Geometria
В КЛУБЕ ПЕРВОМ
16.04.2012
Три новости как-то плавно сошлись: в выходные
патриарх сказал про засилье веселья на ТВ, в понедельник президент Медведев напомнил про ответственность развлекательных заведений, а глава Удмуртии так и вовсе предложил ночные клубы закрыть.
Патриарх (в отличие от некоторых одиозных
подчиненных) посмотрел на происходящее не с религиозной точки зрения, а с психологической. Он не стал призвать: «Побойтесь Бога!» – а просто сказал: когда общество так много и натужно веселится – в этом есть что-то нездоровое.
Я сам писал об этом много раз: преувеличенное
веселье может быть признаком того, что людям страшно, одиноко, неуютно, тревожно; общий бодрый тон выгоден, потому что помогает шибче торговать; но в любом случае это никак не признак того, что людям весело. Фрейд считал, что радость есть некоторое количество сэкономленной человеком энергии, которая выходит наружу в виде смеха. То есть смех, радость – вещи в высшей степени бесплатные, как теплота при выделении газа. А если для достижения радости тратится столько дополнительных усилий – какое же это веселье?
В столице, где все пропитано духом обязательного
веселья, невольно думаешь: от ЧЕГО нужно ТАК отдыхать? От работы, надо полагать. Можно, таким образом, представить, какое количество людей в Москве занимаются нелюбимым делом – причем занимаются они этим именно потому, что уверены: чем нелюбимее работа, тем больше денег она приносит. Это очень симптоматичная установка: у нас до сих пор считается, что для преуспеяния нужно обязательно убить себя; отказаться от своего Я, дать себя унизить, растоптать, смять в лепешку.
«Без говна не выловишь и рыбку из пруда»,
– гласит народная мудрость. Знаменитая «Норма» Владимира Сорокина построена на буквальном прочтении метафоры: каждый человек обязательно должен «хлебнуть дерьма», то есть пройти «школу жизни», школу насилия и унижения. Те идиоты, которые обзывали Сорокина «калоедом», должны были бы внимательно читать эту вещь: если бы они ее правильно поняли, теперь бы не глушили свою тоску натужным вытьем.
Чтобы изменить это, нужна серьезная психологическая
работа в обществе – освобождение, раскрепощение массового сознания, изменение базовых установок.
Но это все отвлеченные размышления, философия.
В практическом же смысле выходит, что власть – в лице не последних ее представителей – почти синхронно поставила под сомнение ценность понятия «интертеймент», развлечение. На месте нынешней власти я бы, напротив, молился на развлечение – потому что это то единственное, что удерживает Россию от социального взрыва. Развлечение (наряду с потреблением), вообще-то, есть бог нынешней жизни. Благодаря развлечению общество находится в состоянии полусна. Современная Россия на этой дрёме, как на фундаменте, и стоит: убери тотальное и бездумное веселье – и человек может «протрезветь» и задуматься.
Проблема нашего времени – куча этого самого
свободного времени: поэтому так важно его заполнить, потратить качественно – чтобы возникло ощущение «радости жизни». Экономист и философ Александр Долгин считает, что условная попса выполняет еще и роль смазки между шестеренками классов. До тех пор пока у каждого социального слоя есть собственный набор развлечений, включая самые «убогие» или «вредные», с точки зрения элиты, до тех пор классы не мешают друг другу жить. Но как только мы убираем цепочку «пиво – чипсы – футбол» или, например, «вино – роллы – ночные клубы» – микрофлора нарушается и межклассовые перегородки разрушаются.
Словом, развлечение – важнейший фактор
социальной стабильности: отдает ли власть отчет в том, на что покушается? Понимает ли это, например, президент Удмуртии Александр Волков, который считает, что деятельность ночных клубов в Ижевске следует прекратить?.. «Просто мы распустились все и считаем, что раз все дозволено, можно любой бардак организовывать. Поэтому я сторонник того, чтобы их вообще закрыть», – заявил Волков в понедельник, 18 апреля, подчеркнув, что ночные клубы не несут никакой «положительной социальной нагрузки» (цитата по «Интерфаксу»). Как и многие политики, президент Удмуртии – мастер политической пРоговорки: «организовывать любой бардак» (как образно сказано!) – это как раз главный властный тренд последних лет; «социальная нагрузка» ночных клубов именно в том и состоит, чтобы их посетители не думали о чем-то серьезном – например, о качестве жизни в той же Удмуртии.
Все эти высказывания означают одно: непонимание
властью основ современной жизни. Отмените веселье, выключите свет, заставьте, условно, всех ложиться баиньки в 22.00, как в Гонконге – и готовьтесь в таком случае услышать о себе все. Спать не будут: будут больше встречаться, читать, обсуждать – в том числе кто будет главным в стране.
Внезапная «атака на развлечение» объясняется,
возможно, именно тем, что в стране стартовала выборная кампания (с заявления Зюганова на Первом канале). В обычное время власть – любая – заинтересована в том, чтобы народ веселился или дремал и ни о чем плохом не думал. Но когда приходит время для голосования, власть вспоминает об отрезвлении, призывает отказаться от веселья, становиться серьезней. Ей нужно, чтобы общество протрезвело ровно в тот момент, когда надо будет сделать выбор – проголосовать, дав власти вожделенную легитимность. Причем разбудить граждан нужно даже в том случае, если слово «выбор» носит характер условный. А потом опять начнется дискотека.
Источник: деловая газета ВЗГЛЯД [ http://vz.ru/columns/2011/4/19/484795.html ]
патриарх сказал про засилье веселья на ТВ, в понедельник президент Медведев напомнил про ответственность развлекательных заведений, а глава Удмуртии так и вовсе предложил ночные клубы закрыть.
Патриарх (в отличие от некоторых одиозных
подчиненных) посмотрел на происходящее не с религиозной точки зрения, а с психологической. Он не стал призвать: «Побойтесь Бога!» – а просто сказал: когда общество так много и натужно веселится – в этом есть что-то нездоровое.
Я сам писал об этом много раз: преувеличенное
веселье может быть признаком того, что людям страшно, одиноко, неуютно, тревожно; общий бодрый тон выгоден, потому что помогает шибче торговать; но в любом случае это никак не признак того, что людям весело. Фрейд считал, что радость есть некоторое количество сэкономленной человеком энергии, которая выходит наружу в виде смеха. То есть смех, радость – вещи в высшей степени бесплатные, как теплота при выделении газа. А если для достижения радости тратится столько дополнительных усилий – какое же это веселье?
В столице, где все пропитано духом обязательного
веселья, невольно думаешь: от ЧЕГО нужно ТАК отдыхать? От работы, надо полагать. Можно, таким образом, представить, какое количество людей в Москве занимаются нелюбимым делом – причем занимаются они этим именно потому, что уверены: чем нелюбимее работа, тем больше денег она приносит. Это очень симптоматичная установка: у нас до сих пор считается, что для преуспеяния нужно обязательно убить себя; отказаться от своего Я, дать себя унизить, растоптать, смять в лепешку.
«Без говна не выловишь и рыбку из пруда»,
– гласит народная мудрость. Знаменитая «Норма» Владимира Сорокина построена на буквальном прочтении метафоры: каждый человек обязательно должен «хлебнуть дерьма», то есть пройти «школу жизни», школу насилия и унижения. Те идиоты, которые обзывали Сорокина «калоедом», должны были бы внимательно читать эту вещь: если бы они ее правильно поняли, теперь бы не глушили свою тоску натужным вытьем.
Чтобы изменить это, нужна серьезная психологическая
работа в обществе – освобождение, раскрепощение массового сознания, изменение базовых установок.
Но это все отвлеченные размышления, философия.
В практическом же смысле выходит, что власть – в лице не последних ее представителей – почти синхронно поставила под сомнение ценность понятия «интертеймент», развлечение. На месте нынешней власти я бы, напротив, молился на развлечение – потому что это то единственное, что удерживает Россию от социального взрыва. Развлечение (наряду с потреблением), вообще-то, есть бог нынешней жизни. Благодаря развлечению общество находится в состоянии полусна. Современная Россия на этой дрёме, как на фундаменте, и стоит: убери тотальное и бездумное веселье – и человек может «протрезветь» и задуматься.
Проблема нашего времени – куча этого самого
свободного времени: поэтому так важно его заполнить, потратить качественно – чтобы возникло ощущение «радости жизни». Экономист и философ Александр Долгин считает, что условная попса выполняет еще и роль смазки между шестеренками классов. До тех пор пока у каждого социального слоя есть собственный набор развлечений, включая самые «убогие» или «вредные», с точки зрения элиты, до тех пор классы не мешают друг другу жить. Но как только мы убираем цепочку «пиво – чипсы – футбол» или, например, «вино – роллы – ночные клубы» – микрофлора нарушается и межклассовые перегородки разрушаются.
Словом, развлечение – важнейший фактор
социальной стабильности: отдает ли власть отчет в том, на что покушается? Понимает ли это, например, президент Удмуртии Александр Волков, который считает, что деятельность ночных клубов в Ижевске следует прекратить?.. «Просто мы распустились все и считаем, что раз все дозволено, можно любой бардак организовывать. Поэтому я сторонник того, чтобы их вообще закрыть», – заявил Волков в понедельник, 18 апреля, подчеркнув, что ночные клубы не несут никакой «положительной социальной нагрузки» (цитата по «Интерфаксу»). Как и многие политики, президент Удмуртии – мастер политической пРоговорки: «организовывать любой бардак» (как образно сказано!) – это как раз главный властный тренд последних лет; «социальная нагрузка» ночных клубов именно в том и состоит, чтобы их посетители не думали о чем-то серьезном – например, о качестве жизни в той же Удмуртии.
Все эти высказывания означают одно: непонимание
властью основ современной жизни. Отмените веселье, выключите свет, заставьте, условно, всех ложиться баиньки в 22.00, как в Гонконге – и готовьтесь в таком случае услышать о себе все. Спать не будут: будут больше встречаться, читать, обсуждать – в том числе кто будет главным в стране.
Внезапная «атака на развлечение» объясняется,
возможно, именно тем, что в стране стартовала выборная кампания (с заявления Зюганова на Первом канале). В обычное время власть – любая – заинтересована в том, чтобы народ веселился или дремал и ни о чем плохом не думал. Но когда приходит время для голосования, власть вспоминает об отрезвлении, призывает отказаться от веселья, становиться серьезней. Ей нужно, чтобы общество протрезвело ровно в тот момент, когда надо будет сделать выбор – проголосовать, дав власти вожделенную легитимность. Причем разбудить граждан нужно даже в том случае, если слово «выбор» носит характер условный. А потом опять начнется дискотека.
Источник: деловая газета ВЗГЛЯД [ http://vz.ru/columns/2011/4/19/484795.html ]
Комментарии