ФРАНЧЕСКО АТТОЛИНИ: «ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ БОГАТЫМ»
Кажется, что обычных слов недостаточно, хочется придумывать новые только для того, чтобы рассказать об этом невероятном человеке, чья жизнь похожа на красочную палитру, полную ярких событий и достижений. Нашему корреспонденту удалось взять у него интервью. Франческо Аттолини: Итальянский художник, покоривший Россию!
- Добрый день, Франческо! Готовясь к нашей беседе, я изучала материалы о тебе в сети интернет. Создалось впечатление, что они раскрывают твою личность несколько однобоко: обсуждается либо твоя деятельность в сфере моды, либо в области искусства. Однако мне кажется, что Франческо Аттолини - личность гораздо более многогранная, не так ли?
Под многогранностью я подразумеваю широкий спектр твоих интересов. Ведь многие художники ограничиваются лишь созданием картин.
- Да, все верно! Я не считаю себя художником, творящим исключительно по вдохновению или для удовольствия. Мой подход заключается в тщательном планировании проекта. Только когда концепция полностью сформирована в моем сознании, я приступаю к созданию - будь то живопись, видеосъемка или фотография. Для меня выставка - это синтез различных компонентов, а не просто набор работ.
На мой взгляд, одиночные произведения - будь то картина, видео или фотография - уже не столь интересны. Я стремлюсь максимально использовать различные медиа, поскольку ограничение одним форматом не дает мне полного удовлетворения.
- То есть, в основе всегда лежит идея, которую ты хочешь донести до зрителя, и уже вокруг нее выстраивается вся концепция проекта?
- Совершенно верно. Я не приступаю к работе без четко сформулированной концепции. Если я начинаю творческий процесс, это означает, что я уже мысленно визуализировал весь проект.
- Но такой метод не опирается на вдохновение. Это иной подход, не так ли?
- Пожалуй, это сочетание двух подходов в равной мере. Как ты отметила, у меня множество интересов и направлений деятельности, я не могу посвящать себя исключительно творчеству каждый день. Мне необходимо организовывать свое время подобно работе в офисе. Я планирую все заранее и уже примерно знаю, когда состоится моя следующая выставка - этой осенью, не позднее ноября.
Франческо - многогранная личность в мире искусства, подобная величественной мозаике, где каждый элемент отражает грань его таланта. Его видео-арт покорил даже Таймс-сквер в Нью-Йорке, а его мастерство сценографа нашло применение в стенах Национального театра французского сообщества в Брюсселе.
Его творческий гений не ограничивается лишь изобразительным искусством. Франческо создал неповторимый стиль для более полусотни ресторанов, организовал бесчисленное множество культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и основал там же первую международную галерею современного искусства - OIOIOI. Но что особенно примечательно - он обладает редким даром превращать любое художественное начинание в успешный коммерческий проект.
Путь Франческо в мир искусства начался с научной школы, откуда он поступил в Академию изящных искусств в Бари. Однако его амбиции простирались далеко за пределы родной Италии. Он стал первопроходцем среди студентов Бари, получив стипендию «Эразмус» для обучения в престижной Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Там, шагая по тем же коридорам, что некогда видели Магритта и Ван Гога, Франческо продолжил свой путь к вершинам мастерства.
- Франческо, давай вернемся к истокам. Был ли у тебя опыт работы исключительно по вдохновению, особенно на заре твоей карьеры? И вообще, как начинался твой путь в искусстве? Что побудило тебя стать художником?
- Мое знакомство с искусством началось очень рано. Помню, что создал свою первую работу маслом, когда мне было всего шесть или семь лет. В дальнейшем я получил разностороннее образование, охватывающее искусство, математику, спорт и менеджмент.
Моей специализацией в искусстве стала сценография. Пять лет я изучал архитектуру стен. Этот процесс включал в себя создание проекта, подобно архитектору, затем роспись больших стен в стиле монументального искусства и, наконец, реализацию всей конструкции вручную с помощью ассистентов. Это была необычная и увлекательная область, я наслаждался работой с масштабными настенными росписями.
Позже я приобрел видеокамеру и начал экспериментировать с видеосъемкой и монтажом. Так я увлекся видео-артом и начал создавать видеоинсталляции. На протяжении нескольких лет я был полностью погружен в работу с видео.
Затем наступил момент, когда я объединил видео-арт и монументальное искусство. После этого я начал комбинировать фотографию, видео и живопись. Мне нравится сочетать различные формы искусства, словно складывая их в единое целое, как в игре «Тетрис».
- Действительно, очень интересный подход. Мне кажется, он максимально соответствует запросам нашего времени, ведь мы живем в век диджитализации. Это впечатляет!
- Да, и у меня есть еще идеи на будущее, если хватит энергии - время я всегда найду. С опытом растут и требования к себе. Поэтому я уже не могу взяться за банальный проект. Как я уже говорил, я не способен делать что-либо просто так.
Это, возможно, минус для обычного художника, который просто создает и продает свои работы. Но для меня это преимущество, потому что я не могу работать иначе.
- Франческо, как ты считаешь, исчерпало ли себя понятие «искусство ради искусства»? Имеет ли право на существование искусство без бизнес-подхода в современном мире?
- Я ценю оба подхода. Искусство ради искусства, творчество, вдохновленное чистой идеей, всегда будет необходимо. Художник должен быть восприимчив к вибрациям мира вокруг него. Но я также поддерживаю идею искусства как бизнеса. Я не согласен с романтическим представлением о «бедном художнике». Напротив, я считаю, что художник должен быть богатым.
Финансовое благополучие позволяет художнику испытывать больше позитивных эмоций, чувствовать себя увереннее, использовать более качественные материалы, путешествовать, познавать мир. Все это, в свою очередь, дает дополнительную мотивацию и обогащает творческий процесс.
- Несомненно. Скажи, пожалуйста, существует ли конкуренция между художниками?
- Интересный вопрос. Говоря о своем опыте, без ложной скромности, но и без высокомерия, могу сказать, что у меня нет конкурентов. Я уже создал определенную репутацию, и все художники для меня - коллеги. Я всегда готов помочь им как куратор. Мне нравится организовывать выставки с другими художниками, работать в соавторстве, общаться с коллегами.
Для меня организация выставки, как организация свадьбы - все должно быть идеально. Например, последняя выставка с Татьяной Парфеновой, которую ты хорошо знаешь, для меня как наша художественная свадьба. Мы с ней друзья, много помогали друг другу. Эта выставка - воплощение нашей художественной любви.
- С кем из современных художников ты сотрудничаешь в настоящее время? С какими известными художниками ты создавал совместные проекты?
- У меня много международных связей и коллабораций с известными артистами. Среди них Олег Доу, французская художница Лоренс Йенкель, итальянские мастера Кристиан Балзано, Кристиан Чаретти, Марко Минотти, Коррадо Венециано, Тони Федерико.
Есть и те, с кем я еще не работал, поскольку сейчас живу в России, но поддерживаю связи и дружеские отношения. Возможно, в будущем появятся новые совместные проекты.
В 2009 году Франческо влюбился в Санкт-Петербург и решил остаться здесь. За 14 лет он стал одним из самых влиятельных иностранных художников в России. Организовал более 500 мероприятий и выставок, сотрудничал с ведущими брендами в ресторанном бизнесе, моде и искусстве, был назначен послом Апулии в мире и представителем итальянского стиля в России.
- Кстати, не могу не спросить: почему все-таки Россия? Наверное, ты уже устал отвечать на этот вопрос, но это действительно интересно.
- Все началось с того, что меня пригласил Фабио Мастранжело, известный дирижер. Он для меня как дядя, хотя мы не связаны кровным родством. Мы оба из Бари, наши родители были друзьями, поэтому мы близки, как родственники. Однажды он сказал мне: «Франческо, приезжай, я здесь один, мне скучно, покажу тебе Петербург». Я принял приглашение, а когда Фабио пришлось уехать по делам, он оставил мне ключи от квартиры. Так я прожил здесь 2-3 месяца и влюбился в Петербург - в его атмосферу, людей, архитектуру, абсолютно во все. Это произошло совершенно случайно. После этого я решил: все, меняю свою жизнь.
- Петербург часто сравнивают с Венецией. Как ты думаешь, это корректное сравнение?
- Нет, Петербург намного лучше Венеции. Венеция слишком влажная, скучная и вульгарная из-за наплыва туристов. Мне вообще не нравится Венеция. Там хорошо провести пару часов, потом становится утомительно. В Санкт-Петербурге гораздо лучше. Он в сто раз больше, в тысячи раз красивее, архитектура более интересная. Я не знаю, кто провел такое сравнение, но оно совершенно неверно.
- Как ты считаешь, сильно ли отличается российский менталитет от итальянского? В лучшую или худшую сторону?
- На самом деле, они очень похожи. Менталитет жителей Петербурга очень близок к менталитету жителей Апулии, моего родного региона. А вот москвичи больше похожи на жителей Милана.
- То есть между Петербургом и Москвой ты, не задумываясь, выбрал бы Петербург?
- Да, конечно. Если бы я больше ценил деньги, то с удовольствием жил бы в Москве. Но я больше люблю красоту и мосты, как ты сказала. Я предпочитаю Петербург. В Москве я могу провести два дня в месяц по работе, но вряд ли больше.
- Насколько я знаю, ты какое-то время жил в Москве?
- Да, в Москве я жил три недели из месяца на протяжении двух лет. У меня была галерея в Юдашкин Палас. Валентин Юдашкин был моим партнером. Моя галерея располагалась на первом этаже, это был шикарный проект. У нас сложились хорошие отношения с Юдашкиным и всей его командой. После этого проекта мы продолжали дружить. Жаль, что его больше нет с нами.
Последний раз я видел его на показе в Петербурге в отеле Lotte. Мы поговорили пять минут, вспомнили наши добрые времена, когда создавали очень хорошие, уникальные проекты с известным российским PR-специалистом Андреем Фоминым. Мы создали лучший клуб для женщин-предпринимателей. Это был уникальный проект, куда я пригласил много знаменитых итальянских кураторов и художников. Среди них был Витторио Сгарби, очень известный итальянский куратор.
Валентин был очень рад и доволен, он любил итальянских художников, итальянскую культуру, итальянских кураторов. Остались хорошие воспоминания.
Франческо никогда не сидит на месте. Его работы путешествуют по миру больше, чем многие из нас: он участвовал в Венецианской биеннале (дважды!), а также в биеннале Москвы, Сантьяго и Флоренции. Выставлялся в Триеннале Милана, музее Lu.C.C.A., и даже в тюрьме в Бельгии. Его видео-арт показывали в Лос-Анджелесе, Майами, Нью-Йорке и Бангкоке.
- Как ты оцениваешь свои достижения? Считаешь ли ты, что уже достиг вершины успеха, или у тебя есть еще нереализованные амбиции, необходимые для полной самореализации? Соответствует ли твой нынешний успех тому, к чему ты стремился, или твои мечты простираются гораздо дальше?
- Это, действительно, глубокий вопрос. Ты интересуешься, стремлюсь ли я к большему или как я планирую достичь большего?
- И то, и другое интересует меня.
- Весьма проницательный вопрос.
- Позволь сформулировать иначе. Считаешь ли ты себя успешным человеком? И соответствует ли твой нынешний успех твоим собственным ожиданиям?
- Безусловно, трудно однозначно оценить успех, но я могу с гордостью отметить свое участие в двух Венецианских биеннале, а также в биеннале в Москве, Чили и Флоренции. Как художник, едва ли я мог мечтать о большем. Меня всегда представляли престижные галереи.
Возможно, мне еще предстоит войти в десятку лучших галерей мира. Однажды я был очень близок к этому, участвуя в нескольких проектах. Однако достичь этого непросто, учитывая специфику арт-системы. Честно говоря, я не вполне понимаю механизм попадания в этот круг, там редко встречаются люди моего склада. Требуется сочетание многих факторов: репутации, связей. Но приглашения часто основываются не только на репутации.
Будь всё иначе, они бы сами связались со мной: «Где ты? В России? Приезжай к нам». Это особый мир. Репутация, связи, нахождение в правильных кругах - всё это имеет значение. Галереи, ищущие новых художников, ожидают увидеть и их коллекционеров. Понимаешь? Они приобретают весь комплекс. Вероятно, для меня сейчас реально попасть в одну из топовых галерей, но я особо не стремлюсь к этому.
Что касается дальнейшего успеха... Мне нужно об этом поразмыслить. Я не уверен в том, что для меня сейчас означает успех.
- Да, действительно, важно понять, что для тебя является успехом.
- Раньше это было участие в Венецианской биеннале. Я достиг этого дважды, и третий раз уже не кажется необходимым. Или продажа видео, картин - я уже многократно это осуществил. Разумеется, я всегда рад новым продажам. Но, честно говоря, сейчас я затрудняюсь определить, что означает успех для Франческо Аттолини. Новые достижения, новые горизонты. Возможно, стоит провести некий эксперимент.
- Возможно, это и к лучшему. Тем интереснее, что сейчас ты об этом размышляешь. Значит, возможно, ты еще нас чем-то удивишь?
- Несомненно.
- Скажи, пожалуйста, как ты относишься к критикам? Ты их любишь, ненавидишь, и часто ли их восприятие твоего творчества отличается от того, что ты вкладываешь в свои произведения?
- Я уже давно не придаю значения их мнению, потому что если начать прислушиваться ко всем суждениям, можно потерять собственный путь. В молодости я очень огорчался из-за критики. Сейчас... Не вижу в этом смысла. Если кому-то не нравится, что ж, двигаемся дальше.
- У тебя ведь есть собственная галерея, не так ли?
- Да, совместно с двумя русскими партнерами. Это галерея, которую мы создали вместе. Я очень этим горжусь и готов ответить на любые вопросы о ней.
- А как ты пришел в ресторанный бизнес? И почему именно рестораны? И почему решил совместить эти сферы?
- Потому что я люблю искусство и люблю кулинарию. Мне нравится то, как эти две сферы переплетаются. Это потрясающее сочетание.
К тому же, могу сказать, что мой первый опыт в России был не просто галереей. Это была OIOIOI Art Gallery, ставшая первой международной галереей в России, которую я создал вместе с одним русским галеристом. А также Che Bar & Gallery – очень стильный бар и художественная галерея. Не ресторан, как сейчас, а скорее бар. Для меня это был знак, что нужно создать что-то подобное снова, но с новой душой, новой энергией, новыми интересами. Это новая глава, основанная на новых идеях. Своего рода апгрейд.
- Расскажи, пожалуйста, о твоем новом ресторане в пространстве SENO. В чем, на твой взгляд, его особенность? Почему именно туда стоит прийти?
- Решение открыть ресторан именно там возникло после моего личного разговора с владельцем пространства SENO, Эдуардом Гориным. Мы выбрали это место, потому что оно действительно уникально. Это пространство, как известный российский бренд, который не нуждается в представлении - сравнимый по узнаваемости с Ginza или Italy Group, если ты понимаешь, о чем я.
Здесь собраны уникальные и оригинальные магазины, рестораны, есть мультимедийный музей, повсюду расставлены скульптуры. Это очень творческое пространство. Достаточно просто заглянуть туда, чтобы сразу почувствовать мощную энергетику, творческий дух. Каждые выходные там звучит живая музыка.
Мы подали заявку, еще и потому, что они сами выбирают своих резидентов - это очень интересно.
- То есть там проводится своего рода кастинг?
- Совершенно верно. Нельзя просто так арендовать там помещение. Сначала они собирают информацию о вас, изучают, кто вы, какие у вас проекты, и только после этого принимают решение о сдаче помещения.
- А в плане особенностей твоего ресторана, в чем его уникальность, на твой взгляд?
- Отличительная черта ATTOLINI Restaurant & Gallery – это итальянская кухня, которая удачно сочетает традиционные рецепты южной Италии, в частности, Апулии и Бари, с инновационным подходом нашего итальянского шеф-повара. Он имеет богатый опыт работы как в Италии, так и здесь, сотрудничал с несколькими известными шеф-поварами, постоянно учился и совершенствовался. В результате у нас получилась очень интересная кухня. Это не высокая гастрономия с её минимализмом и крошечными порциями, а традиционная еда, но поданная очень красиво.
- То есть блюда готовятся по исконно итальянским рецептам?
- Да, у нас много вкусных блюд по старинным семейным рецептам. Например, наш лимончелло делается из домашних лимонов по секретному бабушкиному рецепту. Есть несколько видов супов, включая рыбный, черные равиоли с морепродуктами и другие блюда.
- А есть ли у тебя какое-то любимое блюдо? Вот, например, ресторан «Гастрономика», Татьяна Буланова хвалит в своем ресторане пиццу и пасту с крабом, а у тебя?
- Я очень люблю пасту с морепродуктами, ведь я родом из Бари, и морепродукты - моя слабость. Ещё обожаю нашу пиццу Маргариту. Она у нас превосходная: готовится из лучшей итальянской муки, неаполитанских помидоров Сан Марцано, моцарелла хоть и российская, но сделана итальянским мастером. Тесто выдерживается 72 часа, и пицца получается чем-то средним между римской и барийской – с хрустящей и очень вкусной корочкой. Ещё я люблю ризотто с пармезаном и говяжьим тартаром сверху.
- В завершение хотелось бы спросить, есть ли у тебя какие-то планы, о которых ты хотел бы рассказать, помимо выставки, запланированной на сентябрь? Может быть, ты хочешь поделиться чем-то еще с нашими читателями?
- Да, у меня есть планы, которых мы еще не касались в нашем разговоре. С сентября по ноябрь мы открываем новый сезон, и у нас запланировано множество выставок. Будет моя персональная выставка, далее выставки Christian Balzano, Matteo Nuti и Marco Morosini.
У нас есть чёткий план вплоть до декабря.
- Замечательно. Обожаю, когда все распланировано на много месяцев вперед!
Несмотря на все достижения, Франческо остается открытым и дружелюбным человеком. Он постоянно экспериментирует, не боится новых вызовов и умеет находить красоту в самых неожиданных местах.
Вот такой он, Франческо Аттолини - художник, предприниматель, новатор и просто удивительный человек. Его жизнь - это настоящее произведение искусства, постоянно меняющееся и развивающееся. И кто знает, чем он нас удивит в следующий раз?
Беседовала: Василиса Демидова
Материал подготовила: Екатерина Иванова