Geometria
«Трудно быть богом»
26.02.2014
[ //www.youtube.com/embed/IkJ8T5kse84?wmode=opaque ]
Факты: Картина, снятая по одноименной повести
братьев Стругацких, от своего первоначального замысла до премьеры прошла путь длинною в сорок шесть лет. Первый вариант сценария был написан Алексеем Германом еще в 1968 году, но в связи с событиями, известными как «Пражская весна» (ввод советских войск в Чехословакию) съемки были надолго отложены и начаты были только в постперестроечный период. Закончен был фильм уже после смерти Алексея Германа его сыном Алексеем Германом-младшим.
О фильме: "Трудно быть богом" - это абсолютно
атмосферное и провокационное кино, в котором разглядеть сюжетные ходы Стругацких достаточно сложно. Поэтому, ошибется тот, кто будет искать сравнения с книгой и пытаться сделать вывод о том, лучше фильм книги или хуже. Так, например, Тарковский «экранировал» «Пикник на обочине» взяв за основу главную идею зоны и внес массу собственных сюжетных линий. Для тех, кто видел более ранние работы Германа стилистика «Трудно быть богом» будет знакомой. Картины Германа часто принято сравнивать с документальным кино. Стиль, придуманный им в его пятом фильме «Мой друг Иван Лапшин» (1984), получил продолжение в «Хрусталев, машину!» (1998), а его последняя работа - в каком-то смысле высшая точка труднопонимаемой германовской кино-эстетики, в которой действие замено на некую подсознательную, эмоциональную трансляцию. Существует некое романтизированное видение Средневековья, наполненное красочной, почти сказочной экзотикой и давно утраченными рыцарскими ценностями. Арканарское средневековье в видение Германа – его полная противоположность: грязь, пытки, дерьмо и разложение, крупные планы на фоне трудноуловимых диалогов, заглядывающие и лезущие в зал из черно-белого прямоугольника экрана искаженные гримасами лица. Если казнь – то с опусканием в нужник вниз головой, если повешенный труп – то с обязательным обливанием рыбной чешуей, что бы птицы выклевывали глаза. Одним словом, парад уродцев и уродств, бессмысленной жестокости и мракобесия. Натуралистичный киноязык Германа весьма далек от языка, который привык воспринимать среднестатистический зритель – выстроенный сюжет, планомерное развития действия, итд. Подтверждением тому было то, что через полчаса после начала просмотра каждые пять минут кто-то из зрителей покидал зал. Ведь зритель не любит, когда его насилуют.
Нужно отдать должное автору картины и команде,
работа была проделана колоссальная: костюмы, натура, безупречная камера, где мастерски выверен каждый кадр, много отличных актерских работ, среди которых, естественно, на первом плане Леонид Ярмольник. Ярмольник имеет фильмографию порядка восьми десятков картин(!) и в подавляющем большинстве это комедийные роли второго плана. Однако «в руках» Германа он раскрывается как прекрасный драматический актер и привычное, тянущееся за ним еще со студенческих лет амплуа «цыпленка-табака», о котором невольно вспоминаешь при каждом его появлении на экране, в памяти не всплывает, пожалуй, впервые.
«Трудно быть богом» - фильм в буквальном
смысле подписывающий смертный приговор человечеству: «Когда уходят серые, приходят черные». А в финале остаются горы трупов, бесконечный снег и мелодия самодельного саксофона Дона Руматы, так и не ставшего богом.
Факты: Картина, снятая по одноименной повести
братьев Стругацких, от своего первоначального замысла до премьеры прошла путь длинною в сорок шесть лет. Первый вариант сценария был написан Алексеем Германом еще в 1968 году, но в связи с событиями, известными как «Пражская весна» (ввод советских войск в Чехословакию) съемки были надолго отложены и начаты были только в постперестроечный период. Закончен был фильм уже после смерти Алексея Германа его сыном Алексеем Германом-младшим.
О фильме: "Трудно быть богом" - это абсолютно
атмосферное и провокационное кино, в котором разглядеть сюжетные ходы Стругацких достаточно сложно. Поэтому, ошибется тот, кто будет искать сравнения с книгой и пытаться сделать вывод о том, лучше фильм книги или хуже. Так, например, Тарковский «экранировал» «Пикник на обочине» взяв за основу главную идею зоны и внес массу собственных сюжетных линий. Для тех, кто видел более ранние работы Германа стилистика «Трудно быть богом» будет знакомой. Картины Германа часто принято сравнивать с документальным кино. Стиль, придуманный им в его пятом фильме «Мой друг Иван Лапшин» (1984), получил продолжение в «Хрусталев, машину!» (1998), а его последняя работа - в каком-то смысле высшая точка труднопонимаемой германовской кино-эстетики, в которой действие замено на некую подсознательную, эмоциональную трансляцию. Существует некое романтизированное видение Средневековья, наполненное красочной, почти сказочной экзотикой и давно утраченными рыцарскими ценностями. Арканарское средневековье в видение Германа – его полная противоположность: грязь, пытки, дерьмо и разложение, крупные планы на фоне трудноуловимых диалогов, заглядывающие и лезущие в зал из черно-белого прямоугольника экрана искаженные гримасами лица. Если казнь – то с опусканием в нужник вниз головой, если повешенный труп – то с обязательным обливанием рыбной чешуей, что бы птицы выклевывали глаза. Одним словом, парад уродцев и уродств, бессмысленной жестокости и мракобесия. Натуралистичный киноязык Германа весьма далек от языка, который привык воспринимать среднестатистический зритель – выстроенный сюжет, планомерное развития действия, итд. Подтверждением тому было то, что через полчаса после начала просмотра каждые пять минут кто-то из зрителей покидал зал. Ведь зритель не любит, когда его насилуют.
Нужно отдать должное автору картины и команде,
работа была проделана колоссальная: костюмы, натура, безупречная камера, где мастерски выверен каждый кадр, много отличных актерских работ, среди которых, естественно, на первом плане Леонид Ярмольник. Ярмольник имеет фильмографию порядка восьми десятков картин(!) и в подавляющем большинстве это комедийные роли второго плана. Однако «в руках» Германа он раскрывается как прекрасный драматический актер и привычное, тянущееся за ним еще со студенческих лет амплуа «цыпленка-табака», о котором невольно вспоминаешь при каждом его появлении на экране, в памяти не всплывает, пожалуй, впервые.
«Трудно быть богом» - фильм в буквальном
смысле подписывающий смертный приговор человечеству: «Когда уходят серые, приходят черные». А в финале остаются горы трупов, бесконечный снег и мелодия самодельного саксофона Дона Руматы, так и не ставшего богом.
Комментарии