Интервью: Юлия Бевзенко

Менеджер Киева Юлия Бевзенко с 2014 года провела 1200+ экскурсий. В 2017 году победила в конкурсе Kyiv Tourism Awards в номинации «Лучший гид Киева», а в 2018-м была выбрана амбассадором Киева по версии премии Kyiv Tourism Awards.
Юля, экскурсоводом ты начала работать в сложном 2014 году. В первые дни карантина, пока огромное количество людей пребывали в панике, ты организовала онлайн-экскурсии для детей. У меня сложилось впечатление, что в кризисные моменты ты аккумулируешь все свои силы и начинаешь работать ещё больше. Так ли это?
Действительно, спустя шесть лет весной мы снова вступили в сложные времена. Но справедливости ради надо сказать, что в 2014 году я готовилась к новой работе заранее, планировала. К тому моменту я уже вела страницу в Фейсбуке, думала закончить курсы для экскурсоводов. С онлайн-экскурсиями в 2020 году я ничего не планировала. Это сложно назвать новым проектом, скорее новым продуктом. Но вся эта история ситуативная, в моей жизни таких много.
На протяжении многих лет я постоянно что-то придумываю, что-то выстреливает, что-то нет. Никто никогда не может предугадать этого, и я в том числе. Поэтому в кризис я аккумулирую свои силы. Трудности меня тренировали всю жизнь, поэтому чем сложнее, тем интереснее и тем привычнее для меня.
Я настолько привыкла к такому положению вещей, что быстро адаптируюсь к любым сложностям. Более того, я их воспринимаю как норму, они для меня равны изменениям. А изменения для меня – не всегда так стрессово, как для других. Многие хотят стабильности, чтобы одна аватарка на десять лет, чтобы одна юбка на всю жизнь. Безусловно, причины такого поведения людей понятны.



Сейчас многие пишут о том, что карантин выявит сильные и слабые стороны бизнеса, стартапов, профессионалов. Какая ситуация в твоём окружении – как они среагировали, как адаптируются?
Я вижу две крайности. Одни затаились и ждут окончания карантина, потому что нет возможности работать в поле. А вторая категория людей выкладывает информацию бесплатно в сеть, чем демпингуют сами себя, практически убивая культуру потребления, потому что после карантина непонятно будет, зачем вообще за что-то платить. С другой стороны, тем, кто за деньги не приобретал этот товар, не нужен он и бесплатно.
Когда мне необходимо решить какую-то задачу, то я хочу заплатить профессионалу за это. Мне не нужно это бесплатно. Есть, конечно, классные бартерные и равноценные взаимодействия. Но деньги были придуманы как раз для обмена товарами, услугами. Казалось бы, экскурсии предполагают работу исключительно в поле. Но это рассказ истории, а истории можно рассказывать и онлайн. Другой момент, есть ли у тебя аудитория, понятен ли им продукт, готовы ли они за это заплатить.
На своём YouTube-канале ты как-то рассказывала, как действуешь в сложные периоды: «Все начинается со стратегии и планирования. Я составляю большой план по пунктам и тогда становится понятно, что делать». Расскажи о механике составления плана для онлайн-экскурсий в период первых двух дней карантина.
Все произошло не за два дня, а за два часа. В тот день я в 11.40 давала интервью в прямом эфире, во время которого журналистка задала вопрос, не обращались ли ко мне учителя или родители школьников с запросом на удалённые экскурсии. В тот момент у меня родилась идея транслировать в эфире свои прогулки по Киеву.
Через пару часов я несколько трансформировала эту идею, поняв, что могу с презентацией все это реализовать. Поэтому создала конференцию в Zoom и написала об этом в Фейсбуке и Инстаграме. За семь часов я сделала презентацию. Сначала я замахнулась на час экскурсии, потом осознала, что час – это много для детей в таком формате. Я уже могу с собой договариваться, реально оценивая и свои силы тоже.
То есть никаких планов и стратегий?
Абсолютно. В мои планы не входило заниматься этим регулярно, я не думала даже о стоимости. Но когда стали ходить слухи о продолжении карантина, я решила продолжать свою работу в таком формате, делать экскурсии на разных языках, создавать новые презентации. Сейчас благодаря запросам клиентов появился новый вид услуг – корпоративные онлайн-экскурсии. Например, для класса или для детей сотрудников одной компании.
Как ты определяешь для себя, стоит ли браться за цель или нет, рабочая она или нет?
Ещё двенадцатого марта у меня было все хорошо, а тринадцатого марта резко отменились все экскурсии на март. Я была в шоке и не знала, что делать. Началась паника, как быть с сайтом, что убирать, что менять. Потом я выдохнула и начала делать. Не было времени на раздумья, я делала то, что мне интересно – just for fun.
Я провела первую экскурсию, получила обратную связь, что нравится, значит, есть смысл продолжать. Сейчас цена на эти экскурсии минимальная – сто гривен, многие возвращаются, рекомендуют меня своим друзьям. Я нахожусь в поле экспериментов, тестирую формат, хоть и подхожу к этому ответственно и серьёзно. После карантина я вернусь в город.
А как происходит работа над новыми проектами в обычной жизни вне карантина, сколько времени занимает реализация, начиная от идеи и до запуска? Понимаю, что всё зависит от самого проекта, поэтому давай обсудим это на примере проекта «Шукай».
С «Шукай» получилось долго, потому что я понимала, что мне есть, что терять. Это проект совершенно другого уровня. Мне надо было придумать идею, найти готовых профинансировать проект партнёров, получить разрешение для установки скульптуры в городе. От идеи до установки первой скульптуры прошёл год.
Когда я думаю о своей идее, я долго все анализирую, рефлексирую. И если внутри меня появляется энергия и я утвердительно отвечаю на вопрос «Пожалею ли я, если это не сделаю», то я принимаюсь за работу. Важно реально оценивать ситуацию и вложение усилий. С онлайн-экскурсиями для детей все лежало на поверхности и это не так сложно в реализации. Кто-то бы придумал это не сегодня завтра. Надо было действовать быстро.
Проект Kyivbox тоже родился быстро, потому что Лера Бородина написала пост о том, как было бы классно получать боксы с билетами на концерты по всему миру. Мне очень понравилась идея и я написала Лере, не против ли она, чтобы я использовала её идею и тут же написала пост об этом. То есть иногда я действую быстро, а иногда нет.
Давай поговорим об уникальности твоих идей. Вся суть в эксклюзиве или в деталях, фишках?
Хорошая идея, действительно, многого стоит. Но не факт, что ты реализуешь её. Переживать по поводу того, что идей мало или их нет совсем, точно не стоит. Вопрос не в идее, а в том, как ты её реализуешь. Мастеров по волосам –полно, фотографов – масса. Но внимание обращают на то, как ты осуществляешь коммуникацию, как относишься к своему делу и внешнему виду. Все это – отличительные особенности. Их нужно определить и сделать на них ставку.
Мои особенности – рассказывать, выступать, владеть аудиторией с помощью слова. Казалось бы, экскурсовод – профессия, которую многие не уважают и презирают. Но мне нравилось показывать город друзьям, я исследовала, изучала, что нравится, что изменить, что внедрить новое. Меняла маршруты, писала сценарии, предлагала новые сервисы, например, бесплатное присутствие фотографа на экскурсии.
Что ты говоришь своим страхам?
Базово внутри и сейчас страшно. Когда есть заказы, иногда думаешь, а вдруг закончатся. Я так думаю каждый декабрь. Я хоть не жила в Советском Союзе, но это отголоски оттуда. Я всегда себе говорю: «Я справлюсь». Сейчас я впервые столкнулась с кризисом как предприниматель. И мне тоже страшно, но я отключаюсь от страха работой.
Как повысить личную продуктивность?
У меня возникает много встречных вопросов. Например, зачем её повышать? Если всё хорошо и всё работает, может, тогда стоит пересмотреть свою занятость? Потому что работать ещё больше невозможно, в сутках двадцать четыре часа. А если лежим на диване и думаем, как повысить продуктивность, то вряд ли стоит такая задача.
У меня работает внутренний моторчик, я не повышаю свою продуктивность, а как бывший трудоголик, наоборот, – замедляюсь. Три года назад я с ужасом осознала, как я вообще могла столько всего одновременно тянуть. Поэтому я за то, как понизить личную продуктивность. Потому что все много работают и мало отдыхают.
Юля, какие бы ты дала рекомендации касательно профессиональной реализации всем нам в этот период?
Если вы работаете в какой-то компании, то мне сложно консультировать, это другая история. Но если вы работаете на себя, в каком-то маленьком проекте с партнёром, тогда проанализируйте ситуацию и предположите, что бы вы могли сделать из того, что умеете лучше всего. Я – экскурсовод и усиливаю то, что я хорошо делаю. Пока я начну изучать что-то кардинально новое, уйдёт много времени и я не успею стать профессионалом за эти недели или месяцы карантина. Тренд сегодняшнего дня – делать то, что ты умеешь делать лучше всего.
Другое дело, что необходимо время, чтобы разобраться с инструментами. А то, знаете ли, сейчас в связи с обилием всевозможных бесплатных курсов онлайн появились уже мемы и шутки над теми, кто до сих пор не запустил свои курсы. Я, например, в апреле тоже запускаю свой курс, но готовлю его с декабря. И, конечно, речь не идёт о том, чтобы бесплатно это предлагать. Я ценю свой труд. Да никому бесплатно ничего не надо, это не ценится. На мой взгляд, это было бы странно и непрофессионально. Поэтому не переживайте, если вы ничего такого ещё не сделали за эти дни.
Всё будет хорошо, если не лежать на диване, а сгруппироваться, думать, искать и общаться с людьми, в диалоге рождаются новые идеи.
Беседовала: Лада Тэсфайе
новостью
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Viber
- Telegram
новость

