премьеры с моей дочерью в главной роли. Не слишком ли много? А кто сказал, что у мечты должны быть границы?


Дай небольшой совет от себя и дизайнерам и клиентам.


Честно говоря, я не большой спец по части советов (смеется - прим. автора)
Могу разве что попросить.





Играйте как одна сплоченная команда. Подписывайте контракты. Соблюдайте договоренности. Не позволяйте личным амбициям взять верх. Не самоутверждайтесь за счет друг друга. В конце концов, вы – заодно.

Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним