ВЕТЕР ПЕРЕМЕН. Интервью с Олесей Грибок – талент-менеджером киноиндустрии
С вами, как всегда, кинопродюсер Элина Шульц, и моя авторская колонка о кино и людях. В этот раз я решила поговорить с Олесей Грибок о секретах успеха. Как перевернуть стереотипы киноиндустрии, подарить российскому профессиональному сообществу новую специальность талент-менеджера и подготовить артиста к главным ролям, будучи самой популярным блогером, писателем, преподавателем и актрисой в одном лице? Интересно? Вот и мне было - очень!
Олеся, как начинался твой творческий путь – по любви, осознанно или обстоятельства привели тебя в эту точку?
- До карьеры в киноиндустрии, я работала продюсером на телевидении. Пришла на кастинг одного из сериалов, будучи продюсером, а ушла – главной героиней этого проекта. Затем, через три года, написала книгу по менеджменту киноактера. Как вы понимаете, человек, работающий в свои 23 продюсером, не так-то прост (смеется). И уже в 26, после выхода первого издания (сейчас готовится увидеть свет четвертое – прим. ред) книги, я поняла для себя, что все, стоп: хватит бежать и пытаться охватить всю индустрию во всех ее проявлениях. Я могу замедлиться, ведь я нашла то, чем хотела заниматься всю жизнь. Себя и свою индивидуальность в этом. Прошло 10 лет, и в этих ощущениях ничего пока не изменилось. Я кайфую! Стою на этой дороге, и все, что я делаю – книги, тренинги, работа талент-менеджером молодой актрисы – помогает мне менять и формировать индустрию кино в России. Это здорово.
Профессию талент-менеджер можно считать новой в российской киноиндустрии, получается, ты первопроходец?
- По сути, тот человек, который взял все, что происходило на рынке российского кино, систематизировал это, создал свою понятную структуру и презентовал нашей индустрии необходимость таких специалистов. В момент, когда я предложила Высшей школе экономики запустить курс талент-менеджеров, я говорила голосом тысяч актеров. За время выхода трех книг, за годы работы с сообществом актеров, где сейчас уже около 500 человек со всего мира, за часы бесконечных прямых эфиров, я сумела четко выделить потребности того, чего остро не хватает российским артистам для их развития. Стало очевидно, что у нас количество агентов в пять раз меньше, чем необходимо тому количеству актеров, которые регулярно пополняют отечественную кино действительность. Меня это потрясло. И я сумела убедительно презентовать новую профессию в ВШЭ. Когда курс там закончился, далее я уже сама стала выпускать специалистов данного профиля. Сегодня около 10 крутых агентов на нашем рынке – из числа моих учеников.
Откуда возникла идея развивать именно это направление?
- Получается, это были требования, потребности, боли актеров, которые невозможно было не замечать. Они выходили из институтов с дипломами и острейшим непониманием, что им делать дальше. Более того, ужас, но они думали, что так и должно быть! А индустрия – это сказка, миф, происходящий на красной дорожке. А на подходе к ней – квест…
В Лос-Анджелесе я в 2015 году снималась в полном метре. И там увидела, что есть понятные дороги и алгоритмы, которые работают. И все это про осознанность. Есть они и в России. Просто ни у кого нет времени, их оцифровывать и подсвечивать.
Все, кто трудятся в индустрии, и кто мог бы это делать – действующие специалисты в других направлениях. Потому, например, я не стала кастинг-директором. У меня есть данное образование, это бесконечно интересная профессия, но моя миссия все-таки – заниматься менеджментом.
В самом начале своего пути в профессии ТМ думала ли ты, что у тебя будет своя школа, множество успешных выпускников и единомышленников, чувствовала ли ты свой предстоящий успех? Или, может быть, его банально можно было просчитать математически?
- Когда я стала талент-менеджером Кристины Корбут, то уже была успешной актрисой с главными ролями, и у меня уже было большое сообщество актеров и школа по менеджменту киноактера. И когда я встретила Кристину, то четко знала, что мы будем делать и в какие сроки добьемся главных ролей. Основывались эти данные не на интуиции, а на том, как хорошо я знала рынок российского кино, типажную линейку проектов и могла предсказать тенденции развития индустрии. Да, я считаю, что этот весь путь можно просчитать. Конечно, есть небольшая доля погрешности в виде тех событий, которые мы не в состоянии контролировать.
Что помогало идти к цели и не опускать руки, ведь сто процентов были ситуации, когда казалось, что выхода нет?
- Еще как! (улыбается) Все, начиная с первого выхода книги, казалось делом беспросветным. Возникали недопонимания там, где этот процесс строился впервые. Никто в этой стране ранее не выпускал такую книгу, никто не запускал профессию талент-менеджера… Но в какой-то момент я поняла, что, несмотря на уникальность данной профессии и сферы, аналоги в мире данным механизмам есть. Тому, как строится бизнес, как развиваются новые явления… Ключевым моментом тут, считаю, стало то, что я настроила свое мышление на получение эстетического удовольствия от неприятностей. Например, когда проходили переговоры о запуске профессии в школе экономики, я поехала в очень красивое место, чтобы эта задача ассоциировалась у меня с красотой, эстетикой, благодарностью самой себе за то, что я иду этим путем. И все мои разговоры со спикерами курса тоже приносили мне удовольствие. С тех пор мои нейро связи запрограммированы на то, что, если мне предстоит что-то трудное, это будет процесс, приносящий удовольствие.
Что самое главное в работе ТМ?
- Создавать новые возможности для своего актера на многие годы вперед. То есть, главная задача талент-менеджера – чтобы работа у его актера была всегда. И даже если он в настоящий момент находится в кризисной точке карьеры, за счет предыдущей работы у него сейчас все равно должна быть работа. А его менеджер способен просчитать, что будет происходить дальше с личностью, игровым возрастом, типажами, интересами своего клиента и самой индустрией. Сводить это в единую точку, где у актера всегда есть профессиональная занятость.
Что вдохновляет тебя каждый день, чтобы вставать с кровати и начать действовать (сейчас, 10 лет назад)?
- Я на своем месте, 100%. И люблю свое дело. Знаю, как выполнять эту работу, преодолевать препятствия, когда они появляются на горизонте. А вот 10 лет назад это было не по большой любви. Скорее, из-за недостатка чего-то. То есть, я шла к сегодняшней точке не из-за энтузиазма и романтики, а из-за жажды знаний и потребности в решении возникающих ситуаций. Многое было непонятно, несправедливо… по отношению к молодым и новым актерам. Как странно и непонятно работает сама индустрия. Она должна функционировать более безопасно для креативных людей, которые напуганы неопределенностью и незнанием собственных дальнейших перспектив и конкретных шагов. И сейчас мне безумно нравится, что я могу устроить свою жизнь там и так, где моя креативность приносит мне безопасность.
Расскажи, как ты выбираешь своих талантов. С кем работать?
- Я была талент-менеджером актрисы Кристины Корбут 5 лет с нуля и до топовых проектов. Когда мы встретились с ней, я поняла, что при всех ее вводных данных, согласно моему пониманию, как работает индустрия, она та актриса, которой очень не хватает на российском рынке кино. И я знала, куда и как нам идти. Если бы сейчас я выбирала себе нового актера, первое, на что опиралась – это его честность с собой. В моей практике были артисты без этого важнейшего качества. И было трудно двигаться вперед.
Дети-актеры и их родители - особая часть пласта твоей работы?
- Да (улыбается). Особенность здесь заключается в том, что чаще всего мамы занимаются своими юными актерами 24/7. И делают это каждый день, независимо от того, хотя они этого, или нет, знают индустрию, или нет… И в работе с детками и их родителями мне больше всего нравится то, что это тонкая материя, в которой мама и ребенок находят гораздо больше, чем просто роли и профессиональные связи. Они глубоко начинают понимать друг друга, а я счастлива наблюдать эту эволюцию и ее итог. Сегодня я вижу невероятно крутые, сильные тандемы. Например, Настя Григорчук – Саша Бабаскина, Таня и Тимофей Кочневы… Я счастлива, что могу направлять их в актерской карьере и дальше.
Расскажи, какие основные инструменты ты используешь, чтобы программа была понятна и полностью простроена?
- Когда я пишу новый курс, всегда, сто процентов, опираюсь на новую методологию. Потому что по образованию я режиссер – преподаватель. И стараюсь строить такие программы, которые легко реализуемы на практике. То есть актуальны здесь и сейчас, в нашей реальности. Помните известную присказку выпускников: «Отучился? Отлично, теперь забудь все это и набирайся опыта в суровой действительности». Которая другая. Так вот, у меня не про это. Актеры и талент-менеджеры уже практику проходят в реальной киноиндустрии и получают от меня свежайшие (а не устаревшие) инструменты.
Например, сейчас из инновационных ресурсов в моем активе электронная карта российского рынка кино. Она была разработана специально для моих студентов и первоначально была только у нас, в нашей школе. Теперь ей начинают активно пользоваться не только наши ученики.
Также существует электронная диагностика карьеры актера. Это тестирование, которое талент-менеджер или сам артист могут проходить ежедневно. В зависимости от тех шагов, которые они уже выполнили, система выдает им следующий, необходимый в их карьере.
Значит, у хорошего актера есть агент, который обеспечивает ему роли и съемки. Это один специалист. Второй – пиар-агент, который отвечает за его репутацию, инициирует публикации в сми и служит мостиком между зрителем, сми, продюсерами и актером. Третий - талент менеджер. Как он в работе взаимодействует с первыми двумя? И все ли трое всегда нужны актеру?
- Я считаю, что в этом бизнесе, или творческой компании – самый главный, актер. Он основной двигатель и вдохновитель процесса и всей команды. В далекой перспективе, убеждена, актеру нужнее всего все-таки талент-менеджер. Именно он может приглашать в команду пиарщиков, агента и других специалистов, необходимых в данный конкретный период развития карьеры артиста.
В чем разница между талент-менеджером и агентом. Повторюсь, менеджер заботится о том, чтобы у актера работа была всегда, простраивает много шагов наперед. Агент – презентует клиента здесь и сейчас. В его данном игровом возрасте, актуальных типажах. И у него работа строится так, что банально ему не хватает времени, чтобы моделировать верные решения на перспективу. У него может быть более полусотни актеров, и ему нужно распределить вал входящих запросов внутри агентства. Менеджер же ведет максимум трех-четырех артистов.
И еще раз хочу подчеркнуть. Актер – самый главный. И ему самом нужно это понимать. Но не формально главный (могу творить, что подскажет настроение), а реально – он должен желать развиваться и получать помощь в этом от окружающей его команды специалистов. Изначально он сам должен понимать, что ему нужно, следить за кинопроектами, читать прессу о кино, понимать в каких СМИ он хотел бы появляться, с каким зрителем разговаривать через пиар и отсюда формировать свой запрос. А команда опирается на его индивидуальность, на то, как он меняется, следит за его свежими потребностями, движениями души.
Как ты развиваешь себя лично, чтобы быть на шаг впереди индустрии?
- Смотрю очень много контента. Из российского – по максимуму сериалов и фильмов. На зарубежном рынке пристально слежу за самым лучшим и самым-самым худшем. Возможно, кому-то покажется это поразительным или странным, но я могу смотреть крайне низкобюджетные проекты. Потому что там ты наблюдаешь за тем, как он снят, за его идеей, а не спецэффектами. Если концепция тебя цепляет, это, скорее всего, переродится в топовый контент. Также много читаю своих коллег – зарубежных талент-менеджеров. Их видение развития карьер. Чтобы применять это в своей практике. Плюс, изучаю смежные сферы. Например, я закончила курс по маркетингу кино и сериалов. Эти знания очень помогли на этапе, когда у Кристины стали выходить первые полные метры. Также в активе курс музыкального менеджмента. Он очень похож на программу лекций менеджмента актера, но они, я считаю, уже шагнули далеко вперед нашей индустрии.
Как возникла идея блога? И какую роль он сейчас играет в твоей профессиональной карьере? После блога, кстати, ты же сразу и получила главную роль в полном метре «Ивановы-Ивановы. Новогодние каникулы». Считаешь, это взаимосвязано?
- Я очень благодарна блогу, потому что именно он укрепил мои знакомства с ведущими кинематографистами и топовыми актерами. А также познакомил их с тем, что я делаю в России. Большое количество просмотров, моих зрителей, показали меня издательству, продюсерам, брендам. И от аудитории я получаю огромную порцию вдохновения. Читаю каждый комментарий, если нужно, отвечаю на него. Была на днях на бизнес-завтраке, меня узнал официант, подошел ко мне. Безумно приятно, что мои зрители, даже будучи на работе, считают важным поблагодарить меня. Я не хайпую в блоге, не использую протоптанные дорожки. Полагаю, за это в большой степени мне и благодарны подписчики.
Идея блога изначально возникла в качестве способа показать актерам, как именно нужно себя снимать, чтобы тебя заметили. И получилось это так органично, что выросло в огромную историю. Я доказала своим же примером, что это работает. И продемонстрировала процесс в действии, когда получила роль в праздничном фильме «Ивановы-Ивановы. Новогодние каникулы». Я доподлинно знаю от продюсеров проекта, что эта роль пришла ко мне через reels. Они любят то, что я делаю. Моя концепция совпала с образом героини фильма. Она тоже все время меняется, подстраивается под окружающих ее людей.
Хочется услышать твое мнение в целом, насколько соцсети в наше время важны для развития личного бренда?
- Один из примеров выше, свой, я вам привела. Сегодня соцсети не просто важны, они стали частью жизни любого боле-менее публичного человека. Это данность и инструмент. Каждый ведущий руководитель, не важно, в какой сфере он работает, по-хорошему, обязан уметь вести свои аккаунты, говорить о ценностях компании, или личного бренда. Конечно, мы знаем и массу неприятных примеров, когда соцсети могут разрушить карьеру человека, которую он строил много лет. Так что, либо ты управляешь своей жизнью в сети, либо она тобой в офлайн.
Помимо этого, ты являешься автором книги «Менеджмент актеров». Она много раз переиздавалась и вот сейчас выходит самая новая версия. Кому она будет полезна?
- С издательством АСТ мы подготовили свежую, четвертую, редакцию моей книги. Спасибо большое зрителям и творческому коллективу этой кампании, что актуальность темы снова привела меня к дополнениям этого важного проекта. В ней будет свежая глава о коммуникациях. Полезна книга будет, в первую очередь, конечно, артистам и талент-менеджерам. А также всем творческим людям, которые трудятся в креативной сфере и на проектной занятости – дизайнерам, пиарщикам, креативщикам, вокалистам, танцорам…
Про планы. Следующий шаг, как мы знаем, международный уровень. Что это будет?
- Мы сейчас работаем над переводом диагностики актерской карьеры на английский язык. Потому что, это уникальный инструмент, которого нет нигде в мире. Она запатентована в качестве моего авторского инструмента. И, конечно, reels мы также дублируем на английский. Это из ближайших шагов.
А вообще, я уже перестала разделять свою карьеру на российском и международном рынках. Потому что актеры, с которыми я работаю, разъехались по разным уголкам земного шара. Строят свою карьеру в Америке, Испании, Канаде, Индии.
Фото из личного архива Олеси Грибок.