ВЫСТАВКА АМЕРИКАНСКОГО ХУДОЖНИКА PORKCHOP «LA CATEDRAL» В ЭРАРТЕ
Музей Эрарта представляет первую в России выставку американского мультидисциплинарного художника Porkchop — скульптуры, погружающие в постапокалиптической мир вымышленной квазирелигии.
· Контрастные образы, отражающие конфликт между духовным и физическим началом
· Исследование ацтекского оккультизма и иконоборчества
· Легендарный уличный художник, известность которому принесли муралы в Нью-Джерси
Автор, скрывающийся под псевдонимом Porkchop, известен как мультидисциплинарный художник, однако смысловым центром проекта La Catedral, реализованного им совместно с музеем Эрарта, является серия крупномасштабных объектов. На выставке будет представлено 14 экспонатов — двухметровые скульптуры и иконографические картины, созданные с использованием дерева, акрила и сусального золота. С технической точки зрения представленные произведения являются результатом тщательного проектирования и ручного литья (как правило, из смолы или стеклопластика) с последующим наложением сусального золота и акриловой краски. Формы для отливки своих необычных фигур художник тоже делает сам. На финишном этапе слой за слоем накладываются акрил и листовое золото, а поверхность работ многократно лакируется смолой — так первоначальная задумка предстает в более выразительном виде. Выбор цветов, в которых созданы похожие на ритуальные орнаменты росписи на скульптурах, не случаен: отказываясь от обычной многоцветной палитры в пользу минималистичного набора из черного, белого и золотого, автор достигает мощного выразительного эффекта с отсылкой к традиционной художественной культуре Центральной Америки.
Необычный творческий метод художника и его нестандартный подход к выбору тем в полной мере отражены в проекте La Catedral. В его основе лежит исследование древней цивилизации ацтеков и отражение их ритуалов в современных традициях жителей Мексики. Экспозиционное пространство трансформируется в подобие культового сооружения и напомнит зрителям грандиозную базилику.
Замысел автора и выставки в Эрарте можно поделить на несколько тем: исследование ацтекского оккультизма и иконоборчества — в традиционном и более широком смысле.
В концепции проекта La Catedral видны отсылки к празднованию так называемого Дня мертвых (Día de los Muertos). Праздник, который отмечается ежегодно 1 и 2 ноября, имеет христианское происхождение, однако включает в себя ряд синкретических элементов, заимствованных из культуры ацтеков, — именно эти аспекты Porkchop подчеркивает в своих работах.
Одной из тем выставки также является иконография: в работах Porkchop при желании можно найти отчасти пародийные отсылки как к ацтекским, так и к современным мексиканским культовым изображениям. Одним из примеров служит обращение к женским формам для воплощения образа мужского божества. Представляя ацтекское божество в виде женщины, Porkchop тем самым ставит под сомнение традиционную властную иерархию, совершая акт своеобразного иконоборчества.
В традиционном смысле под иконоборчеством понимается намеренное уничтожение сакральных символов и сооружений по религиозным или политическим мотивам. В более широком смысле иконоборчество может толковаться как критика и ниспровержение устоявшихся представлений и догм, что также применимо к работам Porkchop. В этом значении иконоборчество может быть продиктовано как политическими мотивами, так и эстетическими соображениями — именно в этом ключе художник переосмысливает ацтекское и мексиканское визуальное наследие. Ярким воплощением такого подхода служит ключевой экспонат выставки в музее Эрарта — работа «Ирам» (2017). Мало отличаясь от традиционных религиозных изображений по технике и материалам (дерево, графит, акрил и сусальное золото), образ Девы Марии предстает в необычной трактовке: ее лик напоминает о масках Дня мертвых, а обнаженное и пронзенное сердце становится отсылкой к ацтекским религиозным практикам. Вопрос о том, стремится ли Porkchop, отступающий от иконографического канона, подвергнуть сомнению религиозные догмы или же отдать дань уважения традиционной визуальной культуре Центральной Америки, остается открытым.
Стоит упомянуть, что помимо скульптуры художник работает и в других техниках и формах, с одинаковой легкостью создавая живописные полотна, иллюстрации и тексты. Не принадлежа к какому-то конкретному художественному направлению, он самобытным образом сочетает в своем творчестве различные виды искусства. В частности, интерес автора к муралам и монументальным граффити легко прослеживается и в экспозиции: о нем говорят и габариты работ, и активное использование трех контрастных цветов — золотого, черного и белого. Познакомиться с творчеством мультидисциплинарного художника и его миром вымышленной квазирелигии смогут посетители музея Эрарта с 18 февраля по 19 июня.
ОБ АВТОРЕ:
Porkchop родился в Нью-Джерси (США) в 1970 году. Автор работает в разнообразных техниках — от живописи и скульптуры до граффити и мурал-арта. Художник окончил Университет искусств Филадельфии со степенью бакалавра и получил диплом магистра изобразительных искусств по специальности «Скульптура» в Университете Содружества Виргинии (Ричмонд, Виргиния).
Работы, в которых Porkchop нередко дополняет винтажные изображения более мрачными современными мотивами, принесли автору коммерческий успех сначала на родине, а затем и за рубежом. На новый уровень популярности художнику позволили выйти вдохновленные темой моря крупномасштабные муралы, выполненные для городской набережной в Эсбери-Парк (штат Нью-Джерси): «Рути и Андре» (Закатный павильон, 2016) и «Без названия I & II» (2015). Работы художника также экспонировались на многочисленных выставках в Европе и публиковались в художественных альбомах, включая издания The Greatest Erotic Art of Today, Eye Candy и I Want your Skull. Помимо персональных выставок в американских галереях Parlor Gallery и Sansa Art, Porkchop участвовал в коллективных выставках в США и других странах. Выставка La Catedral в Эрарте является для автора первой персональной музейной выставкой такого масштаба.
О МУЗЕЕ ЭРАРТА:
Музей Эрарта — крупнейший в России частный музей современного искусства. В его постоянной коллекции представлены около 2800 работ более чем 300 художников со всех регионов страны, а также авторские проекты, созданные Эрартой: тотальные инсталляции U-Space, «Озвученные истории картин», «Изолитература», «Изоанимация» и другие. Крупнейший в мире путеводитель Lonely Planet включил Эрарту в список наиболее интересных достопримечательностей Санкт-Петербурга, по мнению туристического портала TripAdvisor Эрарта входит в десятку лучших музеев России, журнал National Geographic зачислил Эрарту в пятерку петербургских «культурных жемчужин», обязательных к посещению. Музей Эрарта стал первым в стране музеем современного искусства, представленным на Google Arts and Culture Project.
Помимо постоянной экспозиции, в Эрарте ежегодно проходит более 40 выставок живописи, скульптуры, фотографии, моды, дизайна, архитектуры и видеоарта. Ежегодно музей посещает около полумиллиона человек.
Подробная информация о музее Эрарта — на сайте www.erarta.com