У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить

Управление персональными данными. Новая формальность или новая реальность?

20 октября

Авторская колонка юриста Ивана Первашова

Вы допиваете капучино в любимом кафе с видом на черноморское побережье, официант приносит счет, а вместе с ним – предложение вступить в программу лояльности заведения с массой специальных предложений для постоянных, любимых гостей. Заполнение пары строк, ФИО, дата рождения, номер телефона, электронный адрес, подпись – готово.  Теперь вы в игре. Только что вы стали возможной причиной полумиллионного штрафа владельца кафе, а сами – потенциальной жертвой «сотрудников банка» и прочих мошенников.

Или вы владелец клиники или СПА-салона, и улучшения качества обслуживания собираете базу данных клиентов с их днями рождения и предпочтениями. Сотрудники работают с данными в программах, хранят на локальных дисках, или в облачных хранилищах. Используются службы рассылок. Если так, значит играете по-крупному, на несколько миллионов рублей.

Дело в том, что наступила новая реальность для работы с персональными данными. За короткий срок в этом еще довольно туманном для большинства вопросе успели появиться тонкости с ценником в десятки и сотни тысяч за каждую ошибку. Проблему не видите? А она уже есть. Пока маховик госконтроля набирает обороты самое время навести порядок. Вопросы сбора, хранения и работы с данными клиентов — это не усмотрение маркетинга, а ответственность собственника.

Тут важно не заблуждаться, что если на рецепции собирают подписи клиентов под «согласиями» клиентов, а сайт и локальная документация пополнились парой документов, то требования закона о защите персональных данных выполнены. На эту часть нашей жизни нужно начать смотреть под другим углом, и вот чему.

Новый порядок

Цифровые технологии, базы данных, крипто-шифрование – ворвались в нашу жизнь и уже не понятно, где заканчиваются они, и где начинаемся мы. Каждый из нас просыпается и засыпает с устройством, которому уже безвозвратно доверил всю информацию о себе, от адресной и платежной до биометрической, о поведении и привычках, покупках и предпочтениях, нас анализируют … покупают и продают. Поэтому информация о нас, то есть мы с вами стали доминирующим ресурсом и важнейшим товаром, а наша польза далеко не всегда главный мотив тех, кто получает доступ к информации о нас. Начинается с имени, адреса и счета для договора, но никогда ими не заканчивается.

Еще в конце прошлого века ученые оценили значение информации, количество утечек, преступлений и жизненных трагедий от утечек чувствительной персональной информации, а главное четкие тенденции роста злоупотреблений как локальными злоумышленниками, так и транснациональными гигантами.

Тогда родилась первая директива Европарламента № 95/46 ЕС от 24.10.1995. Новый закон регулировал защиту данных европейцев и устанавливал правила хранения, перемещения личной информации от одного «собирателя данных» к другому. США и все другие торговые партнеры должны были или отказаться от европейского рынка или уважать права европейцев. Появился термин «персональные данные» и правило, что хранение и использование каждого вида данных должно быть обоснованно не только информированным согласием, но и необходимостью. Информация может храниться только в минимальном необходимом объеме и только пока она требуется для оказания услуг человеку, а если закончили оказание услуг, то по общему правилу удалили данные. Иное нужно грамотно обосновать.

В 2006 году появился российский Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ. Оказывая услуги в различных юрисдикциях, констатируем, что российский закон значительно менее строгий, чем, например, европейский General Data Protection Regulation (GDPR), пришедший на смену директиве, но тенденции те же.

Данные стали ключевым активом, а информационная безопасность и защита приватности стали обязанностью и статьей расходов для государств и всех организаций. Информация не только товар, но и бремя. Чем информации больше, чем больше обработок и чем чувствительнее данные, тем выше риски. Бизнес не может отказаться от использования данных в маркетинге, но активность маркетологов нужно сбалансировать компетенциями специалистов по информационной безопасности и персональным данным.

Российский закон о персональных данных.
Получая данные, организация (на языке 152-ФЗ) становится «оператором обработки персональных данных») и получает внушительный комплект обязанностей, внимание к которым государство с 2020 привлекает регулярным увеличением штрафов. Маркировка рекламы – это лишь небольшое течение в океане глобальной информационной гигиены.

Предполагается, что у каждой фирмы в B2C есть политика обработки персональных данных, приказ о назначении ответственного, реестр персональных данных, положение о защите персональных данных работников, актуальные на 2024 год формы согласия на все виды данных и обработок, типовые договоры с клиентами, все направляют уведомления субъектов персональных данных и Роскомнадзора.

Для грамотных предпринимателей уже пройденный этап, такие вопросы, как например получение информированного и специфического согласия на каждую обработку по принципу «одна цель обработки = одно согласие». Получая от одного и того же субъекта данных необходимое количество согласий, они обосновывают для удовлетворения каких его интересов необходимы каждые из них.

В то же время не все могут сказать, что настроили процесс обработки управления объемом и сроками хранения, удаления, направления актов. Не все получили право на трансграничную передачу данных, которая происходит, например, при использовании в бизнесе иностранных сервисов универсальных как Google и Microsoft и специальных: CRM и прочих систем.

Многие клиенты обращаются за комплексной правовой и организационной поддержкой, когда узнают, что кроме вышеизложенного каждый оператор обязан предпринимать меры по защите персональных данных от утечек, распознавать лиц, имеющих доступ к персональным данным, эксплуатировать только разрешенное ПО, вести учет носителей персональных данных и событий, угрожающих персональным данным, защищать системы хранения и передачи персональных данных.

Почему не инвестировать это дорого? Новые штрафы.

В 2023 году штрафы за нарушение законодательства о персональных данных в России выросли кратно. Например, за каждый факт обработки персональных данных без надлежащего (точного и верного, а не любого) согласия:

 

Было (руб.)

Стало (руб.)

Физлицо

от 6 000 до 10 000,
до 20 000 за повторное

от 10 000 до 15 000,
до 30 000 за повторное

Должностное лицо или ИП

от 20 000 до 40 000,
до 100 000 за повторное
для 300 000 для ИП

от 100 000 до 300 000,

до 500 000 за повторное

до 1 000 000 для ИП

Компания

от 30 000 до 150 000,

за повторное до 500 000

от 300 000 до 700 000,

за повторное
от 1 000 000 до 1 500 000 млн

Использование данных российских пользователей при работе с иностранными облачными хранилищами, программами управления данными о клиентах, сервисами рассылок (считается, что в таких случаях данные как пользователей, так и клиентов пересекают границу) требует согласования Роскомнадзора и отчетности, а штраф за каждое нарушение теперь от 60 000 до 100 000 рублей.

Также увеличили ответственность и за нарушения, о которых большинство и не предполагает: тонкости защиты персональных данных, не опубликование некоторых видов локальных документов компании и тем более их отсутствие.

В Государственную Думу внесен проект о так называемых «оборотных штрафах» (Законопроект № 502104-8). На Западе часть нарушений уже штрафуется не в фиксированном размере, а в процентах от оборота компании за год. В России сейчас предлагается штраф от 0,1% до 3% от годовой выручки, но не менее 15 млн рублей и не более 500 млн рублей.

Что нужно делать бизнесу?

Для базовой безопасности капитала и будущего своего бизнеса разумно объективно оценить ситуацию, проверив себя своими силами или заказав такую услугу. Далее не только разработать необходимые документы (иначе документы будут малополезны и устареют через несколько месяцев), но вписать разработанные решения в реальные бизнес-процессы предприятия и запустить систему регулярного пересмотра. В крупных компаниях это делегируют обученным специалистам в штате, а для малого и среднего бизнеса экономически обоснованным остается аутсорсинг таких непрофильных функций через услуги консалтинговых (юридических) фирм.

В Крыму и Севастополе такой фирмой стала юридическая фирма Precedent consulting, которая по заключению федерального профессионального рейтинга «Право-300», ИД «Коммерсантъ» и других уже несколько лет остается региональным лидером, занимая высшую строчку рекомендаций экспертов для бизнеса.

Какой бы путь вы не выбрали, оставайтесь сильными и актуальными, укрепив направление информационной безопасности и защиты приватности.

 

Об авторе: Иван Первашов, юрист крымского офиса юридической компании «Прецедент Консалтинг». Компания создана в 2014 году для обеспечения доступа к качественному юридическому бизнес-консалтингу для предприятий и предпринимателей Крыма и Севастополя.
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним