Знаете, что нас в Geometria не перестает удивлять долгие годы? Люди, точнее их креативный потенциал.
Поэтому мы решили создать GEO PEOPLE – проект, в рамках которого наши друзья, творческие и оригинальные, делятся своими историями – личными и профессиональными, невероятными и курьезными.

Первыми гостями GEO PEOPLE стали участники легендарной рок-группа Green Grey – Андрей Яценко (Diezel) и Дмитрий Муравицкий (Murik). Они рассказали о своем знакомстве, уникальности Green Grey и новом альбоме.

Geometria: Желание стать рок-звездами у мальчишек просыпается лет в 14, когда же вы решили ими стать? И когда в ваших жизнях появилась музыка?

Андрей Яценко: Уже в 6 лет я играл, а в 8 ездил по пионерским лагерям Польши и Венгрии с ансамблем «Мальчиш-Кибальчиш».

Дмитрий Муравицкий: Судя по названию, ансамбль был весьма рок-н-ролльным.

Андрей Яценко: Да, это было целое шоу, практически рок-опера, мы с ним объездили весь соцлагерь.

Дмитрий Муравицкий: Мой первый ансамбль – школьный, потом была самодеятельность в медучилище, рок появился в мединституте – я был вокалистом группы «Фантом Лорд», где познакомился с Ярославом Ревой, который одно время был барабанщиком Green Grey.
Так что в шоу-бизнесе мы давно: Андрюха – с детства, я – с юности! (Улыбается.)

Андрей Diezel Яценко и Дмитрий Murik Муравицкий
Андрей Diezel Яценко и Дмитрий Murik Муравицкий

Geometria: Как Дизель и Мурик познакомились? Вы оба должны были стать медиками (Андрей закончил медучилище, а Дима отучился пару лет в мединституте. - прим. ред.), но стали Green Grey – как так?

Дмитрий Муравицкий: У нас с Андреем интересная история, и она началась ещё до Green Grey: мы не были лично знакомы, но постоянно сталкивались на каких-то мероприятиях, чаще всего это были конкурсы агитбригад (тогдашний аналог КВН-а и легальный способ прогулять пары), в котором принимали участия студенты различных медучилищ.

Однажды за кулисами такого конкурса я услышал, как кто-то виртуозно валит арпеджио на гитаре – я просто замер на месте от удивления: только со временем осознал, что это был Дизель.

После медучилища немного погулял по мединституту: родители очень хотели, чтобы я был медиком, и я честно пытался осуществить эту мечту.

Андрей Яценко: Так как мы оба была шмоточниками, а единственной платформой, где можно было себя показать и на других посмотреть, был Крещатик, мы периодически там пересекались во время наших «дефиле», идентифицировали друг друга по ковбойским сапогам – знаковой вещи той эпохи.

Ну а вообще Green Grey и Monkey's Work, известнейшая группа в стиле фанки-мэтал, вокалистом которой был Дима Муравицкий, репетировали за соседними дверьми, и постепенно я переманил Мурика к нам. Правда, на это ушел почти год – Дима все не оставлял надежд стать медиком. (Улыбается.)

Geometria: Расскажите ещё немного о временах давно минувших 90-х, какой тогда была рок-тусовка?

Дмитрий Муравицкий: Был рок-клуб, очень крутой.
Парни играли модную проамериканскую музыку, и выглядели соответствующе – кроссовки, обтягивающие штаны…

Андрей Яценко: Киевскому рок-клубу завидовали даже в России: питерский клуб был более андеграундным, туманным, как и сам город, московский играл арт-рок, а вот киевский клуб был именно европейским.
У нас была легендарная группа Adem, уже выступая сам, я ходил к ним на концерты.

Дмитрий Муравицкий: Все знали, что на выходные идут либо на Adem, либо на концерт, который ведет Анатолий Вексклярский. Он, кстати, впоследствии тоже был участником нашего коллектива.

Geometria: Киевские рок-музыканты имели успех у девушек, что пели им под гитару?

Андрей Яценко: Начнем с того, что любой мужчина, берущий гитару в руки, берет её для того, чтобы понравиться женщине.
Ходить в рок-клуб – это уже круто, тогда представьте, как выглядели в глазах девушек рок-музыканты?

Дмитрий Муравицкий: Безусловно, были, есть и будут более меркантильные девушки, но тех, кому были интересны просвещение и профессиональный модный секс, тоже хватало. (Смеется.)

Андрей Яценко: Хотя больше в те времена мы удивляли непосредственно музыкой.

Geometria: Подробнее об этом, пожалуйста.

Дмитрий Муравицкий: Это был шоу-бизнес в прямом смысле слова – все пытались удивить: например, группа Лепрозорий играла смычком как Джимми Пейдж (гитарист Led Zeppelin. - прим.ред.).

Андрей Яценко: Ну а мы играли в масках.
Несмотря на то, что рок-групп было много, причем ярких, сильных, а где-то там вяло протекала поп-тусовка, никто не знал имен ни тех, ни других. Но как только Green Grey перешел с тусовки рок в компанию поп, наше имя стало известно всем.

Дмитрий Муравицкий: Это было начало 90-х, молодому развивающемуся государству нужна была шоу-индустрия, и Андрей одним из первых понял, что рок-н-ролл – это тоже часть шоу-бизнеса. Нашей задачей было интегрировать рок в поп-культуру.
С рок-н-роллом заигрывают все артисты, он стоит немного особняком от других направлений, в нем есть некая ирония, цинизм – то, что всем нравится.

Андрей Яценко: Любой поп-артист мечтает стать звездой. А как можно собирать стадионы без басс-гитары и барабанов? Так что Мадонна – это рок-группа, Prodigy – тоже.

Geometria: Мне вот с высоты моих лет казалось, что это должны были быть абсолютно полярные и непересекающиеся тусовки – рокеры, воспитанные на старом-добром советском Аквариуме, ДДТ, и попсовики, порождённые многочисленными фестивалями и конкурсами.

Дмитрий Муравицкий: Сейчас мы развенчаем эти мифы.

Андрей Яценко: Мы знали об Аквариуме и целой плеяде им подобных, но все это было похоже на андеграунд: вялые гитары, стройные аккорды – слишком просто, поэзии больше, чем музыки.

Дмитрий Муравицкий: В этом не было панка. А вот киевский клуб поддавался другим веяньям – свободным. Нас никто не курировал и не ограничивал, мы были самыми крутыми и мощно звучащими.

Geometria: Получается, вы сделали что-то среднеарифметическое между роком и попсой.

Дмитрий Муравицкий: Нет, просто изменились время и музыка.
Я ушел из Monkey's Work, от Андрея ушли его музыканты, к нам присоединились два наших друга-продюсера – так образовался обновленный Грин Грей.

Андрей Яценко: Да, это были гениальные, на мой взгляд, Джуди и Майкл. У них был магазин Jam, где продавали лицензионную музыку, что на те времена было просто невероятно. Ребята дали нам доступ ко всем файлам и сказали сделать что-то новое, яркое. Мы отслушали огромное количество музыки – гранжа, хип-хопа, модерн рока, и из всего этого родилось определенное видение Green Grey.
Мы первыми в СНГ записали наши песни на компьютере на Pro Tools (до этого всё записывали на ленту), первыми вытащили на сцену диджея и первыми начали использовать пиротехнику на концертах.
В то же время мы ничего наперед не продумывали, просто веселились и писали музыку без мысли о том, возьмут ли её в ротацию. Например, «Под дождем» мы с Муриком набросали за 5 минут во время перекура, а потом подарили девочке, которая работала с нами на студии.

Дмитрий Муравицкий: Мы верили в то, что наше творчество перевернет украинский шоу-бизнес. Так и получилось.

Андрей Яценко: И получается до сих пор. Наши альбомы идут далеко впереди запросов радиостанций и массового видения.
Расскажу секрет, молодым музыкантам пригодится: есть толпа в белых майках, а есть толпа в черных – да, они в майках разного цвета, хотя по своей сути это две ничем не отличающиеся друг от друга толпы, но как только кто-то один из толпы черных перейдет на белую сторону, все зададутся вопросом: «what is this?» или «WTF?!». (Смеются.)
Так было с Green Grey, когда мы перешли из черного поля, где были респект, авторитеты, снобизм а ля «с Повалий в одном концерте выступать не буду», в белое поле телеканалов и радиостанций.

Дмитрий Муравицкий: Мы первыми поняли, что на самом деле все это очень забавно.

Geometria: Вы пришли в поп-тусовку со своим видением музыки, каким?

Дмитрий Муравицкий: Музыка должна быть фирменной, а шоу – фееричным.

Андрей Яценко: Фирменной в том смысле, что в Нью-Йорке, Лондоне, Токио в это время сочиняют такую же музыку, на радио крутят такую же музыку. Дело ведь не в языке, на котором ты пишешь, а в качестве музыке.
Каждый музыкант выбирает свой путь – либо он выдает шлягеры, либо развивает музыкальную культуру. Мы сделали ставку на эксперименты.

Geometria: Получается, с одной стороны, музыкальная культура изменилась, эволюционировала, с другой стороны – вызов остается. В интервью 2011 года, когда проходил первый фестиваль Summer Sound, организатором которого вы, Андрей, являетесь, было сказано, что в Украине нет правильных фестивалей, сейчас у нас вот есть Atlas Weekend – значит, культура на месте, или как?

Андрей Яценко: Сейчас в Украине культурный ренессанс, очередной. Мы пережили очередной декаданс и опять ступили на путь развития.

Думаю, на нашем с Муриком музыкальном веку это примерно 5-е возрождение, начало. (Улыбается.)
Atlas Weekend – это очень круто. Радует, что такие фестивали появились. Радует, что появились те, кто стоит за этим движением.
Как организатор фестиваля могу порекомендовать другим организаторам: возьмите пару-тройку молодых хороших музыкантов, раскрутите их, снимите пару клипов и на следующий год выведите в хедлайнеры своего фестиваля – дешево и сердито, по крайней мере точно дешевле, чем пригласить мировую звезду.
И лайн ап, он должен быть разнообразным из года в год. Только это обеспечит фестивалю стабильность.

Geometria: Как случился ваш дует с Монатиком?

Дмитрий Муравицкий: Случайно: совпали 20-летие песни «Под дождем» и очередная церемония Yuna, организатором которой является наш друг DJ Паша, именно он одним из первых ставил нашу музыку в радиоротацию, и это было его решением отметить Green Grey и композицию «Под дождем» как некую веху в истории украинского шоу-бизнеса.

Это очень правильно, так как шоу-бизнес, как и страна, без истории – ничто.

Андрей Яценко: Дует с Монатиком предложил непосредственно Паша. Ну а мы с радостью откликнулись, Дима был нам симпатичен ещё до того, как как мы познакомились: он хороший певец, танцор, качественный артист в целом.

Дмитрий Муравицкий: У нас ведь часто что-то чем-то называют, даже если оно таковым не является. Здесь же ты смотришь на Диму и понимаешь, что перед тобой поп-музыка в самом хорошем смысле слова.

Geometria: Расскажите о ещё одной очень интересной коллаборации – с Лепсом. Кажется, это не совсем его формат.

Дмитрий Муравицкий: Лепс – нереальный. Он может нравится или нет, но он уникален – по подаче, диапазону. Так, как он, за качество звука не бьется никто: его музыку сводят лучшие продюсеры, с ним работают лучшие музыканты (его барабанщик Максим Малышев – один из лучших в мире, без преувеличений), звук перед концертом он настраивает пару дней.

Андрей Яценко: Он настолько отдан труду, что это заслуживает уважения.
Лепс рокер, и всегда им был.
Круче него никто бы не смог спеть. А если бы мог, покажите нам его, Green Grey запишет с ним песню. (Улыбается.)
Я уже не говорю про то, насколько актуальна «Бабосы Боссам».

Дмитрий Муравицкий: Это же настоящая политсатира!

Geometria: На прошлой неделе Green Grey представили новый альбом «WTF?!»: как он писался, для кого?

Андрей Яценко: Мы пошли маркетинговым путем: собрали все модные тренды, технические возможности и смиксовали их с нашим панком и чувством юмора.

Дмитрий Муравицкий: Также мы расширились: к нам присоединился клавишник Makus – очень крутой персонаж в мире электронной музыки, играет в Дании, Польше, и два гитариста с заниженным строем. В общем, Green Grey немного понизил саунд.

Андрей Яценко: Своим новым альбом, как и предыдущими, мы претендуем на эксклюзивность материала. Альбом «WTF?!» – музыка, которую крутят на мировых радиостанциях, и для отечественных радиостанций – это вызов, не языковой, не квотный, а форматный саунд-вызов.
Green Grey не хочет быть звездой полунастольгического прошлого. Мы здесь и сейчас.
Нам удается быть forever young благодаря своей аудитории: мы не окучиваем наших старых фанатов, которые требуют повторения «Мазафака» и «Стереосистемы», мы работаем для новых поколений, но уважаем наших давних и преданных поклонников, поэтому приглашаем их расти и экспериментировать вместе с нами.

Дмитрий Муравицкий: Альбом «WTF?!» написан для молодых людей 16-22 лет – новой генерации, мощной и осознавшей вектор своего развития.
Когда мы творили, у нас перед глазами был любитель экстрима – красивый, свободный и кайфующий от нашей музыки, конечно.

Благодарим МО Bar за предоставление локации для съемок.

Теги: music, музыка, rock, green grey

Khrystyna Olshanska 
26 апреля 2016