У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
En

Нарисовал два солнца на небосводе — понял, что границ нет

17.02.2021

До конца февраля в кафе «Селедка и Кофе» можно увидеть работы из серии «Послеобеденные сны» Сергея Эс — художника с диагнозом «шизофрения».
Представляем монолог, основанный на интервью с автором.

Я художник

Сознательно рисовать, писать какие-то вещи я начал около 10 лет назад. У меня на сайте есть раздел «Раннее творчество»: это работы, созданные в тот период, и их намного больше, чем тех, которые я создал, уже осознав, что я художник. Их больше ста, однозначно. Ну не все они по качеству, конечно, проходят, но суть не в этом.

Я тогда жил в Арзамасе и даже учился на декоративно-прикладном в Мининском институте, но там не говорили о том, как устроен современный мир искусства, там не говорили о том, что нужно делать вот эти вещи, вот эти, и я в принципе не представлял, что такая профессия, как художник, существует. То есть я, может быть, и был знаком с какими-то персонажами в то время — был сайт популярный lookatme, там прогрессивные ребята писали какие-то вещи, но так или иначе я не видел практического применения в жизни этому и какого-то определенного заработка. И воспринимал то, что я рисую, как хобби. В этом примерно состоянии я пробыл какое-то время, а потом у меня начала обостряться болезнь, и я переехал из Арзамаса в Нижний, чтобы лечиться, потому что в Арзамасе не оказывают такой квалифицированной помощи, и я искал работу какую-то, чтобы себя содержать. Я искал работу дизайнером. Я знал графические программы, но не считаю себя дизайнером, вообще без претензий на это. Суть в том, что компания, в которую я устроился, стала ключевой в моей судьбе. Именно из этой компании проросли все мои криминальные движения. Сразу пошли острые ощущения, деньги, наркотики — я выбрал это. Первое дело, второе дело (имеет в виду судимости)… Я уехал на реабилитацию. На реабилитации я рисовал, но всё равно у меня не было самоидентификации, и когда я приехал на принудительное лечение, я тоже занимался этим как каким-то действием, с помощью которого я мог отвлечься. Я помню момент, когда мой сосед по палате попросил написать для него работу. Она тоже есть на сайте: «Жизненный путь Николая Л.». Она 60 на 90 и очень детализированная, и в принципе не особо типична для моего стиля, потому что я больше широкими мазками пытаюсь изобразить, передать состояние. Над ней я работал долгое время, потому что мне писать разрешали только полтора часа в день, во время тихого часа, когда все спали. И в один момент просто я хоп — а че я вообще тут, почему ко мне столько времени шло понимание, что я художник? Я думаю, что если бы не в свое время наркотики, острые ощущения и деньги, наверное, озарение пришло бы раньше.

Я живу так

По факту шизофрения — это серьезное заболевание, которое отличается тем, что во время более свежего витка, нового психоза, появляется дефект, который уже ничем не заменяется, то есть человек медленно, медленно, медленно меняется. Я не буду называть это деградацией, но он меняется. У меня первоначальный диагноз был в 21 — «шизотипическое расстройство», мне потом поменяли на «шизофрению». Я сейчас не буду вступать в споры, какой у меня диагноз, я говорю тот, который мне поставили врачи. То есть в свое время, когда у меня не было трезвого образа жизни, когда я не находился на терапии, у меня случались психозы с галлюцинациями, был опыт голосов. В принципе наиболее яркие моменты описаны у меня в канале (имеет в виду телеграм-канал, ссылка на него — в конце материала), жизнь, в общем, качала меня так добротно, и очень усугубляли дело наркотики и то, что я не принимал терапию. Сейчас я на стабильной и трезвой терапии больше 2,5 лет, и в принципе я научился с этим жить. Хоть это не биполярное расстройство, так или иначе у меня в болезни присутствуют два типа состояния: депрессивное и мании, или гипермании. Депрессивное состояние — это необязательно про унылое настроение. Иногда это может быть хреновое состояние: у меня может быть хорошее настроение, но я просто ничего делать не могу. Состояние мании — когда я могу что-то делать и у меня большая продуктивность. Бывают такие периоды, от 4 до 10-15 дней, когда я просто лежу и ощущаю душевную боль. Было такое, когда я в студии на три дня засел и ничего не ел, не пил. Но все более-менее устаканилось, и сейчас я либо сплю, либо что-то делаю.

Я думаю, что если бы не наркотики, острые ощущения и деньги, наверное, озарение пришло бы раньше.

Я живу в одном из микрорайонов Арзамаса. Рядом — лес, я могу прогуляться и совершенно не видеть всю эту суету. Плюс еще с моим графиком, я просыпаюсь где-то около 15:00, а засыпаю около пяти, мне очень комфортно. Я подумал, что в принципе на данный момент жизни меня все устраивает, и если я буду обустраивать такое же место, которое бы мне подходило, в Нижнем Новгороде, это будет в несколько раз дороже, ну потому что у меня пока нет ресурсов, чтобы приобрести что-то конкретное, а по факту выхлоп без разницы какой. Я решил, что пока буду здесь.

Говорю о своем диагнозе

(Сергей Эс позиционирует себя как художника с диагнозом «шизофрения», художника-аутсайдера; «искусство аутсайдеров — это творчество художников, не зависящих от традиций и арт-институций, не вписанных ни в какие контексты, а зачастую полностью исключенных из общества» — такое определение явлению дают на knife.media).

У меня на самом деле несколько целей, несколько причин, по которым я это делаю. Расскажу по порядку. Если бы я как художник не освещал какую-то очень яркую и конкретно повлиявшую часть моей жизни на творчество, это было бы не полным высказыванием, и меня бы просто многие не поняли. Это первая причина. Вторая причина — она, наверное, даже более ценна: я хочу своим примером людям, у которых есть подобные заболевания, доказать, что жизнь с диагнозом возможна. Я немножечко отвлекусь: в свое время, когда у меня были очень сильные обострения, и они переживались адски мучительно, у меня было несколько попыток суицида, и врач просто говорил: «Сергей, все наладится, все будет хорошо». Мне хотелось ему втащить очень сильно в лицо, потому что он явно не понимал, что я проживаю. У меня были довольно серьезные заплывы на дно, я там нормально полежал, я считаю, что меня покачало сильно. Я хочу донести до людей, что с диагнозом жить можно, и можно искать в этом ресурс, то есть исходить от обратного. Можно не с диагнозом подстраиваться под жизнь, а подстроить жизнь под себя, и тогда все будет хорошо. И третья причина — это дестигматизация заболеваний. Например, я иду, и идет навстречу мой одноклассник. «Как дела?» Я такой блин, что сказать. Если я ему скажу, что у меня рак, он такой: «Блин, дружище, я с тобой», все дела. Если скажу: «У меня шизофрения». Он: «Ой, братан, у меня дела», и быстро удалится. Потому что такие ситуации уже были. Ну, я считаю, что это вообще не гуд, потому что шизофрения, психические расстройства — это заболевания такие же, как рак, и больной особо не выбирает свой диагноз. Я хочу, чтобы общество, которое далеко от этих вопросов, начало по-другому относиться к психическим расстройствам в принципе. Потому что это болезнь. Такая же болезнь. Бывают, да, я не спорю, бывают случаи, когда у людей клиника. Они хватаются за ножи. Но блин, люди и под алкоголем за ножи хватаются, это скорее исключение, чем общий случай. Собственно, вот три причины, почему я говорю, что у меня шизофрения. Ну и отчасти такая биография идет в плюс художнику: это личный бренд, основанный на жизненном опыте.

О моем творчестве

Если мы говорим о моем творчестве в принципе, стоит выделять, что первично. Я художник и я использую шизофрению, скажем так, или у меня психическое расстройство, и я хочу на эту тему высказаться. Для меня верно второе. Потому что если бы я не выбрал такой медиум, как живопись, например, или рисунок, и я писал бы песни, то я писал бы песни, или я снимал бы кино, или бы делал куклы. То есть в моем случае высказывание первично.

В моем творчестве есть часть векторов про меня — почти все мои работы нацелены на то, чтобы передать состояние, в котором я нахожусь. Вторая часть — картины-талисманы. И третья часть — социальные высказывания. В них зачастую нет меня даже. Ну вот, например, «Ментальный пластицизм», где работы из разных геометрических фигур дополнены высказываниями каких-то людей на тему психических расстройств. Там нет меня, а есть какая-то идея. Здесь я работаю над сюжетом, над концепцией. Вообще люди называют это искусством, но мне кажется, это больше дизайн какой-то. Кстати, эти работы выложены в качестве, тут же посыл такой, что каждый может понравившееся высказывание распечатать, как плакат.

Почти все мои работы нацелены на то, чтобы передать состояние, в котором я нахожусь

Если говорить про «Послеобеденные сны», то это работа моего бессознательного, я не ставил себе конкретной цели, но при этом почти в каждой работе есть месседж, какой-то определенный смысловой посыл. Например, «Нет тюрьмы страшнее, чем в голове»: не было такого, что я подумал, надо что-то написать про рамки, про границы. Нет, было по-другому, я как-то об этом задумывался, мое бессознательное рассматривало этот вопрос, и в качестве образа выдало вот эту картинку.

Работы из «Послеобеденных снов» я создавал от пяти до семи часов. Они небольшие. Причем все они, кроме одной, написаны в стационаре. Ну и, как я уже сказал, там у меня особо не было возможности этим заниматься продолжительное время. Именно этим продиктован формат, кстати, 40 на 40, потому что банально негде было хранить.

Создаю картины-талисманы

Это, наверное, одна треть материального ресурса, который я получаю. 40 на 40 последнюю я продал недавно за 15 тысяч. Пока не особо дорого, но для 40 на 40 это в принципе неплохо. Вообще картины-талисманы не всегда у меня заказывают те, кто хочет их приобрести, их иногда заказывают в подарок. Пока мне их еще не возвращали, претензий не было. Но если мне скажут, что вообще не то, я не обижусь. То есть я рассматриваю такой вариант, да. Отношения человека с работой, которая у него висит где-то на видном месте, я сравниваю с выбором партнера, с которым будешь жить.

Я очень проникаюсь той информацией, которую мне дает человек, хозяин талисмана. Сейчас я работаю над картиной для одного человека, и я понял, что она вообще не в моем стиле будет, ну вот прям вот от слова совсем. Но мне показалось, что это именно то. Если бы я писал работу в ту же серию «Послеобеденные сны», и она выходила бы за рамки концепции, я бы, наверное, ее не стал размещать, а здесь все-таки ситуация другая, и поэтому, если человеку подходит что-то не такое, какое обычно есть у меня, то я сделаю это.

Я считаю, что основная идея творчества — выход за скобки, выход за рамки. И постичь состояние дзен, когда ты преодолел все границы, — истинное проявление творчества.

Говорю на разные темы

Если меня что-то зацепило и если это стало частью меня, я однозначно выскажусь. У меня в голове есть определенные микросхемы, которые сами обрабатывают, что хорошо, что плохо. Я не раздумываю, ну вот эта тема как, она важна для меня или не важна, ну оценю ее в четыре балла там — нет, вот что само приходит, то приходит. У меня сейчас будет коллаборация с одним человеком — высказывание на тему политики, что для меня вообще непривычно. Но сюжет родился, и я не могу пойти наперекор себе, и я должен, считаю, его написать.

Творчество делает меня счастливым

Все, что из материальных вещей мне нужно для счастья, заключено в моей студии. Мне больше не нужно никуда ходить вообще. Да, творчество делает меня счастливым. Я по максимуму окружил себя такими вещами, которые мне нужны, и я считаю, что так должен сделать каждый человек.

В творчестве границ нет

Описание работы «Американская мечта», созданной в 2009 году, Сергей завершил фразой: «Нарисовал два солнца на небосводе, понял, что границ нет» — ищите в «Инстаграме».

Я считаю, что основная идея творчества — выход за скобки, выход за рамки. И постичь состояние дзен, когда ты преодолел все границы, — истинное проявление творчества. Так или иначе каждый художник делает путь к вершине горы. Вот он подходит к вершине горы, и такой думает, блин, вон же, вот я сейчас дойду, и все, все будет огонь, и вот он доходит до этого пика, смотрит, а там еще гора. И полез на ту гору. А там еще одна гора. Постичь дзен — это покорить ту гору, после которой больше не будет других. Это сложный путь. Неизвестно, какая гора будет последней. Я не знаю, удастся ли мне когда-нибудь его постичь, но к этому однозначно нужно стремиться. Когда я нарисовал два солнца и понял, что границ в фигуративном изображении темы или сюжета нет, — это и была одна из вершин, которую я покорил, это был опыт, случившийся, когда я вышел за рамки.

Художники из Нижнего меня вдохновляют

Я же аутсайдер — лично ни с кем не знаком, но с удовольствием бы познакомился, и за основными какими-то ключевыми фигурами, я сейчас имен не буду называть, чтобы кого-то не обидеть, если не назову, я слежу в «Инстаграме», смотрю, что они делают. И, кстати, именно стрит-арт-художники, которые работают в Нижнем, наводят меня на мысль о том, чтобы реализовать один мой проект, как стрит-арт. Они меня вдохновляют. Вообще Нижний Новгород — такое место, которое пропитано духом творчества. Там в принципе хорошая тусовка. Арсенал опять же, сколько галерей там у нас есть.

Мой основной источник вдохновения — музыка

У меня даже есть некоторые работы, которые олицетворяют какой-то определенный трек. Как это делается: я просто включаю трек на репит. То есть если я пять часов пишу, он пять часов у меня играет один за одним. Могу назвать пару работ: «Самолет» на песню Земфиры и «Стань птицей» на песню YG. Когда я включаю трек и смотрю на картину, воспринимаю ее как застывший мультик.

Почему я показываю работы в «Селедка и Кофе»

В современном арт-мире тебя приглашают на выставку, когда у тебя есть список в CV: там ты указываешь, где выставлялся. Чем этот список больше, тем вероятнее, что тебя пригласят на какое-то определенное мероприятие. И, собственно, в этом году я решил наработать какой-то список в CV. А почему «Селедка»? Мы сидели, справляли Новый год в компании, и меня одна девочка, Алена Тараканова, спрашивает: «Серег, а почему ты в „Селедке“ не выставляешься?». Блин, а я не знаю, не выставляюсь. И все, и у меня эта мысль засела, когда я в новом году уже разделался с основными делами, я просто взял, написал в «Селедку», и мне сказали: «Сейчас мы посмотрим работы». Посмотрели работы и сказали: «Приезжай». Я такой: «Ну, все». То есть это было очень спонтанно.

У меня это первая выставка персональная. У меня была одна групповая выставка во «Флаконе» в 19-м году, когда я лежал еще в диспансере, там какой-то фонд, я не могу сейчас уже сказать, не могу вспомнить, какой, искал таких людей, они взяли мою работу и выставили ее. Причем повесили ее не так, как надо: вверх ногами.

Я резидент галереи «Аутсайдервиль»

«Проект помогает людям с ментальными особенностями в сложной жизненной ситуации и в социальной реабилитации c помощью арт-терапии и творческой самореализации» — из сообщества «Аутсайдервиль» во «ВКонтакте».

Я сам написал им, мне дали обратную связь, разместили на сайте. Мне оттуда пришло несколько заявок на покупку работ, то есть они представляют мои интересы, и часть продаж идет через них. Они не только выступают как агенты, но и, там две девочки — Оля и Нина, оказывают очень большую эмоциональную поддержку. Общаясь с ними и смотря на то дело, которое они делают, ты понимаешь, что хоть кто-то этим занимается, хоть кому-то не все равно.

Как поддержать человека с психическим расстройством

Тут нужно понимать, во-первых, в каком состоянии человек находится. То есть если у него состояние ремиссии, то смысл его поддерживать? У него сейчас все хорошо. А если человеку плохо и ты с ним рядом, первое, что нужно сделать, это принять его таким, какой он есть. То есть все вот эти вот темы — да ты че, прогуляйся, да все наладится — это выводит из себя, хочется человеку просто втащить. То есть первая уже большая польза будет оттого, что ты просто примешь его и скажешь ему об этом. Второе — это быть с человеком рядом, очень помогают обнимашки те же. Или просто фраза: «Я буду с тобой, пока тебе плохо». Это тоже уже большая помощь. Ну и если человеку хочется, например, посмотреть фильм, то сесть посмотреть фильм. Бывает, что у людей с психическим расстройством отторжение от какого-то определенного действия, например, от мытья посуды. Сказать ему: «Пока тебе плохо, я буду мыть посуду с тобой». По сути, больше уже не сделать. Если у человека потеряна критика, это понимание своего собственного состояния, то в таком случае надо брать человека в лапы и отвозить в стационар, ну, там, в зависимости от того, насколько ему плохо. Либо к терапевту, к психотерапевту, к психиатру, точнее. Ну, вот так.

Телеграм-канал Сергея: https://t.me/ArtSchizophrenia

Instagram: https://www.instagram.com/sergey.es/

Сайт: https://www.sergey.es/

Вопросы задавала Анастасия Жукова


Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Астрахань
Атырау
Балаково
Бали
Бангкок
Барнаул
Барселона
Белгород
Белград
Берлин
Брянск
Владивосток
Владимир
Волгоград
Воронеж
Геленджик
Гоа
Дмитров
Донецк
Дубай
Евпатория
Екатеринбург
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калининград
Калуга
Кемерово
Керчь
Киров
КМВ
Кострома
Краснодар
Красноярск
Курск
Липецк
Лиссабон
Лондон
Лос-Анджелес
Луганск
Магнитогорск
Майами
Махачкала
Минск
Москва
Мурманск
Набережные Челны
Нефтеюганск
Нижний Новгород
Нижний Тагил
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Нью-Йорк
Омск
Оренбург
Пенза
Пермь
Прага
Регион Югра
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Самара
Сан-Паулу
Санкт-Петербург
Саратов
Севастополь
Симферополь
Сочи
Ставрополь
Сургут
Таганрог
Ташкент
Тверь
Тель-Авив
Тольятти
Томск
Тула
Тюмень
Улан-Удэ
Уфа
Феодосия
Ханой
Чебоксары
Челябинск
Шерегеш
Южно-Сахалинск
Ялта
Ярославль