У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
17.12.2022

СПЕЦПОКАЗ ФИЛЬМА «БОРЗЕНКО: РИНГ ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ» В «ЛЕНДОКЕ»

"... это очень страшно - строить галлюцинаторные планы. И, вообще, это очень страшно жить с какой-то определенной надеждой. Надо научиться жить без надежды. Потому что надежда - это бастард, это незаконное дитя твоего воображения..." М.К. Мамардашвили

23 октября в «Лендоке» в рамках 32го кинофестиваля «Послание к человеку» прошел спецпоказ фильма «Борзенко: ринг за колючей проволокой». Фильм представил продюсер - Владимир Владимирович Пирожок, в обсуждении фильма участвовал Григорий Дрозд, чемпион мира по версии WBC, вице-президент Федерации тайского бокса России.

О чем фильм? О герое. Фильм документальный, не столь привычное нам голливудское «основанное на реальных событиях», реконструкция реальной истории жизни.

Андрей Борзенко родился не в самом благополучном районе Ташкента в 20м году, в середине 30-х начал заниматься боксом в секции Сиднея Джексона.

«Папа не любил лентяев, трусов и нытиков. Он учил их быть людьми» - делится в фильме дочь тренера.

До войны в 38 и 39 годах Борзенко становится чемпионом бокса в тяжелом весе в Узбекской ССР.

А дальше? Дальше была война. Андрея призвали в конце 40-го года, а в 41 попал в плен при отступлении советских войск через Днепр.

А дальше? Дальше невероятная абсолютно кинематографичная история, которую не каждый сценарист смог бы придумать.

Сначала Борзенко попал в лагерь под Дрезденом, но с двумя соотечественниками совершил побег. Более 30 дней они уходили от преследования, не слишком представляя как без еды, теплой одежды преодолеть огромное расстояние до своих. По признанию сына Андрея Андреевича Борзенко, осталось тайной, как им удалось преодолеть трудности во время этого путешествия. «Отец никогда об этом не говорил». Но побег окончился неудачей - беглецов поймали. Не веря, что голодные замученные люди способны на побег из концлагеря, гестаповцы приняли их за заброшенный десант, разведчиков и 10 дней жестоко пытали. Один из красноармейцев умирает, но двое других стойко выдерживают пытки. И их отправляют эшелоном в Бухенвальд - на верную смерть.

«Воспоминания моей семьи хранят эпизод, когда начались налеты фашистов на Ленинград, враг только подступал, а население бежало. Навстречу моей прабабушке с совсем еще крошеной дочкой на руках шла женщина, которая возмущенно комментировала: «Ну что вы паникуете? Немцы такие достойные воспитанные люди, что их бояться?»

Достойные и воспитанные люди везли в концлагерь людей не достойных и невоспитанных, поэтому вагоны не отапливались, людям не давали воду и еду, трупы умиравших от тягот выкидывать из вагонов было нельзя - и они оставались с живыми, разлагаясь и дополняя муки еще живых.

А в лагере? В лагере было то, о чем еще 30 лет назад часто показывали фильмы, а сейчас начинают потихоньку называть «коммунистической пропагандой». В фильме много фотографий и кадров хроники - тяжелый труд по 12-14 часов на каменоломнях и заводах, кусок «хлеба» из опилок, ошметков и малой части муки, и 800 гр похлебки из опилок в день. Пытки, медицинские опыты. Выкачивание из заключенных в лагере - измученных мужчин, женщин и самое ценное - детей, крови для немецких солдат. Создание изысканных обложек для книг, абажуров и перчаток из татуированной кожи узников - Ильза Кох, супруга главы концлагеря, лично выбирала самые интересные варианты. Она же любила развлечь публику, натравливая собак на людей.

Но мы помним, что арийцы - раса высшая, а посему убийствами руки марать не дело. В лагере была среди заключенных и привилегированная каста - немецкие уголовники. Они получали лучшее питание, у них были полномочия по управлению «недочеловеками», были силы издеваться, грабить и убивать. И развлекаться. И в качестве анимации создали «чемпионат на выживание» - боксерские бои, где цена проигрыша была - смерть. И все вроде честно- бой один на один. Вот только против более сильных, откормленных и уверенных в поддержке со стороны немцев на бои выходили голодные истощенные узники.

Все работало прекрасно, пока на ринг не вышел Андрей Борзенко. Он одерживал победу за победой, каждый бой стараясь растягивать как можно дольше, потому что во время этих боев готовилось восстание подпольной организации узников. Она была интернациональной, но более чем на треть (а это больше 2 тысяч человек) состояла из советских людей. Люди поддерживали своего бойца, как могли - ему старались сберечь еды, поддержать насколько это было возможно. Борзенко подкармливали всем лагерем, чтобы он мог держаться, мог бороться.

1
2

В эпиграф вынесена цитата про надежду. И эта самая надежда оказалась ключом к выживанию. Когда надежда становится целью- она дает смысл жить. И этот смысл наполняет силой, стремлением победить несмотря ни на что, потому что от победы зависит так много. Чтобы пронести в барак оружие, его прятали в носилках, под раненными. Риск был страшный - в случае обнаружения, погибли бы не только те, кто собирал и проносил эту партию, но и вся идея восстания оказалась бы под угрозой. А во время боксерских боев, пока внимание было отвлечено, восставшие собирали и тестировали оружие в канализации под лагерем.

Андрей победил как шахматист, расставляющий ловушки, приводящие к поражению. «Если вы будете думать быстро, вы обязательно найдете выход».

В 45 американские войска приблизились к лагерю на 40км. У узников возникла надежда. А немцы? Те принялись заметать следы преступлений- расстреливать обитателей лагеря, печи крематориев пылали круглосуточно. Часть бунтовщиков отказалась от идеи восстания: «Сначала расстреляют евреев, потом коммунистов, пока до других дело дойдет?» На восстании продолжали настаивать только плененные советские граждане.

Но когда американцы почему-то решили отступать (о причинах можно прочитать в книге Хануша Бургера «1212» о последнем годе войны на территории оккупированной Европы), узники заволновались - так могли успеть расправиться и со всеми. Было принято единогласное решение. 11 апреля 45го восстание началось штурмом сторожевых вышек.

На экране оживает история Андрея Борзенко - через рассказы его детей, дочери тренера Сиднея Джексона Паины, учеников, историков. В основу фильма легла книга «Ринг за колючей проволокой», написанная в 60м году Георгием Свиридовым, писателем и первым руководителем Федерации бокса СССР, который был знаком с Борзенко лично и хотел рассказать его историю.

Фильм относится к документальным - он собран из интервью, кадров хроники, текст от автора озвучил Сергей Гармаш. Сделано настолько живу, красочно, интересно. И страшно. Зритель не читает сухой пересказ, он становится частью это истории, может прочувствовать всю невыносимую реальность происходившего. От этого невозможно отмахнуться и забыть.

Огромное внимание к деталям. Роль Борзенко в реконструкции блестяще сыграл актер Иван Фоминов. Григорий Дрозд отметил профессионализм актера в постановках сцен боев: «Видно, что человек понимает, занимался боксом и знает, что делает».

Было огромной честью выразить лично благодарность продюсеру за этот фильм. Работа собирает награды на фестивалях по всей стране, и, на мой взгляд, абсолютно заслуженно. Сейчас тяжело, почти физически невыносимо пересматривать «Помни имя свое». Но забывать наше прошлое, где героизм был таким вынужденным, бытовым, необходимым - мы не имеем права. Фильм честно и прямо говорит о событиях прошлого. Не нагнетая, не подчеркивая.

Хорошее кино, которое стоит посмотреть. Которое не получится забыть.

Закончить хотелось бы другой цитатой советского философа Мераба Мамардашвили: «Я могу вам признаться, что одно из моих переживаний, из-за которых, возможно, я и стал заниматься философией, было совершенно непонятное, приводящее меня в растерянность — слепота людей перед тем, что есть. Стоят нос к носу с чем-то и этого не видят. Это происходит потому, что мы не извлекаем опыт. И это происходит бесконечно — всё заново и заново в нашей жизни, или в истории в целом, повторяется одна и та же ошибка. Почему? Потому что, очевидно, не существует структуры, в которой мы раз и навсегда извлекли бы опыт из того, из-за чего нам пришлось раскаиваться. Если этого не сделать, то это будет повторяться. В истории вовсю гулял гений повторений, повторений дурных до тошноты».

Материал подготовила: Ольга Вильчевская

Поддержать автора
Комментарии
avatar
Аноним