Музей-заповедник «Павловск»
Телефон:
+7 (812) 452-15-36
Описание Музей-заповедник «Павловск»
Павловский парк – уникальный памятник ландшафтного искусства конца XVIII-начала XIX века. Вместе с Павловским дворцом составляет единый художественный дворцово-парковый ансамбль. Его история начинается с момента основания Павловска в 1777 г. Первоначально это были лесные угодья, где устраивались царские охоты.
С появлением первых скромных деревянных дворцов Пауллюста и Мариенталя вокруг них стали создаваться небольшие сады на холмистых берегах Славянки. Беседки, мостики, руины, цветники были типичны для русской усадьбы. Превращение леса в парк начинается с появления Ч. Камерона, который создает проект нового пейзажного парка на берегах реки Славянки, которая является связующей артерией парка. Именно во 2-ой пол. XVIII века в Европе появляется мода на пейзажные парки. Она сначала утверждается в Англии, отчего такие парки получают название английских.
На примере Павловска Камерон впервые развивает идеи и принципы новой ландшафтной архитектуры. Так как будущий парк представлял собой лесной массив, то работа была начата с прорубки просек. При Ч. Камероне возникают почти все основные парковые композиции - Придворцовый район, Большая звезда, Долина реки Славянки, Зверинец и Белая береза. Большая широкая просека, которая оформляется в Тройную липовую аллею, становится образующей Придворцового района, примыкающего ко дворцу. Здесь Камерон использует прием регулярной планировки, ярким примером которой являются Собственный садик и Вольерный участок. В дальнейшем архитекторы В. Бренна, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, не меняя камероновского плана этих районов, вносят свои дополнения и обогащают их общий характер.
В 1790-е гг. В. Бренна превращает Павловск в императорскую резиденцию и, наряду с расширением дворца, он уделяет большое внимание парку, который также раздвигает свои границы. Около дворца он создает Большие круги, которые органично вписались между Тройной липовой аллеей и Долиной р. Славянки. Вдоль правого берега Славянки он создает два новых района – Старую Сильвию (1795 г.) и Новую Сильвию (1800 г.). Старая Сильвия имеет радиальную планировку и богато украшена бронзовой скульптурой, более известна как Двенадцать дорожек. Здесь же находилась и первая постройка допавловского периода – охотничий домик Крик (не сохранился), а также Памятник родителям, построенный еще Камероном. Радиальные дороги соединяют Старую Сильвию с окружающим парком. Одна из дорог ведет к Амфитеатру, построенному на высоком холме над Славянкой. Каменный Амфитеатр с разбитым напротив него Зеленым амфитеатром и открывающимся с его площадки видом на Пиль-башню (В. Бренна, 1795 г.) стали еще одной картиной в пейзажном районе Долины р. Славянки.
Новая Сильвия при правильной планировке еще более сохраняет эффект природного леса, так как площадки-залы и соединяющие их коридоры созданы в гуще лесного массива. Сюда в Новую Сильвию была перенесена Колонна Конец света, а над оврагом поставлен Мавзолей супругу благодетелю. Новая Сильвия примыкает к Долине р. Славянки и плавно переходит в Белую березу. Последним крупным создателем пейзажей Павловского парка стал итальянский декоратор П. Гонзага. Восприняв особую красоту русской природы, Гонзага, используя приемы театрально- декорационного искусства, сумел создать ландшафтные композиции с эффектами перспективного обзора. Это наиболее ярко выразилось в Белой березе и Парадном Поле. Если Парадное поле – это новый, заново высаженный район парка, то Белая береза представляет собой результат очень сложной работы декоратора, который в большей степени использовал рубки деревьев для создания перспективных видов в ландшафте, сказав, таким образом, новое слово в ландшафтном искусстве. В обширном районе Большой звезды Гонзага создал изысканный романтический уголок – Долину прудов с павильоном Новое Шале (не сохранился) и системой Новошалейных прудов.
Павловский парк, расположенный по обоим берегам Славянки, завершается Красной долиной, которая является продолжением Долины р. Славянки и была оформлена П. Гонзага. В ансамбль Красной долины входят романтические постройки, созданные Камероном – Руины и Краснодолинный или Елизаветин павильон, а также Новосильвийский и Краснодолинные мосты.
С появлением первых скромных деревянных дворцов Пауллюста и Мариенталя вокруг них стали создаваться небольшие сады на холмистых берегах Славянки. Беседки, мостики, руины, цветники были типичны для русской усадьбы. Превращение леса в парк начинается с появления Ч. Камерона, который создает проект нового пейзажного парка на берегах реки Славянки, которая является связующей артерией парка. Именно во 2-ой пол. XVIII века в Европе появляется мода на пейзажные парки. Она сначала утверждается в Англии, отчего такие парки получают название английских.
На примере Павловска Камерон впервые развивает идеи и принципы новой ландшафтной архитектуры. Так как будущий парк представлял собой лесной массив, то работа была начата с прорубки просек. При Ч. Камероне возникают почти все основные парковые композиции - Придворцовый район, Большая звезда, Долина реки Славянки, Зверинец и Белая береза. Большая широкая просека, которая оформляется в Тройную липовую аллею, становится образующей Придворцового района, примыкающего ко дворцу. Здесь Камерон использует прием регулярной планировки, ярким примером которой являются Собственный садик и Вольерный участок. В дальнейшем архитекторы В. Бренна, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, не меняя камероновского плана этих районов, вносят свои дополнения и обогащают их общий характер.
В 1790-е гг. В. Бренна превращает Павловск в императорскую резиденцию и, наряду с расширением дворца, он уделяет большое внимание парку, который также раздвигает свои границы. Около дворца он создает Большие круги, которые органично вписались между Тройной липовой аллеей и Долиной р. Славянки. Вдоль правого берега Славянки он создает два новых района – Старую Сильвию (1795 г.) и Новую Сильвию (1800 г.). Старая Сильвия имеет радиальную планировку и богато украшена бронзовой скульптурой, более известна как Двенадцать дорожек. Здесь же находилась и первая постройка допавловского периода – охотничий домик Крик (не сохранился), а также Памятник родителям, построенный еще Камероном. Радиальные дороги соединяют Старую Сильвию с окружающим парком. Одна из дорог ведет к Амфитеатру, построенному на высоком холме над Славянкой. Каменный Амфитеатр с разбитым напротив него Зеленым амфитеатром и открывающимся с его площадки видом на Пиль-башню (В. Бренна, 1795 г.) стали еще одной картиной в пейзажном районе Долины р. Славянки.
Новая Сильвия при правильной планировке еще более сохраняет эффект природного леса, так как площадки-залы и соединяющие их коридоры созданы в гуще лесного массива. Сюда в Новую Сильвию была перенесена Колонна Конец света, а над оврагом поставлен Мавзолей супругу благодетелю. Новая Сильвия примыкает к Долине р. Славянки и плавно переходит в Белую березу. Последним крупным создателем пейзажей Павловского парка стал итальянский декоратор П. Гонзага. Восприняв особую красоту русской природы, Гонзага, используя приемы театрально- декорационного искусства, сумел создать ландшафтные композиции с эффектами перспективного обзора. Это наиболее ярко выразилось в Белой березе и Парадном Поле. Если Парадное поле – это новый, заново высаженный район парка, то Белая береза представляет собой результат очень сложной работы декоратора, который в большей степени использовал рубки деревьев для создания перспективных видов в ландшафте, сказав, таким образом, новое слово в ландшафтном искусстве. В обширном районе Большой звезды Гонзага создал изысканный романтический уголок – Долину прудов с павильоном Новое Шале (не сохранился) и системой Новошалейных прудов.
Павловский парк, расположенный по обоим берегам Славянки, завершается Красной долиной, которая является продолжением Долины р. Славянки и была оформлена П. Гонзага. В ансамбль Красной долины входят романтические постройки, созданные Камероном – Руины и Краснодолинный или Елизаветин павильон, а также Новосильвийский и Краснодолинные мосты.
Расположение Музей-заповедник «Павловск»
г. Павловск, Садовая ул., 20
Комментарии