Geometria
Интервью: Олег Габышев
28.04.2013
29 апреля Театр балета Бориса Эйфмана покажет
премьеру балета «По ту сторону греха» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Партию старшего сына, Дмитрия Карамазова, исполнит Олег Габышев, обладатель премии «Золотая маска» за лучшую мужскую роль - Огюста Родена в спектакле «Роден» Бориса Эйфмана.
Накануне премьеры балета «По ту сторону
греха», Geometria.ru побеседовала с Олегом о том, какие новые грани художественного мира Достоевского предстоит увидеть зрителю.
Олег Габышев. Фото: Андрей Данилов
Олег, в Вашем репертуаре бессмертные персонажи
великих классиков – Дон Жуан («Дон Жуан, или Страсти по Мольеру»), Алексей Вронский («Анна Каренина»), Константин Треплев («Чайка»), Евгений Онегин («Онегин»), Дмитрий Карамазов («По ту сторону греха»). Жизнь, кого из них прожить на сцене было особенно тяжело?
Олег Габышев: Для меня самыми сложными
в плане сценического воплощения являются именно исторические личности. Например, Огюст Роден. Это еще более ответственная работа над образом, психологическим рисунком. Литературный персонаж может быть так или иначе интерпретирован тобой, а обращение к реально жившим личностям требует определенной достоверности. Могу сказать, что с физической точки зрения, самой трудной была партия Вронского. Чтобы освоить эту роль, мне пришлось активно развивать мускулатуру, много работать над формой. Психологически же сложнее всего танцевать Треплева. Эта партия – два часа непрерывной рефлексии, переживаний, мук творчества. Олег Габышев: "Эта партия – два часа непрерывной рефлексии, переживаний, мук творчества."
Скоро состоится премьера балета Бориса
Эйфмана «По ту строну греха» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Благодаря каким качествам, партия старшего из братьев, Дмитрия Карамазова стала Вашей?
Олег Габышев: Борис Яковлевич увидел во
мне Дмитрия и доверил мне эту партию. Я сам, наверное, только лишь стремлюсь к тому, чтобы полностью слиться со своим персонажем и до самой глубины прочувствовать его страстную, безудержную натуру, эту трагическую русскую душу, изображенную Достоевским. Но, безусловно, роль Дмитрия – рубежная для меня. Она открывает очень серьезные возможности для профессионального развития. Не говоря уже о том, что всегда интересно работать над чем-то новым. В образе Дмитрия удивительным образом переплетаются добро и зло, разрушительное буйство и светлое любовное чувство. Для меня этот герой символизирует саму Россию - погружающуюся в хаос, но потом ступающую на путь возрождения. Олег Габышев: "В образе Дмитрия удивительным образом переплетаются добро и зло, разрушительное буйство и светлое любовное чувство."
Балет «По ту строну греха». Фото: Катерина
Кравцова
В чем Вы видите главную особенность современного
прочтения «Братьев Карамазовых»?
Олег Габышев: Со временем каждый из нас
пересматривает свое отношение к классической литературе. Борис Яковлевич, судя по всему, сегодня абсолютно иначе воспринимает роман Достоевского, нежели раньше. Он обратился к своему спектаклю 1995 года и обнаружил в нем множество нюансов, требующих нового раскрытия и осмысления. Мне кажется, балет «По ту сторону греха» дает зрителям возможность еще глубже погрузиться во внутренний мир персонажей Достоевского.
Какие новые грани художественного мира
Достоевского предстоит увидеть зритель?
Олег Габышев: Роман «Братья Карамазовы»
- хроника жизни одной семьи. Каждый найдет в ней массу параллелей как со своей собственной судьбой, так и с историей нашей страны. И это произведение, безусловно, будет актуально всегда. Но его восприятие глубоко индивидуально. Поэтому зритель сам определит для себя то новое, что позволит ему открыть в художественном мире Достоевского наш спектакль. С моей точки зрения, в балете «По ту сторону греха» ярко выражен один из центральных мотивов романа – размышление о том, все ли дозволено человеку или высшие нравственные ограничители существуют. Олег Габышев: "Роман «Братья Карамазовы» - хроника жизни одной семьи."
Балет «По ту строну греха». Фото: Катерина
Кравцова
Балет «По ту строну греха». Фото: Юлия Кудряшова
Близко ли Вам творчество Ф. М. Достоевского?
Олег Габышев: Достоевский открывает для
меня очень многое в познании психологического мира человека, загадок его души. Наверное, даже самые выдающиеся психологи не знали о человеческой природе столько, сколько писатель. Мне хочется приобщаться к этим тайнам с помощью книг Достоевского.
Балет «По ту строну греха». Фото: Катерина
Кравцова
Если была возможность оказаться ненадолго
вне стен театра, с кем бы Вы хотели поменяться местами на один день?
Олег Габышев: Мне всегда была интересна
профессия киноактера. Магия кино, сам процесс запечатления на пленке мгновения, завораживают. Исполняя определенную партию на протяжении нескольких лет, ты меняешь ее, каждый раз привносишь что-то новое. Сценический образ развивается вместе с тобой. А участвуя в кино, ты должен за один съемочный период создать актерскую работу, которая останется уже неизменной. Это совершенно иной ритм творческой жизни.
В 2003 году Вы окончили хореографическое
училище, а через два года стали артистом Театра балета Бориса Эйфмана. Расскажите об этом периоде Вашей жизни: о переезде в Петербург и своих первых впечатлениях от работы в труппе Бориса Эйфмана.
Олег Габышев: Это был очень яркий период.
Поначалу, конечно, я волновался, ведь и сам переезд в Петербург, и новое место работы стали для меня ответственным испытанием. Но доброжелательный коллектив нашего театра помог быстро адаптироваться, обрести себя в новом творческом мире.
Борис Эйфман определяет жанр, в котором
он работает, как «психологический балет». Что такой подход требует от артиста?
Олег Габышев: Артист, прежде всего, должен
самым тщательным образом прочувствовать исполняемую роль, погрузиться в философский и эмоциональный мир своего персонажа. Это тяжелый труд. Кроме того, работая над партией, ты стремишься как можно больше узнать о персонаже. А это уже практически научный подход: читаешь книги, статьи, посещаешь музеи – собираешь тот материал, из которого будет «слеплена» роль.
Расскажите немного о своем графике. Правда
ли что, репетиции в театре могут идти целый день и заканчиваться за полночь?
Олег Габышев: Работа до полуночи – редкое
исключение. Обычно вечерние репетиции заканчиваются в 22 часа. Ты привыкаешь к такому графику. Как и к гастрольной жизни, во время которой всецело концентрируешься уже не на работе в зале, а на спектаклях, выходе на сцену.
В театральном мире насколько сильно выражена
конкурентная борьба? На себе Вы ее ощущали?
Олег Габышев: Вокруг театрального мира
всегда немало домыслов. Могу с уверенностью сказать о нашем коллективе: мы не занимаемся интригами, а полностью сосредотачиваемся на творческой работе. На что-то иное не остается времени.
Вы стали обладателем «Золотой Маски» за
лучшую мужскую роль в балете, получив награду за партию Родена в балете «Роден». Что для Вас значит эта премия?
Олег Габышев: Я шел к этой награде 7 лет,
ранее дважды был номинирован на «Маску». В определенный момент начало казаться: уже никогда не получу ее. Рад, что вышло иначе. Это очень важное событие для меня.
премьеру балета «По ту сторону греха» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Партию старшего сына, Дмитрия Карамазова, исполнит Олег Габышев, обладатель премии «Золотая маска» за лучшую мужскую роль - Огюста Родена в спектакле «Роден» Бориса Эйфмана.
Накануне премьеры балета «По ту сторону
греха», Geometria.ru побеседовала с Олегом о том, какие новые грани художественного мира Достоевского предстоит увидеть зрителю.

Олег Габышев. Фото: Андрей Данилов
Олег, в Вашем репертуаре бессмертные персонажи
великих классиков – Дон Жуан («Дон Жуан, или Страсти по Мольеру»), Алексей Вронский («Анна Каренина»), Константин Треплев («Чайка»), Евгений Онегин («Онегин»), Дмитрий Карамазов («По ту сторону греха»). Жизнь, кого из них прожить на сцене было особенно тяжело?
Олег Габышев: Для меня самыми сложными
в плане сценического воплощения являются именно исторические личности. Например, Огюст Роден. Это еще более ответственная работа над образом, психологическим рисунком. Литературный персонаж может быть так или иначе интерпретирован тобой, а обращение к реально жившим личностям требует определенной достоверности. Могу сказать, что с физической точки зрения, самой трудной была партия Вронского. Чтобы освоить эту роль, мне пришлось активно развивать мускулатуру, много работать над формой. Психологически же сложнее всего танцевать Треплева. Эта партия – два часа непрерывной рефлексии, переживаний, мук творчества. Олег Габышев: "Эта партия – два часа непрерывной рефлексии, переживаний, мук творчества."
Скоро состоится премьера балета Бориса
Эйфмана «По ту строну греха» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Благодаря каким качествам, партия старшего из братьев, Дмитрия Карамазова стала Вашей?
Олег Габышев: Борис Яковлевич увидел во
мне Дмитрия и доверил мне эту партию. Я сам, наверное, только лишь стремлюсь к тому, чтобы полностью слиться со своим персонажем и до самой глубины прочувствовать его страстную, безудержную натуру, эту трагическую русскую душу, изображенную Достоевским. Но, безусловно, роль Дмитрия – рубежная для меня. Она открывает очень серьезные возможности для профессионального развития. Не говоря уже о том, что всегда интересно работать над чем-то новым. В образе Дмитрия удивительным образом переплетаются добро и зло, разрушительное буйство и светлое любовное чувство. Для меня этот герой символизирует саму Россию - погружающуюся в хаос, но потом ступающую на путь возрождения. Олег Габышев: "В образе Дмитрия удивительным образом переплетаются добро и зло, разрушительное буйство и светлое любовное чувство."

Балет «По ту строну греха». Фото: Катерина
Кравцова
В чем Вы видите главную особенность современного
прочтения «Братьев Карамазовых»?
Олег Габышев: Со временем каждый из нас
пересматривает свое отношение к классической литературе. Борис Яковлевич, судя по всему, сегодня абсолютно иначе воспринимает роман Достоевского, нежели раньше. Он обратился к своему спектаклю 1995 года и обнаружил в нем множество нюансов, требующих нового раскрытия и осмысления. Мне кажется, балет «По ту сторону греха» дает зрителям возможность еще глубже погрузиться во внутренний мир персонажей Достоевского.
Какие новые грани художественного мира
Достоевского предстоит увидеть зритель?
Олег Габышев: Роман «Братья Карамазовы»
- хроника жизни одной семьи. Каждый найдет в ней массу параллелей как со своей собственной судьбой, так и с историей нашей страны. И это произведение, безусловно, будет актуально всегда. Но его восприятие глубоко индивидуально. Поэтому зритель сам определит для себя то новое, что позволит ему открыть в художественном мире Достоевского наш спектакль. С моей точки зрения, в балете «По ту сторону греха» ярко выражен один из центральных мотивов романа – размышление о том, все ли дозволено человеку или высшие нравственные ограничители существуют. Олег Габышев: "Роман «Братья Карамазовы» - хроника жизни одной семьи."

Балет «По ту строну греха». Фото: Катерина
Кравцова

Балет «По ту строну греха». Фото: Юлия Кудряшова
Близко ли Вам творчество Ф. М. Достоевского?
Олег Габышев: Достоевский открывает для
меня очень многое в познании психологического мира человека, загадок его души. Наверное, даже самые выдающиеся психологи не знали о человеческой природе столько, сколько писатель. Мне хочется приобщаться к этим тайнам с помощью книг Достоевского.

Балет «По ту строну греха». Фото: Катерина
Кравцова
Если была возможность оказаться ненадолго
вне стен театра, с кем бы Вы хотели поменяться местами на один день?
Олег Габышев: Мне всегда была интересна
профессия киноактера. Магия кино, сам процесс запечатления на пленке мгновения, завораживают. Исполняя определенную партию на протяжении нескольких лет, ты меняешь ее, каждый раз привносишь что-то новое. Сценический образ развивается вместе с тобой. А участвуя в кино, ты должен за один съемочный период создать актерскую работу, которая останется уже неизменной. Это совершенно иной ритм творческой жизни.
В 2003 году Вы окончили хореографическое
училище, а через два года стали артистом Театра балета Бориса Эйфмана. Расскажите об этом периоде Вашей жизни: о переезде в Петербург и своих первых впечатлениях от работы в труппе Бориса Эйфмана.
Олег Габышев: Это был очень яркий период.
Поначалу, конечно, я волновался, ведь и сам переезд в Петербург, и новое место работы стали для меня ответственным испытанием. Но доброжелательный коллектив нашего театра помог быстро адаптироваться, обрести себя в новом творческом мире.
Борис Эйфман определяет жанр, в котором
он работает, как «психологический балет». Что такой подход требует от артиста?
Олег Габышев: Артист, прежде всего, должен
самым тщательным образом прочувствовать исполняемую роль, погрузиться в философский и эмоциональный мир своего персонажа. Это тяжелый труд. Кроме того, работая над партией, ты стремишься как можно больше узнать о персонаже. А это уже практически научный подход: читаешь книги, статьи, посещаешь музеи – собираешь тот материал, из которого будет «слеплена» роль.
Расскажите немного о своем графике. Правда
ли что, репетиции в театре могут идти целый день и заканчиваться за полночь?
Олег Габышев: Работа до полуночи – редкое
исключение. Обычно вечерние репетиции заканчиваются в 22 часа. Ты привыкаешь к такому графику. Как и к гастрольной жизни, во время которой всецело концентрируешься уже не на работе в зале, а на спектаклях, выходе на сцену.
В театральном мире насколько сильно выражена
конкурентная борьба? На себе Вы ее ощущали?
Олег Габышев: Вокруг театрального мира
всегда немало домыслов. Могу с уверенностью сказать о нашем коллективе: мы не занимаемся интригами, а полностью сосредотачиваемся на творческой работе. На что-то иное не остается времени.
Вы стали обладателем «Золотой Маски» за
лучшую мужскую роль в балете, получив награду за партию Родена в балете «Роден». Что для Вас значит эта премия?
Олег Габышев: Я шел к этой награде 7 лет,
ранее дважды был номинирован на «Маску». В определенный момент начало казаться: уже никогда не получу ее. Рад, что вышло иначе. Это очень важное событие для меня.
Комментарии