ПУТЬ В ДЕТСКОЕ КИНО
Авторская колонка пиар-агента звёзд — Элины Шульц
Сегодня обсудим вечные вопросы о главном. В чем смысл жизни? Куда делись воробьи? Или может поговорим о том, почему пингвины не летают? Хотя, нет. Давайте все же о нашем, киношном. Но не менее вечном и актуальном. Как ребенку попасть в индустрию? Как найти «своего» агента? В каком направлении развития двигаться? На эти важные темы я пообщалась с мамами уже небезызвестных всем нам звездочек кино, которые часто для своего ребёнка-актёра ещё и продюсеры, агенты, талант-менеджеры, наставники и, конечно, главная поддержка и опора. Анастасия — мама Александры Бабаскиной, Ирина — мама Веры Островской, Валентина — мама Евы Смирновой.
Наверное, эта тема волнует всех родителей будущих звездных актеров-детей. Не страдает ли учеба в школе, когда много съемок и проб?
Анастасия: Дети-актёры более мотивированы: чтобы спокойно заниматься любимым делом, они быстрее хотят закрыть все зачеты, контрольные. Если говорить о Саше, то она, как и многие ее коллеги-подростки, сейчас на онлайн обучении. А это значит, что учёба всегда едет с ней на съёмки, и Саша не отстает от учебного плана.
Ирина: Вера начала сниматься за пару лет до школы, ещё в саду. Для нас стало привычным делом отлучаться на съёмки и потом «догонять» программу. Тот факт, что начинала Вера с эпизодов и маленьких ролей, позволил нам плавно и постепенно привыкнуть к такому ритму. Когда Вера пошла в гимназию, я поговорила с директором, и мы сразу условились, что прогулы «по работе» — это причина уважительная. Тем более, что я сама - педагог и могу провести урок прямо в актерском вагончике. С учителями нам в этом плане тоже повезло, все относятся с пониманием, ведь на успеваемости это никак не сказывается. Вера хорошо учится, может без подготовки пойти на конкурс чтецов, например, и получить Гран-При.
Валентина: Школа для меня вообще отдельный разговор. Я не попадаю в категорию среднестатистических родителей, которые очень зациклены на этой теме и убеждены, что посещение учебного заведения — основная часть прогресса, как
возрастного, так и личностного. Я считаю обязательным образование: так или иначе, его ребенок должен получить. Но вот то огромное количество информации, которое поступает в детей посредством традиционной методики, скажем так, вижу не оправданным. Поэтому Ева черпает знания дома, на семейном обучении. Мы делаем акценты на тех предметах, которые ей нравятся, которыми она интересуется искренне. Остальные по программе мы, конечно, тоже проходим, но без, скажем так, фанатизма и давления. Мол, «надо обязательно узнать об этом и как можно больше».
Как ребенку попасть в кино? Какие ресурсы, школы или сообщества могут быть полезны для начинающих актеров-детей? Как это было у вас?
Анастасия: Я не рассматривала для Саши мир кино, но за год до первого класса отвела её в киношколу Dетикино, чтобы она раскрепостилась. Как следствие, дочь стала сниматься в коротких метрах, социальных роликах, и только потом начала получать приглашения в коммерческие проекты.
Ирина: Я в этом вопросе советовала бы аккуратнее смотреть на других, потому что путь у всех очень разный. Говорю про детей, конечно. У взрослых как раз есть более-менее понятный алгоритм: кружки — театральный вуз — сцена/кино. Многие мамы склонны сравнивать своего ребенка с другими с первых дней его жизни: вот все поползли, а он не пополз, вот все на утреннике поют, а он зевает... Вот всех утвердили, а его нет. Пожалейте своих детей! Каждый из них абсолютно уникален, и он лучший для вас и себя самого. Да и кино это может ему совсем не нужно. Есть множество хороших киношкол и кинокоучей, которые действительно могут научить полезным профессиональным навыкам. Но Вера, если говорить про наш опыт, ни дня не ходила в такую школу. У неё громадная насмотренность, она прочитала массу профильной литературы, но это лишь дополнение к тому, что она умела изначально: без всяких техник она знает как передать нужное состояние, используя лишь воображение и опыт. Мы посещаем различные тренинги и встречи, когда видим возможность получить новые знания точечно и от людей, преуспевших в этом. Например, интенсив по технике Майзнера или разбор самопроб с топовым кастинг-директором. Если давать совет, то он будет звучать так: найдите в соцсетях тех актеров, чей путь в кино вам нравится, научитесь внимательно читать и смотреть, о чём они говорят, так вы получите массу упоминаний о хороших агентах, ресурсах, курсах и практиках. Выберите из этого то, что откликается не вам, а вашему ребенку. И будет вам обоим счастье! Нельзя заставить человека любить, будь то отношения или дело, которому посвящаешь жизнь. Всё должно быть естественно и гармонично.
Валентина: Мне кажется, сколько детей, сколько родителей — столько и дорог. Каждый будет искать свой путь. В нашем случае не мы его выбирали, путь выбрал нас. А мы просто быстро среагировали и не упустили шанс. Начали развиваться в этом направлении, осознали, что это та сфера, которая нам очень комфортна. Причем обеим. Ведь я выступаю непосредственно как и творческий помощник дочери, и, даже можно сказать, продюсер. Есть определённые шаги, которые нужно предпринять, если ты хочешь, чтобы тебя в этой индустрии заметили. Но, как показывает практика, это тоже ничего не гарантирует. Сделать актерское портфолио, желательно хорошего качества, желательно у хороших специалистов, чтобы это не были деньги на ветер, встать в актерскую базу... То есть, важно быть на виду. А еще вести социальные сети. Считаю, сейчас это очень актуально, потому что ими тоже активно пользуются при поиске актёров. Даже если изначально дети не актёры, всегда есть шанс попасть в поле зрения, если вы каким-то образом интересны аудитории, чем-то выделяетесь.
Как получать хорошие роли?
Анастасия: Для каждого понятие «хорошая роль» своё. Если говорить о Саше, то и яркий эпизод с хорошими партнерами можно назвать хорошей ролью. Отличный пример: сериалы «Закрыть гештальт», «Монастырь», «Аврора», «Триггер-2» — небольшие эпизоды в них принесли Саше роли больше в этих же продакшенах. Важно хорошо зарекомендовать себя в творческом процессе. А еще — умение писать самопробы (домашнее видео, по которому либо утверждают, либо зовут на очные пробы), качественная актёрская визитка и фотографии, навык вести социальные сети. Благодаря им, Саша тоже получает много предложений и утверждений.
Ирина: Получать хорошие роли можно тогда, когда актер к ним готов. Чтобы быть готовым, надо готовиться, всё логично. Начинать с малого и расти, но не над другими, а над собой вчерашним. И научиться спокойно относиться к отказам, смотреть на это не с обидой, а с благодарностью за возможность получить опыт, анализировать и делать выводы, исправлять там, где было «не очень».
Валентина: Надо быть хорошим актером. И тогда ты будешь получать хорошие роли. При этом надо быть еще и хорошим, трудолюбивым человеком, не важно в каком возрасте ты находишься. Надо соблюдать все законы площадки. Если ты адекватен для этой индустрии и у тебя отличные актерские данные, тогда и роли обязательно будут соответствующие.
Как найти "своего" агента?
Анастасия: Ответить себе на вопрос: зачем моему ребёнку агент? Если ответ: чтобы всё делал за меня, то расстрою — это невозможно. Если же вы готовы лично заниматься многим, помогая своему ребёнку и не ища волшебную таблетку, то агент найдется сам. Потому что кино — это командная история, в которой каждый выполняет свою функцию: родитель помогает ребёнку всесторонне развиваться, делает актуальные материалы, откликается на кастинги, активно участвует в записи самопроб и сопровождает на съёмки; ребёнок всегда готов выучить текст, записать самопробы, прокачивать актёрское мастерство и получает удовольствие от процесса; агент показывает ребёнка-актёра в проекты, ведёт занятость, и не меньше вашего заинтересован, чтобы дети его агентства получали роли.
Ирина: Методом проб и ошибок. Все агенты, с которыми мы сотрудничали с начала нашего кинопути, большие профессионалы и отличные люди. Это абсолютно искренне. Я с большой благодарностью и уважением о них вспоминаю. Но вот чувство, когда ты можешь наконец-то расслабиться, отпустить ситуацию и просто получать удовольствие от профессии — это и есть, наверное, показатель, что ты нашел своего человека. У нас так случилось с Натальей Гнеушевой.
Валентина: Агента нужно выбирать на 50% сердцем и 50% своим внутренним прагматизмом, не побоюсь этого слова. Агент — это все-равно про бизнес в творчестве, поэтому с агентом у вас должны быть хорошие отношения. Плохие всегда мешают созидательному процессу, они поглощают творческую энергию и много ресурсов тратится на ненужное. Так вот сердцем, как раз для того, чтобы эта творческая энергия совместными усилиями уходила в правильное русло. А прагматизм — здесь вы должны понимать, насколько ваши внутренние ценности, представление о себе, как о творческой личности, о персоне, человеке с определенным внутренним масштабом и целями, согласуются с целями и представлениями о вас с вашим агентом.
Как вы справляетесь, когда ваш ребенок-актер получает роль, которая может быть эмоционально или физически тяжелой?
Анастасия: Мы в постоянном диалоге, вместе смотрим фильмы и обсуждаем их, умеем абстрагироваться от сценария. Саша считает, что, чем тяжелее роль, тем интереснее она для творчества.
Ирина: Я совершенно спокойно к этому отношусь. Верины бабушки и дедушки поначалу нервничали. Помню, у неё была роль дочери мэра в детективном сериале, и там по сюжету их обоих (мэра и его дочь) убивает киллер. Сцена вышла очень натуральная, и родственники тяжело восприняли смерть героини на экране. А в другом сериале её персонажа варварски выдирал из рук матери фашист. «Мама, маама!» — рыдала и взывала её Фрося в кадре. В сериале «Кошка», который только что вышел на Start, героиня Веры подвергается насилию. Отделять роль от актера, который её исполняет — это очень полезный навык и для артиста, и для зрителя. Сама Вера играет острые моменты легко, потому как владеет этим навыком. И в работе предпочитает методику Чехова системе Станиславского. Это её выбор и её инструмент, и то, как она им грамотно пользуется, доказывает, что она всё для себя решила правильно.
Валентина: Берём себя в руки и справляемся. Во-первых, если ты выбираешь эту сферу искусства, нужно понимать, что все эти истории — они не про тебя. Необходимо научиться абстрагироваться и проживать их в кадре, но не проживать в жизни.
Во-вторых, мы — взрослые — всё видим очень тяжело, травматично, трагично, потому что глубже понимаем происходящее. Ребенок — пока ещё играет. Я, как мама, наблюдаю за Евой в жизни. Вижу в ее жизненных ситуациях, что произошел случай, который ее задел. И потом в кино, в роли подкладываю это. Во-первых, чтобы получилось более органично, во-вторых, чтобы получился элемент терапии, где она избавится от этой эмоции, прожив ее в роли.
В-третьих, надо уметь восстанавливаться. Было у нас несколько моментов… Когда лето нужно снимать зимой, окунаться в холодную воду и делать вид, что ты плаваешь, и тебе классно. Или в 32 градусную жару ты в теплой кофте, колготках и куча цепей намотано… Но это «издержи», их следует принимать изначально и быть готовым, что здесь никто не станет подстраиваться: если нужно что-то снять и это запланировано, то это все равно снимут. Мы поддерживаем друг друга, стараясь быстро убрать напряжение. Например, на массаж сходить или погрузиться в иную зону комфорта, чтобы компенсировать этот жуткий диссонанс, несвойственный для ребёнка, который растет в хороших домашних условиях, отчасти тепличных. Чтобы тело забыло те неприятные эмоции.
Еще важный момент. В личности актера должна присутствовать гибкость психики. Возможно, даже в первую очередь. Если ты застреваешь в каждой роли подолгу, наверное, актерство — не совсем то направление, которое нужно выбирать человеку. Все актёры, а уж тем более дети, обладают этой гибкостью, которая быстро впускает это состояние и быстро выпускает из него. Даже если эта ситуация психологически сложная: зашёл, вышел и закрыл за собой дверь. Естественно, пока актёры — дети, наша родительская забота отслеживать, не проваливается ли потом ребенок в пагубные состояния и не болеет душой, скажем так. И мы не берём всё, что нам предлагают. Вычитываем, думаем, анализируем, согласовываем друг с другом — насколько сейчас мы готовы к такому развитию событий.
Роль мечты?
Саша: Я — девочка-бунтарка, с сильным характером, которая ждёт первую любовь, или она уже есть, и героиня ее проживает. Она не просит жалости, и со всем справляться сама.
Вера: Хочу сыграть комедийную героиню в настоящем времени, чтобы сценарий был наполнен юмором, приколами, позитивом и добром. Про школу, друзей и приключения! Такая красотка/стендапер/хулиганка. Чтобы зритель улыбался с первых до последних титров.
Ева: Раньше я хотела сыграть роль в ужасах, триллере... Да, все ещё хочется попробовать себя в этих жанрах. Но на данный момент я мечтаю о какой-то очень эмоциональной героине, в работе над которой нужно сильно постараться. Где ты разный и сложный, где перед тобой стоит много интересных задач.