Чем же занимается дизайнер интерьера? Какие ошибки в ремонте люди совершают чаще всего? Можно ли сэкономить, если нанять специалиста, который разработает дизайн-проект? Об этом и не только "Геометрия" спросила иркутского дизайнера Валерию Лисовую.
"РЕШАЮ ПРОСТРАНСТВО": КАК РАБОТАЕТ ДИЗАЙНЕР ИНТЕРЬЕРА? ИНТЕРВЬЮ С ВАЛЕРИЕЙ ЛИСОВОЙ
Архитектура дизайна
- Валерия, сколько лет вы занимаетесь дизайном, почему решили посвятить ему жизнь и где учились?
- Можно сказать, что профессия окружала меня с самого рождения. Я росла в общежитии Политеха и все люди вокруг меня были архитекторами, так что можно сказать, что я не выбирала профессию, она сама меня нашла. Папа и дядя тоже учились на архитекторов. И я поступила в Политех, закончила институт архитектуры и строительства. Но в архитектуру не пошла, решила стать дизайнером. Работаю уже 8 лет. Сейчас веду частные проекты и работаю в коллаборации с другими дизайнерами.
- Влияет ли на вашу работу образование архитектора?
- Думаю, да. Архитекторы, мне кажется, больше предрасположены решать само пространство, а не детали.
- Что делает дизайнер интерьера?
- Проектирует сочетание визуальных и практических свойств пространства.
- То есть это именно вы придумываете, как будет выглядеть то или иное помещение?
- Не только это. В основном дизайнер интерьера думает о том, как пространство будет функционировать, это самое главное.
- А как бы вы описали свой стиль?
- Я думаю больше как архитектор. Мне кажется, что стилистика не так важна, как общее решение пространства. А всё остальное - лишь инструменты. Они могут меняться, но общее решение останется.
- Дизайн-проекты каких пространств у вас заказывают чаще всего: жилых, офисных, торговых?
- Заказывают разные, но преимущественно жилые интерьеры.
- А что вам самой больше нравится проектировать?
- Наверное, жильё. Потому что мне нравится работать именно с индивидуальным заказчиком, его особенностями и делать интересное и уютное пространство для человека. Мне приятно, что люди выбирают меня, доверяют мне такое важное дело - спроектировать место, где они живут. В отличие от общественного пространства, это более личная история и она мне ближе.
- А вам важно сначала узнать человека, перед тем как придумывать дизайн-проект его жилища? Или достаточно одной встречи?
- Я хорошо считываю, вижу людей. И у меня практически всегда с первого раза получается очень точное попадание. Правок от заказчика всегда минимум.
Не по моде, а по сердцу
- Мода - явление переменчивое, всё время появляется что-то новое. Тренды в дизайне интерьера часто меняются?
- Да, конечно, мода в дизайне меняется тоже быстро. Но есть моменты вечные. Есть вещь по определению красивая, а есть вещь, которая появляется на хайпе. Но она тоже может быть красивой и со временем стать классикой.
- Представим ситуацию: человек пригласил дизайнера, сделал дома ремонт по последней моде, а спустя полгода тренды поменялись. Неужели всё придётся переделывать?
- Всегда говорю: нужно делать не так, как модно, а так, как хочется и нравится именно вам. Считается, что в идеале ремонт должен оставаться актуальным в течение 10 лет. И задача дизайнера сделать так, чтобы ремонт продержался в тренде всё это время.
- А что сейчас актуально?
- Какая разница? Актуально всё, что функционально, удобно, красиво и нравится заказчику. Я не люблю слепо следовать трендам.
Рождение проекта
- Можете описать вашу работу поэтапно? Вы заходите в помещение, видите его и сразу рождается образ?
- Если честно, часто бывает так, что я захожу и сначала вообще ничего не понимаю (смеётся...) Все свои идеи я стараюсь держать при себе, и только обдумав, отдавать заказчику: уже в более-менее реалистичном виде. А вообще идея рождается от пространства. Во многом от окон, от вида из окна. Это очень важно! Вид из окна - мощная штука в интерьере. Его всегда нужно учитывать. От этого зависит, будешь ли ты интегрировать внешнюю среду в интерьер или, наоборот, постараешься закрыть его. И, конечно, многое зависит от потребностей заказчика. Кто-то готов экспериментировать и рисковать. Кто-то говорит: мне нужно более классическое, так, как я привык.
- А потом вы возвращаетесь к себе в кабинет и придумываете проект?
- На протяжении какого-то количества времени я просто держу информацию в голове, вынашиваю, думаю и только потом берусь за работу. Немножечко медитации (улыбается). И только потом я делаю визуализацию: объёмно-пространственное решение, подбор материалов и рабочую документацию.
- Что такое рабочая документация?
- У проекта есть визуальная часть, то есть 3D-образ интерьера. Это для наглядности, чтобы заказчик представил, увидел, оценил. Но важнее визуальной части пакет рабочих чертежей. Строители не смогут работать исключительно по визуальному образу, им нужно дать конкретный альбом, в котором всё прописано. Это часть и называется рабочей документацией. Затем начинается стройка, а дизайнер осуществляет авторский надзор.
- А материалы вы сами выбираете?
- Чистовые отделочные, конечно, подбираю сама.
Зачем обращаться к дизайнеру?
- Существует такое мнение, что профессиональные дизайн-проекты могут себе позволить только очень обеспеченные люди.
- Это совсем не так. Дизайн-проект - это возможность совершить меньше ошибок. И иногда даже меньше потратить на ремонт. Если сравнивать стоимость работы дизайнера относительно стоимости напольного покрытия, это фактически столько же. Ты платишь дизайнеру столько же, сколько тратишь на отделку пола. Потому что стоимость рассчитывается по квадратным метрам. Конечно, цена напольного покрытия может быть разной. Но и стоимость дизайн-проекта тоже. Можно выбрать оптимальную для себя цену.
- Получается, если делаешь ремонт самостоятельно, можешь совершить ошибки?
- Конечно. И, вероятно, совершишь. И, вероятно, на каждом шагу.
- А какие самые распространённые ошибки совершают в ходе самостоятельного ремонта?
- Очень часто что-нибудь не открывается. Например, тумба в санузле смонтирована в угол с дверью так, что выдвижной ящик упирается в обналичку двери. Светильники часто мешают открыванию шкафов. Двери неудачно открываются, пересекаются и бьются друг о друга. Или много розеток, на которые ты тратишь больше, чем мог бы, если бы нанял дизайнера.
- На чём ещё можно сэкономить с дизайнером?
- Я думаю, что первостепенная задача дизайнера на самом деле не экономить деньги заказчика, а повышать уровень его жизни и предлагать ему то, что, возможно, сам бы он не выбрал.
- Люди сегодня стали чаще доверять свои дома и квартиры дизайнерам?
- Да, стереотип о том, что только богатый человек может позволить себе услуги дизайнера, постепенно уходит. Люди понимают, что дизайнер необходим. И это хорошо: рынок растёт, качество услуг повышается.
Сломать геометрию и впустить воздух
- Как рождался проект вашей собственной квартиры? Вы сами его разработали?
- Свою квартиру я делала очень долго, было время подумать буквально над каждый деталью. У меня были мечты, которые удалось там воплотить. Хотелось, чтобы квартира была современной во всём, особенно в геометрии пространства, но при этом установить сосновые белые двери и классический плинтус. Хотелось натурального дерева, чтобы это был не шпон, а массив - работа краснодеревщика. И это был первый раз, когда мне захотелось рискнуть и сделать в жилом помещении всё под керамогранит. Это сейчас появляются ещё более современные покрытия, например, кварц-винил. Он не боится ни влаги, ни температур. Его можно класть от порога и заводить в ванную комнату.
- Квартира ведь небольшая, но кажется просторной. Как удалось добиться такого эффекта?
- Да, всего 36 квадратов. В таких помещениях каждый порог уводит внимание от общего пространства и создаёт ощущение раздробленности. Поэтому в маленьких квартирах самое важное - добавить воздух. А когда мы отгораживаем каждое помещение порогом, ощущение воздуха теряется. Поэтому у меня всё максимально лаконично, без переходов.
- Очень интересное решение со спальным местом на втором ярусе и лестницей к нему. Неужели это возможно в маленькой квартире?
- Если позволяет высота потолков. Но вообще в маленьких квартирах это как раз необходимо. Именно за счёт такой компановки большая часть пространства остаётся свободной. Лестница также выполняет функцию книжных полок. С конструкцией лестницы соединён диван. А под спальным местом находится гардеробная, вход в неё расположен в коридоре. Рабочее место оборудовано на утеплённом балконе. Получается, что все крупные вещи укомплектованы на площади в четверть квартиры. А маленькая кухня огорожена так, чтобы её не было видно из жилой зоны. Вообще вся геометрия квартиры немного сломана. Коридор направлен не прямо, а чуть повёрнут на окно в комнате.
- Достаточно нетипичная планировка получилась. Все ли заказчики соглашаются на эксперименты?
- Нет, на такое решается не каждый. Иногда бывает трудно уговорить человека даже на простейший эксперимент. Например, поставить вместо прикроватной тумбы столик. Но многим нужна классическая тумба с ящиками. А кто-то, наоборот, хочет меняться. Моя задача - предложить и объяснить заказчику, что и каким образом сделает его жизнь комфортнее.
Выпендриваться необязательно
- Есть ли в вашей работе принципы, которых вы придерживаетесь всегда?
- Да, мне важно сохранять единую концепцию на всём объекте. Необязательно на каждом шагу выпендриваться. Часто бывает так, что в каждом помещении начинает происходить какая-то своя история. Но будь то квартира или дом, они должны быть решены в едином стиле. На крупных объектах - в больших домах - об этом легко забыть. И я стараюсь продумать концепцию, чтобы не сбиться. Например, сейчас я делаю дом в Патронах. Сразу решила: это будет самый натуральный в мире дом. Чтобы куда ни взгляни - всё настоящее!. Там окна в пол, потолки высокие, воздух, сосновый лес - поэтому всё будет без утайки, никаких плиток под мрамор и так далее. Мы с заказчиком выбрали керамогранит в ванную. Обычно у керамогранита в наборе обычно до 10 рисунков, а у этого больше 30! Он, вероятно, вообще не повторится. Мне важна правдивость материалов.
- У вас есть профессиональная мечта?
- Пока не сформулировала её точно. Но есть желание, чтобы у меня был идеальный заказчик. С которым можно в сотворчестве поработать и поэкспериментировать.
Текст: Марина Миникаева
Фото: Александр Вавилов