У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
En
Geometria

Смотрящие в перископ

03.04.2011
[ http://files.geometria.ru/pics/original/14174866.jpg ]

Запись четвёртая.
1911 г. «Телефот».
Наше время. Видео-чат.

«Ральф подошёл к укреплённому на стене
телефоту, нажал несколько кнопок, и через некоторое время экран аппарата засветился. На нём появилось чисто выбритое и довольно привлекательное лицо мужчины лет тридцати.

Узнав в своём телефоте Ральфа, он с улыбкой
поздоровался:
– Привет, Ральф!
– Здравствуй, Эдвард. Приходи завтра утром
в мою лабораторию. Я покажу тебе кое-что исключительно интересное. А впрочем, взгляни-ка лучше сейчас!

Ральф посторонился, чтобы его приятель
мог увидеть прибор на столе. Прибор этот находился футах в десяти от экрана телефота.»

Хьюго Гернсбек, «Ральф 124C 41+»

Видео-чат – это, пожалуй, одно из наиболее
часто упоминаемых в фантастической литературе изобретений. Идея того, что люди могут видеть друг друга и общаться друг с другом на больших расстояниях, очень проста и, как почти всё очень простое, гениальна. Эта идея настолько опередила время своего осуществления, что её высказывали (Тесла, например) даже тогда, когда обычный-то телефон был явлением далеко не будничным. С появлением же кинематографа видеофон стал появляться чуть ли не в каждом фантастическом фильме – по нему герои могли видеть и слышать друг друга, даже если находились на разных планетах. Хотя, надо заметить, очень часто видеофон представлял собой довольно громоздкое устройство с большим экраном, множеством всяких рычажков и кнопочек, и управление им было делом далеко не простым. Прошло всего несколько десятилетий после появления первых голливудских блокбастеров, и жизнь показала, что практичность и эргономичность – прежде всего. Современные «видеофоны» мобильны и общедоступны. Ещё даже 15 лет назад трудно было помыслить о том, что в распоряжении обычного человека будет компактное и мощное устройство, благодаря которому можно будет без проблем совершить видео-звонок в любую точку мира (про обычные телефонные звонки, выход в Интернет, использование программ, игр, просмотр кинофильмов и т.д. и говорить не приходится).

Попытки изобретения видеофона как самостоятельного
девайса предпринимались уже очень давно. В 1964 году AT&T установила в Нью-Йорке, Вашингтоне и Чикаго первые будки видеофонов, изображение на которых обновлялось раз в две секунды. Устройства так же были установлены и в штабах некоторых крупных компаний. Аппараты носили название Picturephone Mod I и поначалу привлекли к себе много внимания. Компания ожидала шумного успеха и всеобщего признания, однако будки пришлось демонтировать уже в 1968 году. Причина – невероятная дороговизна звонков, отпугнувшая даже самых отъявленных гиков того времени.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/14174875.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/original/14174885.jpg ]
Реклама 60-х годов видеофонов Picturephone.

С появлением Интернета идея передачи голоса
и изображения на расстоянии пережила второе рождение. Изначально проблема была в том, чтобы одновременно передавать телефонный сигнал и данные – техника просто не справлялась одновременно и с тем, и с другим. Учёные долго бились над этим вопросом, и, наконец, в 80-х годах была создана ISDN (Integrated Services Digital Network) — сеть, поддерживавшая службы для передачи речи, данных, видео и текста. Однако и это были всего лишь первые шаги, а настоящим рождением видеофонии можно считать лишь 90-е годы, когда появилась программа Internet Phone, разработанная израильтянами из компании VocalTec. День появления этой программы и можно фактически считать днём рождения Voice over IP (VoIP) и видеоконференций.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/14174903.jpg ]
Скриншот программы Internet Phone.

Ни качество связи, оставлявшее желать лучшего,
ни тот факт, что программа работала в полудуплексном режиме (как рация) не смогли отпугнуть пользователей, и программа Internet Phone была скачана тысячами людей, которые тут же начали ей активно пользоваться. Стало очевидно, что перспективы интернет-телефонии огромны. Вскоре на рынке появилась программа DigiPhone, позволявшая слушать и говорить одновременно, а ещё некоторое время спустя специалисты из Корнельского университета написали программу CU-SeeMe, с помощью которой в l994 году во время полета челнока Endeavor NASA передавало на Землю его изображение.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/14174926.jpg ]
Иконка программы DigiPhone.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/14174927.jpg ]
Окно программы CU-SeeMe.

Вторая половина девяностых годов в целом
не принесла ничего нового в систему интернет-телефонии и характеризовалась в основном разработкой пакетов стандартов в этой области, а также вопросов принятия нормативов.
В 2003 году появилась программа, на данный
момент завоевавшая, пожалуй, наибольшую популярность у любителей общаться через Интернет – Skype. Создателями Skype принято считать датчанина Януса Фрииса (Janus Friis) и шведа Никласа Зеннстрема (Niklas Zennstrom), однако они являются в первую очередь инвесторами и бизнесменами, но никак не разработчиками.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/14174928.jpg ]
Основатели Skype - Никлас Зеннстрем и Янус
Фриис.

Огромную роль в создании Skype сыграли эстонцы
Ахти Хейнла (Ahti Hem la), Прийт Кейсалу (Prut Kasesalu) и Ян Таллинн (Jaan Tallinn), которые снискали себе известность в начале двухтысячных годов благодаря работе над файлообменной Р2Р-сетью KaZaA. К слову, и Зеннстрем, и Фриис имели непосредственное отношение к разработке и развитию этого проекта, и некоторые их достижения буквально затмили остальную команду. Возможно, именно поэтому многие IT-журналисты приписывают им ключевую роль в создании Skype.

Активная работа над Skype была начата в 2002
году после солидных инвестиций со стороны Draper Investment Company. Довольно скоро, в апреле, были зарегистрированы доменные имена Skype.com и Skype.net, а первый бета-релиз программы публика увидела уже в августе 2003 года. Интересный факт – изначально программу хотели назвать Skyper (сокращение от «Sky peer-to-рееr»), но это доменное имя было уже занято, поэтому программу решено было переименовать.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/14174929.jpg ]
Логотип программы Skype.

Возникает закономерный вопрос – а почему,
собственно, именно Skype стал наиболее популярной программой? Ведь ко времени его выхода уже существовало огромное количество софта, предназначенного для аналогичных целей – телефонного и видео-общения через Интернет.
Одна из характерных черт Skype - использование
Р2Р-архитектуры. Её преимущество в том, что при её использовании голосовой трафик идёт через узлы сети, которыми являются сами пользователи. Таким образом, чем больше людей используют систему, тем лучше она работает. К моменту выхода Skype на рынок IP-телефонии практически весь этот рынок был занят софтом и железом, работающим на основе стандарта SIP. Стандарт SIP, в отличие от засекреченного протокола Skype, полностью открыт для разработчиков, запросы передаются через Интернет в текстовом виде, частично совпадая с протоколом http. Всё это заметно упрощает отладку и работу с протоколом SIP. Протокол SIP так же не имеет централизованного сервера, и, по сути, сервером может стать любой пользователь системы. SIP предназначен для работы в локальных сетях и на хороших интернет-каналах. Skype является полной противоположностью SIP, хотя некоторые данные и указывают на то, что в основе Skype-протокола лежит именно модифицированный SIP. Как бы то ни было, различий более чем достаточно: Skype - протокол закрытый, и в силу своей Р2Р-структуры использует принудительное шифрование, а так же он куда лучше приспособлен к экстремальным условиям. Если не дать Skype использовать весь диапазон портов UDP-протокола, он переключится на свободные TCP-порты, а если закрыть и их, переключится на http-прокси. Единственный способ заблокировать Skype – это производить анализ содержания всех пакетов, которые, к тому же, являются зашифрованными. Подобные трудности вызывали опасения у спец-служб всех стран мира, ведь при таких условиях прослушать разговоры через Skype очень трудно – зачастую, просто невозможно перехватить сигнал. Однако в последнее время специалисты из Германии, Австрии, России и ряда других стран намекали на то, что средства для дешифровки каналов Skype у них всё же имеются. В 2007 году Крис Касперски в одном из журналов посвятил этому вопросу развернутую статью, озаглавленную «Skype: скрытая угроза». В статье Крис пишет следующее: «Skype — это черный ящик с многоуровневой системой шифрования, напичканный антиотладочными приемами исполняемого файла, считывающий с компьютера конфиденциальную информацию и передающий ее в Сеть по закрытому протоколу. Последний обходит брандмауэры и сурово маскирует свой трафик, препятствуя его блокированию. Все это превращает Skype в идеального переносчика вирусов, червей и дронов, создающих свои собственные распределенные сети внутри Skype-сети».

Однако, не будем забывать, что все эти технические
тонкости, протоколы и каналы имеют мало отношения к обычному пользователю, которому в первую очередь нужны качество и комфорт. С самого своего первого релиза Skype приятно радовал простой и лёгкостью использования, имел максимально упрощенный, интуитивно понятный интерфейс с поддержкой 10 языков и изначально был заточен под голосовую связь. Отличались и кодеки, которые использовал Skype – благодаря им при достаточной скорости соединения можно было получить качество звука, сопоставимое с качеством звука обычной телефонной связи, а также изображение достаточно хорошей чёткости. Появившись в 2003 году, Skype ни на минуту не останавливался в развитии. Со временем появилось множество новых полезных функций, автоответчиков, сервисов отправки смс и проч. и проч., которые только добавили ему популярности.

В заключении хочется добавить, что, несмотря
на повсеместное распространение и всеобщую доступность, видео-чат всё же не стал таким привычным атрибутом современной жизни, как, например, телефон. Да, приятно видеть «вживую» друга, находящегося в Америке; интересно, а иногда и необходимо, принимать участие в видео-конференциях, но всё же для решения большинства текущих вопросов, на мой взгляд, вполне достаточно только слышать собеседника, а иногда и слышать не обязательно – можно обмениваться сообщениями через мессенджеры мгновенных сообщений. Видео-чат – это приятное, иногда, безусловно, необходимое средство для коммуникации между людьми, но в целом оно всё же не стало тем символом технического прогресса и цивилизации будущего, каким его представляли многие фантасты.
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Астрахань
Атырау
Балаково
Бали
Бангкок
Барнаул
Барселона
Белгород
Белград
Берлин
Брянск
Владивосток
Владимир
Волгоград
Воронеж
Геленджик
Гоа
Дмитров
Донецк
Дубай
Евпатория
Екатеринбург
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калининград
Калуга
Кемерово
Керчь
Киров
КМВ
Кострома
Краснодар
Красноярск
Курск
Липецк
Лиссабон
Лондон
Лос-Анджелес
Луганск
Магнитогорск
Майами
Махачкала
Минск
Москва
Мурманск
Набережные Челны
Нефтеюганск
Нижний Новгород
Нижний Тагил
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Нью-Йорк
Омск
Оренбург
Пенза
Пермь
Прага
Регион Югра
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Самара
Сан-Паулу
Санкт-Петербург
Саратов
Севастополь
Симферополь
Сочи
Ставрополь
Сургут
Таганрог
Ташкент
Тверь
Тель-Авив
Тольятти
Томск
Тула
Тюмень
Улан-Удэ
Уфа
Феодосия
Ханой
Чебоксары
Челябинск
Шерегеш
Южно-Сахалинск
Ялта
Ярославль