У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить

Профессия: графический дизайнер

18.07.2019
Профессия: графический дизайнер

Графический дизайнер – одна из самых востребованных и интересных профессий на сегодняшний день. Для тех, кто мечтает овладеть этим ремеслом, GEO.PRO подготовила интервью с Эркеном Кагаровым – арт-директором знаменитой Студии Артемия Лебедева.

Немного об Эркене Кагарове

  • В рамках Студии Артемия Лебедева реализовал 143 проекта (логотипы, шрифты, сайты, оформление книг и др.). Посмотреть работы можно здесь: https://www.artlebedev.ru/kagarov/
  • За всю жизнь ни разу не искал работу – каждую должность получал по приглашению.
  • «Я воспитан на минимализме 60-ых, эти решения мне ближе. Но это не значит, что я как арт-директор буду заставлять дизайнеров делать всё в таком стиле».
  • «Кроме основной работы в студии, я занимаюсь оптическими иллюзиями. Это что-то вроде хобби. Я делаю эксперименты, которые иногда к чему-то приводят, а иногда – нет. Мне нравится эта тема, она влияет на моё видение».
  • «Уже много лет я пишу книгу о теории композиции и несколько книг про оптические иллюзии. К сожалению, если я говорю «пишу», то это не значит, что я этим занимаюсь каждый день. Есть такое русское слово «собираться», которое очень мешает. Но я всё-таки собираюсь их закончить».

Сколько часов в день вы работаете?

У меня нет определённого графика. Могу сказать, что я не очень много времени работаю. Иногда от количества потраченных часов зависит результат работы, но бывают ситуации, особенно в работе арт-директора, когда важно не время, а точное решение. Ты можешь вообще заниматься посторонними вещами, и в какой-то момент придёт понимание, с чего начать, что изменить, что дополнить. У меня нет регулярного расписания, но размышляю о проектах я почти всегда.

Сколько времени занимает создание логотипа?

В зависимости от сложности и, конечно, от команды. Опыт показывает, что более или менее рабочая идея должна появиться в течение недели. Всё, что делается в первые дни, – чаще всего поверхностные решения.

 
    

Туристический логотип России 

 

Что делать, если заказ поступил, а вдохновения нет?

Не бывает такого, что когда есть заказ, мы ходим и ждём вдохновения. Это в принципе неправильный подход. Надо просто сесть и пробовать разные варианты, менять форму и искать смыслы. Вдохновение приходит только в процессе работы, редко бывает, что оно появится, пока ты не начнёшь. Чтобы получилось что-то интересное, нужно переделать какое-то количество ненужных вариантов.

У вас не бывает таких дней, когда абсолютно не знаешь с чего начать и настроение совсем нерабочее, а сдавать заказ уже надо?

У всех людей бывает, что нет настроения. Но если есть необходимость в какой-то деятельности, то варианта отсиживаться просто нет. Если у вас прорвёт кран, а чинить его будет лень, вы же не будете ждать, когда вас затопит?

Как поступить, если клиент просит сделать откровенную безвкусицу?

Такое не часто бывает, что человек может быть сам себе врагом, никто не хочет, чтобы было плохо. Если у меня нет никаких аргументов, а у моего заказчика есть – следовательно, он прав. Если они у него сомнительные, а у меня стопроцентные, то я смогу его убедить. Если я не смог его убедить, значит, я неправильно рассказал – то есть проблема в коммуникации. Если ни у него, ни у меня нет аргументов, то это просто разговор о вкусах – тогда тяжело прийти к какому-то решению. Я периодически сталкивался со сложностями в общении с клиентами. Могу сказать, что большинство из них случались из-за неполной информации со стороны заказчика или же я не мог объяснить то, что важно. Однако чаще всего после уточнений вопросы исчезали.

А если всё-таки он настаивает на своём?

В основном такие проекты просто закрываются и ничего не происходит. Клиенты, которые не знают, чего хотят, так и не находят общий язык ни с кем. Проходят годы, а он всё ещё что-то изменяет и в итоге ни к чему не приходит. Как говорится, «Сайт Перфекционист.ru находится в разработке».

Что вам нравится в своей профессии?

  Дизайнер – человек, который является центром для других профессий. Предположим, создаётся некий продукт. Технологи делают состав, продавцы продают, рекламисты раскручивают и т.д. Дизайнер соединяет их всех, учитывая все факторы. Профессия обязывает знать, как рождается товар и какая будет его дальнейшая жизнь. Хороший заказчик для успешности своего проекта будет посвящать тебя в него. Пока я занимался дизайном, я побывал на производстве цемента, водки, шампуня, колбасы и др. Конечно, эти экскурсии не всегда влияют на итоговый проект, но иногда бывают очень полезны. Также я был в разных городах, потому что были проекты, связанные с городской средой, и общался с самыми разными людьми. Это здорово, когда у тебя есть возможность узнать, как устроен мир.

Логотип Ярославля   

 

Есть ли в работе дизайнера рутина?

Есть, как и везде. Чтобы не превратить своё занятие в рутину, надо всё время искать новые подходы, даже если вы выполняете одну и ту же задачу. А ещё плюс профессии дизайнера в том, что областей достаточно много, которые можно менять. Поэтому если ты вдруг заскучаешь, ищи новые пути решения задачи или попробуй себя в чём-то другом.

Вообще, деление дизайнеров довольно условные. Сейчас профессионалы делают и предметы, и графику, и упаковки, и много что ещё. Иногда они могут даже замещать людей других профессий. Например, хороший дизайнер может спроектировать интерьер как средний архитектор.

Какие ещё есть достоинства и недостатки у вашей профессии?

Для меня самый большой плюс по сравнению со станковым искусством заключается в том, что не нужно таскать огромные холсты, чтобы отвезти их на выставку или ещё куда-то. Раньше графическое искусство помещалось в одну папочку, а сейчас вообще всё хранится в электронном виде. Но это также и минус. За цифровое искусство не заплатят так, как за художественное произведение, нарисованное рукой. Всё потому, что оно неповторимо, а цифровые коды, из которых состоит электронная картинка, любой человек может копировать бесконечное количество раз.

Ещё преимущество – профессия сейчас востребована. Есть очень много различных компаний, больших и мелких, и каждой что-то надо нарисовать: визитки, буклет, сайт и т.д. Однако и дизайнеров сейчас немало. Только единицы становится известными и успешными.

Можно ли самому научиться графдизайну?

Да. Есть замечательные самоучки, например, дизайнер советского периода Рамиз Гусейнов. Говорят, что он просто огромное время проводил в библиотеке, где всему и научился. Сейчас возможности расширились – появился интернет, и информации можно получить бесконечно много. Правда, самостоятельный процесс обучения может быть дольше и сложнее, к тому же не всегда оптимален – потратишь кучу времени и окажется, что ты не то изучал. Мало кому хватает силы воли на занятия без учителей.

 


 В какую страну лучше ехать учиться?

  Я выучился в Узбекистане, но нельзя сказать, что Узбекистан лучшее место, где учат графдизайну. Дело не в стране, а в интересе – если он есть, то можно научиться, где угодно. Можно поехать в Нидерланды и стать топовым дизайнером, а можно поехать туда же и зря потерять время. Конечно, в хорошем месте тебя научат быстрее и качественнее, но многое зависит и от тебя. 

(на картинке: логотип и фирменный стиль Года культуры в России)

Какие сейчас тенденции в графдизайне?

Их слишком много сейчас, чтобы что-то выделять. Многие из них связаны с изменением мира, который становится более цифровым и быстрым. В связи с этим дизайн делается живее и дружелюбнее. Сейчас настолько много информации, что если дизайн будет агрессивным, люди просто закроются.

Один из гуру маркетинга сказал: «Отличайся или умри». Так вот, если все отличаются и делают море и море отличий, то ещё сложнее выделиться. Чем больше элементов на единицу пространства, тем менее заметен каждый из них. Поэтому одна из тенденций сейчас – поиск либо самых простых решений, которые на шумном фоне будут заметны, либо совсем непривычных методов, когда, например, логотип не как логотип, а что-то совсем иное.

Текст: Алина Альстер

Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним