У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Geometria

«Волк с Уолл-стрит»: бесстыжее обаяние халявы

08.02.2014
Молодой клерк Джордан Белфорт (Леонардо
ДиКаприо) в начале 1980-х приходит работать в одну из брокерских контор Уолл-стрит. Там первый же коллега называет его ничтожной вшой, а другой (Мэттью Макконахи) объясняет, как важна для его новой работы мастурбация (чтобы расслабиться) и кокаин (чтобы взбодриться), а также разучивает с ним волчью песенку с подвыванием и биением себя в грудь...

Так начинается байопик о биржевом спекулянте,
который, пусть и в такой сомнительной номинации, но всё же стал легендой при жизни.
35361010.jpg
Делай как я

В начале фильма главный герой приглашает
кинозрителей в свою жизнь, показывает им ее и рассказывает о себе во время «стэнд апа», как телеведущий. Этот же прием иcпользовался в «Славных парнях [ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B8 ] » (1990), только в конце фильма. Крушение же личного вертолета Белфорта-ДиКаприо четко рифмуется с подрывом машины главного героя «Казино [ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%BE_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_1995) ] » (1995). Опять после инцидента происходит возвращение повествования в прошлое, и герой-рассказчик начинает объяснять публике, как он дошел до жизни такой.
35361016.jpg
Легкая нажива и пророк ее

Мартин Скросезе опять снял кинокартину
о взлете и падении - снова на основе мемуаров реального человека. «Как мы получили все, и как мы потом это все п...ли». И опять о легких деньгах. «Парни» были о гангстерах, «Казино» - об азартных играх и гангстерах, «Волк» - об играх на бирже. Всегда речь о таких вершинах, на которые именно взлетают, а не нудно взбираются, «прокладывая дорогу к успеху кропотливым трудом».

Италоамериканец Скорсезе продолжает демонстрировать,
насколько он далек от традиционной англосаксонской трудовой этики с ее аскетизмом и самодисциплиной. Гедонизм, безответственность и хаос человеческих страстей интересуют художника куда больше.
35361014.jpg
Лети, карлик, лети

Скорсезе не удалось превзойти «Казино»
в том, чтобы описать крах весело, азартно и увлекательнее. В фильме 1995 года был очень лихо закрученный сценарий, делавший невероятно занимательным рассказ о том, как именно персонажи угробили абсолютно все, что у них было, из-за собственного эгоизма, глупостей, страстей и страстишек.

Здесь же идет феерическое нагромождение
нарко-сексуальных эскапад, а потом «бамс!» - и из-за пары тройки идиотских просчетов вся эта дольче вита рассыпается как карточный домик. То есть - принцип тот же, что в «Казино», только поступки отвязанных действующих лиц глупее, а сами они - нелепее.
35361009.jpg
Свадебный танец

В итоге новейший фильм мэтра получился
слабее по драматургии, но зато динамичнее. На восьмом десятке мэтр наконец снял «бомбу». У его картин никогда не было проблем с напряжением и энергетикой, но всегда были с ритмом и энергией повествования.
35361012.jpg
Ты ж мой сладкий

В роли Донни Азоффа, правой руки Белфорта,
блистает Джона Хилл [ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BB%D0%BB,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D0%B0 ] . Пик бесшабашного идиотизма его персонажа - в финале совершенно умопомрачительной и безобразной сцены с наркотиками и скандалом: он с какой-то рефлекторной, иррациональной жадностью запихивает себе в ненасытную в глотку пару свиных рулетов, что, кстати, чуть не стоит ему жизни.
35361013.jpg
Довольно трудно драться с лучшим другом,
когда вы оба полупарализованы от наркотиков

Донельзя блеклый и унылый, бровки домиком,
антогонист главгероя агент ФБР Патрик Дэнем в исполнении Кайла Чандлера оттеняет искрометного прожигателя жизни Белфорта. «Он умный, а ты нет», - прямо говорит отец «Волка» сынуле про ФБРовца. Ответственность, трудолюбие, ум, воплощенные добросовестным федеральным агентом, скучны. То ли дело веселые безобразия молодых скоробогатеев, делающих деньги из воздуха! Вопреки всем предписаниям приличий и нравственности, эти обуреваемые жаждой халявы едва ли не дегенераты, неспособные помышлять ни о чем, кроме наркотиков, сисек, задниц, спорткаров и яхт, завоевывают сердца зрителей своим обаянием.

Сцена прощания Белфорта со своими сотрудниками,
которых он рекрутировал из отбросов общества и научил делать деньги из пустоты, во время которой все так расчувствовались, что он решил не уходить с поста босса, — великолепная иллюстрация американской сентиментальности и идеализма. Скорсезе не устает демонстрировать, что американская мечта сохраняет свою притягательность, даже если облекается в такие сомнительные формы как бандитизм, игорный бизнес или биржевые спекуляции. Парадоксальным образом развенчание и разоблачение этого идеала - «из грязи в князи» - каждый раз оказывается одновременно его возрождением и «вечным возвращением».
35361015.jpg

Ссоры Белфорта с женой способны напомнить
душераздирающие скандалы персонажей ДиКприо и Кейт Уинслет в «Дороге перемен [ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD ] » (2008) Сэма Мендеса. Но ведь тот фильм — даже не драма, а настоящая экзистенциальная трагедия.

«Волк Уолл-стрит» - черная комедия и поэтому
соответствующие выяснения отношений между супругами в «Волке Уолл-стрит» - это в гораздо большей степени аналоги таких же сцен в скорсезовских «Казино», «Славных парнях» и «Бешеном быке». А моральная сомнительность персонажей счастливо избавляет зрителей от чрезмерного сочувствия им. Одинаково приятно наблюдать и за их триумфом, и за их фиаско.

«Волк» - блестящая реабилитация того самого
«капитализма мыльных пузырей», в который в последние годы только ленивый не мечет критические стрелы. Парадокс в том, что одни и те же качества - наглость и моральная беспринципность - приводят героев-брокеров как к успеху, так и к полному поражению. Можно сколько угодно порицать этих биржевых яппи с точки зрения морали, но эстетика в фильме Скорсезе оказывается полностью на их стороне. Финансовый, спекулятивный, непроизводительный, «из воздуха» капитал заслуживает прощения уже хотя бы по той причине, что только он дает шанс заработать большие деньги таким замечательным дуралеям.
35361050.jpg

Между прочим, Джона Хилл, сыгравший нувориша,
щеголяющего золотыми часами и всем таким прочим, сделал эту работу за минимальную ставку Гильдии киноактеров США (что-то вроде 60 тысяч долларов чуть ли не за полгода работы). Иронично оборотной стороной киногимна халяве и алчности является бескорыстие и любовь к игре ради самой игры - будь то актерская игра или же игра с ценными бумагами...
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним