В театре кто-то всегда в свете прожекторов, а кто-то остается в тени, находясь по другую сторону сцены. Geometria побывала в закулисье Волковского театра.

Любовь к театру объединяет здесь самых разных людей.
Прежде чем представить спектакль зрителям, он проходит длинный путь, который начинается с художественного руководителя театра. Именно он задает ход всех постановок и утверждает пьесу, которую подобрал режиссёр. Когда пьеса утверждена, режиссёр встречается с художником-сценографом и описывает ему основную концепцию спектакля. Тот, в свою очередь, думает над пространством сцены, мизансценами и создаёт визуальный образ. И вот, на обсуждение этого образа собирается уже весь технический совет. Если же визуальная концепция утверждена, она переходит к заведующему постановочной частью, который делает чертежи. И тогда в цехах начинается работа. Столяры и сварщики выполняют и монтируют конструкции, а художник-декоратор её расписывает. Параллельно делается реквизит. Вот, собственно, и всё. Но в процессе подготовки спектакля, конечно, возникает множество нюансов. Спектакль получается хорошим, когда все службы театра работают вместе и находят общий язык. Конечно, приходится идти на компромиссы и прислушиваться друг к другу.

Пошивочный цех
Работа в этом цехе кипит постоянно. От костюмов в театре зависит многое: если платье не будет сидеть на артисте, это может омрачить спектакль. Сшить костюм задача непростая и недешевая, поэтому в ход идет старые детали одежды: перешиваются, укорачиваются, обновляются. В период, когда вовсю идет подготовка к спектаклю, здесь все заполнено тканями, костюмами, а шум швейных машинок не утихает. Театральный костюм помогает раскрыть характер персонажа, вызывает у зрителя собственные ассоциации, создает впечатление о спектакле. Например, цвет в костюме способен выразить эмоциональное состояние персонажа.

Декоративный цех
Декорации для постановок делают с расчетом, что они смогут хранится в складском помещении за пределами театра, пережить поездку в машине, и при установке на сцене, зритель каких-либо недостатков не увидит. Все декорации, вплоть до тех, что достигают высотой 3-4 метра, изобретаются здесь. Тут множество вещей, которые можно разглядывать бесконечно, восхищаться красотой и оригинальностью работы мастеров.

Костюмерный цех
Работа костюмером в театре - одна из самых незаметных, с одной стороны, а с другой является незаменимой для создания актерам неповторимых сценических образов. Хранятся тут сценические костюмы, как вновь пошитые, так и оставшиеся костюмы от прошлых постановок. Помимо этого, костюмер занимается контролем состояния костюмов и при необходимости отправляет их на стирку, починку или реставрацию. Костюмер, перед началом спектакля тщательно должен проверить комплектность одежды (помимо самого костюма, сюда входят аксессуары, головные уборы, обувь). И приведя все в соответствующий порядок, разносит одежду по гримеркам.

Реквизиторский цех
Реквизиторский цех вступает в работу над спектаклем самым первым, а заканчивает самым последним. Предметы мебели и интерьера, посуда и прочее - все на реквизиторе. Собрать, сохранить, а потом подобрать нужное. К реквизиту здесь очень бережное отношение, каждый предмет на счету. У каждого спектакля он свой, все разложено по своим местам. Каждая полка подписана, чтобы ничего не перепутать. Здесь есть все, ну или почти все, несъедобное не сразу отличишь от съедобного, настолько все правдоподобно сделано.

Столярный цех
Работа здесь непростая. Изготавливают тут декорационные лестницы, колонны, карнизы, двери, окна, мебель. Театральная мебель отличается облегченной конструкцией, но детали соединены прочно, так как она постоянно находится в эксплуатации. По готовым эскизам и чертежам делают всевозможные деревянные конструкции для сцены. Все собственноручно выпиливают из дерева столяры.

Бутафорский цех
Бутафория - изделия, изображающие настоящие предметы. Вазы, цветы, люстры. Невозможно перечислить все, что производится здесь. Создаются в этой мастерской и самые простые, и самые удивительные реквизиты. В ход идет все: ткань, бумага, пластмасса, пенопласт, фанера. Бутафоры воплощают в жизнь задумки художника-постановщика.
Воображение, творческий подход и профессиональное мастерство - вот самые важные инструменты бутафоров.

Монтировочный цех
На сцене вовсю идет подготовка к вечернему спектаклю - монтируются декорации, готовятся реквизиты. Монтировочный цех - рабочая сила, без которой ни декорации собрать - разобрать, ни мебель установить. Сборка декорации работа нелегкая. Если декорации сложные, монтировка начинается с самого утра.

Оказываясь за кулисами театра, ощущаешь себя внутри какого-то живого организма. Всегда приятно прийти и окунуться на несколько часов в необыкновенную атмосферу спектакля, но не менее захватывающей является и его изнанка.

Текст: Маргарита Новикова
Фото: Антон Комаров

Теги: волковский театр

Маргарита Новикова 
02 апреля