У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
En
Geometria

Интервью: Михаил Доможилов

20.03.2015
Смерть героя

В 1994 году южноафриканский фотограф Кевин
Картер сделал снимок умирающей от голода в Судане маленькой девочки, за которой наблюдает стервятник, ожидая ее смерти. Фотография принесла Кевину Пулитцеровский премию, ненависть СМИ, обвинивших его в бесчеловечности, и депрессию. Через три месяца после получения награды он выехал на берег реки на своём пикапе, провёл шланг выхлопной трубы в салон и задохнулся угарным газом.
44935965.jpg
Кевин Картер, 1993, Судан.

Его смерть стала своего рода предзнаменованием
неизбежного – смерти фотожурналистики как профессии, жертвы борьбы между этикой и эстетикой, между желанием показать «правду» и шокировать, ангажировать зрителя. В последние двадцать лет человечество изобрело огромное количество всевозможных средств запечатления информации, фотография пришла в массы. Стало модно не только фотографироваться на фоне памятников и снимать экстремальный туризм, но записывать пытки, казни, мертвых солдат на мобильный телефон. Фотограф больше не решает исход войны простым изображением, как было с Вьетнамом. Ужасы военных конфликтов стали достоянием общества, нисколько не скрытым, а наоборот, демонстрируемым напоказ, шокирующим массового зрителя. Многие, как репортажный фотограф Сергей Максимишин, не выдержавший Беслана, отказались от экстремальной фотожурналистики. Она стала политическим инструментом, мешающим реальность с «правдой о войне», показанной в объективах фотографов.
44935966.jpg
Пол Хансен, World Press Photo, Фотография Года 2012.

«Эта весьма туманная «правда» («война —
это жестоко», «люди имеют право знать») мешает нам заметить то, что есть. Заметить, что на фотографии […] происходит политическая демонстрация, что мертвых детей носят по улицам специально чтобы их фотографировали, а пресса собралась ради фотографий мертвых детей», - считает фотограф Александр Гронский, лауреат премии World Press Photo 2012 года. Пресса пользуется положением, возможностью донести информацию до широкого зрителя. Выходит, фотография не цель, а инструмент, с помощью которого управляется мнение общества? И какие границы этичности тогда остались у документального фотографа, желающего сделать «снимок века»? На грани этики и эстетики

Между фотографом и объектом съёмки существует
своя, особенная связь. Её можно использовать во благо, поднимая уровень достоверности и объективности на высоту «личных» отношений между фотографом и снимаемым объектом, а можно этой связью воспользоваться в корыстных целях, ангажировать зрителя специально преувеличенной эмоцией в кадре. Насколько же документальный фотограф может вторгаться в личную жизнь людей? Может ли он находиться во время домашней ссоры и насколько близко возможно приблизить линзу фотоаппарата к объекту съёмки?

«Здесь вопрос взаимного доверия между
фотографом и объектом. История знает много случаев, когда полное доверие позволяло заснять и ссоры, и даже домашнее насилие. Это часть жизни», - говорит Михаил Доможилов, молодой питерский фотограф, с которым мы встретились в Оренбурге перед его отъездом домой. Он - куратор ФотоДепартамента, приехал в Оренбургскую область чтобы снять самую большую многодетную семью в России. – «Кто-то впускает фотографа в свой мир, кто-то с трудом. Я учу студентов ФотоДепартамента входить в жизнь объектов съёмки. Иногда получается. Всё зависит от человека и чистых помыслов фотографа, который сам готов довериться человеку».
44935990.jpg
Федор Телков, Фотодепартамент.

Профессия фотографа требует особенного
склада характера: предполагается, что эти люди могут проникнуть куда угодно, нарушить практически любые границы ради хорошего снимка. Как это сочетать с той мерой этичности, о которой говорит Михаил Доможилов – аккуратно входить в жизнь героя?

«Я считаю, что нарушающие этические правила
фотографы, для которых кадр гораздо важнее, чем человек, это что-то неправильное, и к журналистике не имеющее отношение», - отвечает Михаил. – «Исключение – тема настолько важная, а герои настолько отрицательные, что допускается вторжение. Но главное – не навреди герою, пусть даже не явно положительному». "Мы никак не можем помочь этим людям, они умирают, а мы выигрываем премии и получаем за них деньги".

Но что делать, если объект закрыт и недоступен,
а тема настолько важная, что отказаться никак? Как определить ту грань, которую в поисках расположения нельзя перейти?

«Во-первых, если объект абсолютно закрыт,
то я, скорее всего, никак не смогу снять его. Хорошие проекты снимаются долго и очень близко, в интимных ситуациях. Если такой близости нет, то я просто уйду. Во-вторых, настоящая работа фотожурналиста – не из кустов снимать, а с одного-двух метров, чтобы герой знал, что его снимают, и допускал это. Бывает, что из-за фотографа некоторые события сами катализируются».
44936093.jpg
Михаил Доможилов, "Стенка на стенку".

И рядовое событие переходит в разряд необыкновенных.
Одна вспышка превращает событие в героический момент, другая – разрушает ореол «тайны» и секретности, принижает и опошляет. Кадр с поднявшим револьвер бойцом превращает рядовое военное наступление в символ мужественности для целого поколения. Фотография трупа великого диктатора, висящего вниз головой, уничтожает атмосферу величественности, созданную вокруг него при жизни.

В ночь с 27 на 28 февраля фотографии убитого
на мосту в пяти минутах от Красной площади политика Бориса Немцова облетели весь мир. На них - он, лежащий на спине, с раскинутыми руками и оголённым торсом, на котором видны следы от пуль. Тысячи изданий в разных странах опубликовали эти фотографии мёртвого человека, не стесняясь натуралистичных подробностей снимка. Граница этичности и неэтичности в фотографии зыбка настолько, что помогает нечистым на руку политикам и правозащитникам манипулировать документом ради достижения собственных целей в рамках сомнительных законов.
44936218.jpg
Убийство Бориса Немцова, Георгий Малец,
ntv.ru

«Я не хочу никого судить, это не та область
журналистики, которая меня интересует», - говорит Доможилов о смерти Немцова. ¬¬– «Многие военные фотографы не снимают трупы. Я сам был в шоке, когда увидел первые фото и видео с оголённым телом. На мой взгляд, это не достойно человека, который очень много сделал для нашей страны».

Как это – не снимать трупы на войне? Что
же тогда остаётся в качестве методов выразительности военному фотографу, желающему показать подробности увиденного ужаса? Это вновь возвращает нас к фотографии как инструменту пропаганды, и вновь заставляет задаться вопросом о конце фотожурналистики как профессии. Война в твоей голове

Военная фотография – особенная. То, что
невозможно снять в реальности, на войне считается реалистичным изображением происходящего. Однако любая фотография, сделанная в зоне военного конфликта - повод для дискуссии, по крайне мере, между сторонами конфликта. Для одних изображенные на снимках – герои, для других – враги. В военной фотографии невозможно уйти от обсуждения этичности, «правильности» изображения событий, ангажированности фотографа. Михаил Доможилов побывал на Донбассе в начале 2014 года, официально пересёк границу (что немногим фотографам удавалось), снимал начало военного конфликта между украинскими ополченцами и пророссийскими сепаратистами. В те месяцы людей, приехавших воевать из России, было ещё мало, и война шла среди местных. Михаил фотографировал портреты участников боёв и записывал их истории, почему они взяли оружие и начали воевать. Серию фотографий несколько раз опубликовали, в том числе BBC Russia.

Не все фотографы предпочитают «мирную»
фотосъёмку конкретным подробностям войны. Фотограф Максим Авдеев снял для издания Meduza два репортажа из Дебальцевского котла, где только-только окончились бои.

«Мне не очень нравится эта съёмка Максима,
есть авторы, которые более точно выразили ситуацию и без настолько кровавых подробностей», - говорит Михаил. – «По этой серии невозможно понять, что хотел сказать Авдеев, это больше жанр новостной фотографии, репортажной. Почти нет историй из Донецка про мирных людей, ни одной нормальной фотосерии о тех, кто там остался и выживает, а мы ведь знаем, что город постоянно бомбят. Одиночные снимки есть, но полноценных историй, к сожалению, нет.

Профессия военного фотографа важна, и Авдеев
большой молодец, что рисковал жизнью, и с этикой у него всё в порядке, съёмка сделана как можно более отстранённо. А у многих журналистов и фотографов произошёл полный клин – они чётко выбрали одну из сторон, и поливают ненавистью другую».
44936454.jpg
Максим Авдеев, Логвинов, Украина. buzzfeed.com

Фотография с фронта как элемент пропаганды
используется с появления фотографии как таковой. Как военному фотографу не навредить своими снимками, если хочется показать текущую ситуацию, в которой есть и трупы, и разрушенные города? Найдутся люди, которым всегда есть в чём обвинить фотографа.

«Снимки интерпретируются как угодно, никто
от этого не застрахован», – рассуждает Михаил. По его мнению, военная фотография превращается в пропагандистский механизм с войны в Персидском заливе, когда никто не знал, что там происходит и весь мир потреблял информацию через призму CNN. – «Я не верю в военную фотографию и поэтому сосредоточился на портретах. Мы не понимаем, зачем мы фотографируем.
44936476.jpg
Активисты Донецкой Народной Республики,
Михаил Доможилов, vopros.ua

Изображение ужасов войны служит разным
целям: привлечь добровольцев на одну из сторон конфликта, напугать людей, предостеречь от последующего разжигания войны. Самопровозглашённое Исламское государство использует изображение насилия для своих, извращённых целей. В начале 2015 года, когда радикалы ИГИЛ сожгли заживо иорданского лётчика и выложили видеозапись в интернет, открылась новая эпоха в истории онлайн-ужасов. Верный расчёт на западного человека, живущего далеко от ужасов Ближнего Востока, однако потребляющего насилие с экрана в непомерных количествах. Террористы знают, как снимать, – их видео подробно снято, грамотно и эффектно смонтировано, выложено на правильный интернет-ресурс – чтобы тут же разлететься по всему миру. Сделано всё для того, чтобы контент потребило как можно большее количество людей. И ужаснулось.

«Это шоу, информационный терроризм. Дошло
до художественного изображения смертей: то заставят стрелять ребёнка, то сжигают людей в клетках, то убивают сорок человек сразу перед камерой. Вся эта «красота» воздействует на новых фанатиков, подача помогает рекрутировать новых членов ИГИЛ», - рассуждает Михаил Доможилов.

ИГИЛ далеко не первые террористы, снимавшие
на камеру свои зверства – в интернете можно найти любительские видеозаписи чеченских террористов, перерезающих горло российским солдатам в период чеченских войн 1994-2004 гг. В одно время волна подобных видео прокатилась по СМИ, приведя в ужас население страны, а потом сама собой стихла, выполнив свою миссию.
44936524.jpg
Сожжение иорданского лётчика боевиками
ИГИЛ, kavkazpress.ru

Массовая рассылка ненависти через медиаканалы
становится основной причиной потери интереса и даже появлении неприязни к документальной фотографии. Снимок, на котором террорист с Донбасса прыгает на обломках малазийского Боинга, унёсшего жизни более двухсот человек, тоже является документальным. И фотография самого известного террориста ИГИЛ Jihadi John, отрезающего голову американскому журналисту, тоже документальна.

Одни снимки пропагандируют войну, другие
предостерегают. И на тех, и на других изображается насилие. Самое главное – понять, какие из них продуцируют реальность, а какие – гиперреальность. Особенно сейчас, когда количество источников стремится к бесконечности. Источник зла

Плохо ли то, что каждый человек в состоянии
найти тысячи свидетельств войны за пару минут в разных источниках? Стоит вспомнить афганскую войну 1979-89 гг, когда незнание советских людей, что на самом деле происходит с отправляющимися из военкоматов на службу вчерашними школьниками, привело к чудовищной неустроенности, алкоголизму, наркомании целого поколения молодых мужчин, вернувшихся с войны домой. В родных городах и сёлах никто не знал, что они побывали на настоящей войне, не было никаких свидетельств, кроме рассказов очевидцев – ни фотографий госпиталей, ни журналистских расследований, ни документальных фотографий тягот службы. Теперь же, из-за обилия доступных сведений и новых медиатехнологий, ни один аспект военных конфликтов не остаётся в тайне, зачастую сами участники боевых действий делятся снимками своих военных достижений (как это происходит на Донбассе, где ополченцы республик ДНР и ЛНР ведут собственные твиттеры и блоги, запечатлевая, порой, компрометирующие их самих кадры).

Проблема количества информации в другом.
Если каждый может сфотографировать реальность, то она дробится на миллион осколков, и что тогда считать истинной реальностью? Между осколками возникает конфликт и порой картинки, которые должны документировать события, настолько разнятся, что кажутся взятыми из параллельных вселенных. Верификация и надежность источника утеряна. Это прослеживается в военном конфликте на Донбассе.
44936555.jpg
Михаил Доможилов, ультрас петербургского
«Зенита», lenta.ru

Нынешний политический курс изменил художественную
систему, заставил функционировать её по двумерной логике: «или ты с имперской пропагандой России, или ты с украинской национал-патриотической пропагандой». Это делает невозможным желание художника уйти «по ту сторону» как российской, так и украинской версии событий. Это заставляет посмотреть на фотожурналистику под другим углом и задать себе вопрос: кому можно доверять? Какой источник будет абсолютно объективным, если даже фотография в эпоху «фотошопа» не может быть стопроцентным доказательством? Искусство вынуждено работать прежде всего на информационные нужды, точечно фиксируя реальность происходящего, а общую картину составляет в своей голове сам зритель. И результат порой выходит пугающий.
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Астрахань
Атырау
Балаково
Бали
Бангкок
Барнаул
Барселона
Белгород
Берлин
Брянск
Владивосток
Владимир
Волгоград
Воронеж
Геленджик
Гоа
Дмитров
Донецк
Дубай
Евпатория
Екатеринбург
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калининград
Калуга
Кемерово
Керчь
Киров
КМВ
Кострома
Краснодар
Красноярск
Курск
Липецк
Лиссабон
Лондон
Лос-Анджелес
Луганск
Магнитогорск
Майами
Махачкала
Минск
Москва
Мурманск
Набережные Челны
Нефтеюганск
Нижний Новгород
Нижний Тагил
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Нью-Йорк
Омск
Оренбург
Пенза
Пермь
Прага
Регион Югра
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Самара
Сан-Паулу
Санкт-Петербург
Саратов
Севастополь
Симферополь
Сочи
Ставрополь
Сургут
Таганрог
Ташкент
Тверь
Тель-Авив
Тольятти
Томск
Тула
Тюмень
Улан-Удэ
Уфа
Феодосия
Ханой
Чебоксары
Челябинск
Шерегеш
Южно-Сахалинск
Ялта
Ярославль